Русский | English   поискrss RSS-лента

Главная  → История отечественной вычислительной техники  → Персональные ЭВМ  → Приложение. Сравнение графических возможностей-1

Приложение. Сравнение графических возможностей-1

Давайте посмотрим, чем отличаются графические способности разных моделей отечественных домашних ПК на примере простейшей программы «Виражи» на Бейсике, рисующей цветные линии, отражающиеся от краёв экрана. В первом снимке экрана цвет изменяется медленно (примерно 1 раз на 70 линий), во втором — быстро, каждая новая линия рисуется новым цветом.

Рабочее поле во всех случаях равно 256×176 точек (это предельный размер экрана в Бейсике для ZX Spectrum, а общее разрешение экрана у «Спектрума» (как и у ПК8000) равно 256×192 точки), поэтому у ПК со значительно большим размером экрана (у «Вектора» и БК он в данном случае равен 256×256 точек) есть широкие неиспользуемые полосы примерно в четверть экрана. Так что эти картинки неплохо показывают и реальную разницу в типичном разрешении экрана.

Надо заметить, эти 4 варианта прекрасно охватывают почти все модели советских ПК, оснащенные цветной графикой.

Вектор-06Ц

(а также ПК-6128Ц, «Криста-2» и «Вектор Старт-1200»;

аналогичные графические режимы имеют и некоторые усовершенствованные «Спектрум»-совместимые модели — например, ATM Turbo).

Разрешение: 256×256 точек, видеоОЗУ: 32 Кбайт.

Сравнение графики Вектор-06Ц снимок 1

Рис. 190. Сравнение графики Вектор-06Ц снимок 1

Сравнение графики Вектор-06Ц снимок 2

Рис. 191. Сравнение графики Вектор-06Ц снимок 2

16 одновременно выводимых на экран цветов, причём любая точка экрана может быть окрашена в любой из этих цветов. При этом у «Вектора-06Ц» и ПК-6128Ц эти 16 цветов могут быть произвольно выбраны из общей палитры в 256 цветов. Это наиболее универсальная организация графического экрана с наибольшим цветовым разрешением, позволяющая с высоким качеством отображать любые виды графики.

ПК8000

(а также ПК8002 и «Орион-128» в 16-цветном режиме

(только у «Ориона» разрешение экрана в два раза больше — 384×256)).

Разрешение: 256×192 точки, видеоОЗУ: 12 Кбайт (у «Ориона-128» — 24 Кбайт).

Сравнение графики ПК8000 снимок 1

Рис. 192. Сравнение графики ПК8000 снимок 1

Рис. 193. Сравнение графики ПК8000 снимок 2

Рис. 193. Сравнение графики ПК8000 снимок 2

У ПК с графикой наподобие стандарта MSX доступно 15 жёстко заданных цветов (у ПК8002 — программируемых из палитры 256 цветов), но при выборе цветов точек есть существенное ограничение — каждое знакоместо (горизонтальная черта) размером 8×1 точек может содержать не более двух цветов (один из 15 цветов изображения и один из 15 цветов фона). Поэтому цветовое разрешение здесь заметно ниже, чем у «Вектора» — при рисовании линий принудительно «перекрашиваются» все точки, попадающие в знакоместо из 8 горизонтальных точек, а не только точки самой линии. Этот эффект прекрасно виден на втором снимке, где проявляется множество «паразитных» цветных прямоугольников шириной 8 точек разной высоты. Такая графика хорошо подходит для игр и развлечений (позволяя получить довольно красивую, многоцветную и достаточно сложную картинку при небольшом объеме видеопамяти), но невозможность точного отображения произвольной графики (а у ПК8000 — также и отсутствие высокого разрешения экрана) затрудняет профессиональное и учебное использование таких ПК.

БК-0010

(а также БК-0011, БК-0011М (у них дополнительно есть возможность выбора одной из 16 палитр),

«Львов» ПК-01 (4 цвета выбираются из 8-цветной палитры),

IBM PC c CGA-видеокартой (несколько вариантов 4-цветных палитр) и совместимые с ним «Поиск», «Ассистент-128», МК88, МС1502 и т. д.,

«Искра-1080» (4 цвета выбираются из 16-цветной палитры и разрешение значительно выше — 384х256),

«Орион-128» в 4-цветном режиме (два варианта 4-цветных палитр, разрешение 384х256),

ПК8002 в 4-цветном режиме (цвета программируются из палитры 256 цветов)).

Разрешение: 256×256 точек (у CGA — 320х200), видеоОЗУ: 16 Кбайт (у «Искры 1080» и «Ориона» — 24 Кбайт).

Сравнение графики БК-0010 снимок 1

Рис. 194. Сравнение графики БК-0010 снимок 1

Сравнение графики БК-0010 снимок 2

Рис. 195. Сравнение графики БК-0010 снимок 2

У БК-0010 — всего 4 жёстко заданных цвета (чёрный, красный, синий, зелёный), но, как и у «Вектора», любая точка может быть окрашена в любой из этих цветов, что также означает высокое цветовое разрешение, хотя и с небольшим выбором цветов (у других ПК эти 4 цвета могут быть программируемыми из большего набора (8, 16 или 256 цветов) либо поддерживаются несколько вариантов 4-цветных палитр). Как видим, этот режим, встречающийся у совершенно разных ПК, обеспечивает неплохое качество графики, позволяя рисовать достаточно сложные картинки, однако ограниченный набор цветов несколько раздражает и выглядит бедновато. В целом, такой режим нормально подходит как для игр, так и для учебной или профессиональной графики (причём, почти все перечисленные ПК с такой графикой (кроме «Львова») поддерживают и достаточно высокие разрешения — от 384х256 до 512х256 или 640х200).

ZX Spectrum (а также все многочисленные «Спектрум»-совместимые ПК).

Разрешение: 256×192 точки, видеоОЗУ: 6,75 Кбайт (6 Кбайт — изображение и 768 байт —атрибуты).

Сравнение графики ZX Spectrum снимок 1

Рис. 196. Сравнение графики ZX Spectrum снимок 1

Сравнение графики ZX Spectrum снимок 2

Рис. 197. Сравнение графики ZX Spectrum снимок 2

Графика очень напоминает ПК8000 (MSX), но цветовое разрешение, можно сказать, ещё в 8 раз ниже — один из 8 цветов изображения и фона (однобайтовый атрибут) задаётся для знакоместа размером 8×8 точек (плюс для всего знакоместа можно задать повышенную яркость, что обеспечивает на экране до 15 разных цветов). Соответственно качество произвольной графики здесь наихудшее: на снимках видно, что при массовом наложении линий вместо отдельных цветных отрезков получаются большие цветные области с грубыми ступенчатыми краями (первый снимок) или вообще набор крупных цветных квадратов (8×8 точек) и линий (второй снимок), что, конечно, совсем не похоже на то, что должно было бы получиться «в теории» (см. картинки для «Вектора»). Этот вариант приемлем для дешёвых домашних ПК, рассчитанных на игры и отчасти обучение (когда можно пренебречь точностью отображения цветной графики), но малопригоден для более серьёзного применения компьютера (к тому же у ZX Spectrum нет и высокого разрешения экрана). 

2 Июня 2016

Проект Эдуарда Пройдакова
© Совет Виртуального компьютерного музея, 1997 — 2017