Виртуальный компьютерный музей.
Русский | English   поискrss RSS-лента

Главная  → История развития электросвязи  → 

Легендарные экспедиции LI2B (хроника)

Если раньше достаточно было открыть остров – и ты уже считался путешественником, то сегодня этот остров нужно "рассмотреть в микроскоп".

Бенгт Даниельссон – участник плавания на "Кон-Тики".

1947 г.

Кон-тики

Перед первой своей экспедицией, известный норвежский путешественник и исследователь Тур Хейердал [1914 - 2002] и ещё пятеро членов его команды: радисты – Кнут Хаугланд (LA3KY) [1917 - 2009]и Турстейн Робю (бывший военный радист) [1918 (1920) - 1964], а также члены экипажа – Бенгт Даниельссон, Эрик Хессельберг и Герман Ватцингер, прибыли в Перу, где из бальсового дерева и других природных материалов построили плот. Его они назвали “Кон-Тики”. К  такому плаванию их подтолкнули старинные летописи и рисунки испанских конкистадоров с изображением плотов инков, а также местные легенды и археологические свидетельства, позволявшие предполагать, что между Южной Америкой и Полинезией могли быть контакты.

7 августа 1947 г., по прошествии 101-го дня мореплавания, “Кон-Тики”, преодолевший в Тихом океане 4300 морских миль (8000 км), прибило к рифам атолла Рароиа островов Туамоту. Во время плавания, в эфире звучал позывной LI2B (использовался американский приёмник “NC-173” и армейский передатчик времён второй мировой войны - “British Mark II”). Проводились постоянные трафики с W1AW (на частоте 13,990 МГц).

Кон-тики

Книга Тура Хейердала “Kon-Tiki” (1950. – 263 c.) была переведена на 66 языков мира, а документальный фильм об экспедиции, снятый Хейердалом во время плавания, получил в 1951 г. премию “Оскар”.   

Радист Knut Haugland (LA3KY).

Радист Knut Haugland (LA3KY).

1969-1970 гг.

Тур Хейердал построил две лодки из папируса и попытался пересечь Атлантический океан, выбрав отправной точкой своего плавания берег Марокко в Африке. Первая лодка, спроектированная по рисункам и макетам лодок Древнего Египта и названная “Ра” (Pa – по древнеегипетской мифологии бог солнца, почитался как царь и отец богов, отождествлялся с богом Амоном), была построена специалистами с озера Чад (Республика Чад) из камыша, добытого на озере Тана в Эфиопии.

В середине мая 1969 г. “Pa” вышла в Атлантический океан с побережья Марокко. В составе ее экипажа были: Тур Хейердал (Норвегия), Норман Бейкер (США) – радист и штурман, Карло Маури (Италия), Юрий Сенкевич (СССР)  [1937 - 2003] – врач, Жорж Сориал (Египет), Сантьяго Хеновес (Мексика) и Абдулла Джибрин (Чад). 

Главными координаторами трафиков с LI2B были норвежцы (LA5KG и LA7RF). Им активно помогали ленинградцы - Алексей Старков (UA1BX, МС СССР [S.K. – 30.04.2011]) и операторы “коллективки” ЛИАП - UA1KBW (ныне – СГУВАП, RU1A). На UA1KBW постоянно дежурили – Валерий Коровин (ныне – RZ9WX) и Вадим Мохов (позже – RU1AP, ныне – S.K.). Первое QSOс LI2B у них состоялось 30 мая. В свой аппаратный журнал удалось записать QSO Александру Камалягину (UA4IF, МС СССР, СВК, ныне – S.K.) – 28 июня и Георгию Джунковскому (UA1AB, к.т.н., лауреат Государственной премии, ныне – S.K.) – 18 июля.

Вечером 8 июля, Юрию Сенкевичу удалось услышать голоса своего отца – Александра Осиповича и дочери Даши, которые специально  для этого  приехали на UA1KBW. По возвращению домой, в Ленинград к своим эфирным друзьям приезжал и сам Юрий Сенкевич.     

По прошествии нескольких недель “Ра” стал сгибаться из-за конструктивных недостатков, погружаться кормой в воду и, в конце концов, разломился на части. Команда была вынуждена оставить судно.

В 1970 г. другая лодка, “Ра-II”, доработанная с учётом опыта предыдущего плавания, была построена мастерами с озера Титикака в Боливии и также из Марокко отправилась в плавание, на этот раз увенчавшееся полным успехом. Лодка достигла Барбадоса, продемонстрировав тем самым, что древние мореплаватели могли совершать такие плавания. Об этих экспедициях была написана книга “Экспедиции на “Ра” и создан документальный фильм.

Экипаж “Ра-II”: к Туру Хейердалу, Норману Бейкеру,  Карлу Маури,  Юрию Сенкевичу, Жоржу Сориалу, Сантьяго Хеновесу добавились Кей Охара (Япония) и Мадани Аит Уханни (Марокко).

Координаторами радиосвязей с LI2Bстали ленинградцы – Алексей Старков (UA1BX, МС СССР) и операторы UA1KBW (В. Коровин и  В. Мохов, ныне – RU1A). В свой аппаратный журнал удалось записать QSO  Георгию Джунковскому (UA1AB) и Александру Камалягину (UA4IF).

1977-78 гг.

В 1977 г. Тур Хейердал построил уже тростниковую лодку – “Tigris” (на русском яз. – “Тигрис”), задачей которой было продемонстрировать, что между Месопотамией и Индской цивилизацией в лице современного Пакистана могли существовать торговые и миграционные контакты. Лодка была построена в Ираке и отправилась в плавание через Персидский залив в Пакистан, а оттуда к Красному морю. По прошествии примерно пяти месяцев плавания “Тигрис”, сохранявший свои мореходные качества, был сожжён в Джибути 3 апреля 1978 г. – в знак протеста против войн, разгоревшихся в районе Красного моря и Африканского Рога.

У “Тигриса” были тяжёлые дни. В сильный шторм на помощь папирусной  лодке пришёл советский теплоход “Славск”, взял его на буксир и в течение двух дней отбуксировал к Бахрейну. Радистом “Славска” был Роман Липский – воспитанник Херсонской СЮТ (UK5GAB). В труднейших условиях только радиосвязь помогла добиться нужного взаимодействия. Уставшего Нормана Бейкера сменял Юрий Сенкевич и, работая, как заправский радист, чётко поддерживал связь между теплоходом и “Тигрисом”. Все закончилось благополучно и “Тигрис” продолжил свое плавание.

В своем открытом письме Генеральному секретарю ООН Курту Вальдхайму Хейердал, в частности, написал:  

“Сегодня мы сжигаем наше гордое судёнышко… в знак протеста против проявлений бесчеловечности в мире 1978 года, в который мы возвратились из открытого моря. Нам пришлось остановиться у входа в Красное море. В окружении военных самолетов и кораблей наиболее цивилизованных и развитых стран мира, не получив разрешения на заход от дружественных правительств, руководствующихся соображениями безопасности, мы были вынуждены высадиться в маленькой, ещё нейтральной Республике Джибути, потому что кругом соседи и братья уничтожают друг друга, пользуясь средствами, предоставленными теми, кто возглавляет движение человечества по пути в третье тысячелетие.

 Мы обращаемся к простым людям всех индустриальных стран. Необходимо осознать безумные реальности нашего времени… С нашей стороны будет безответственным не требовать от тех, кто принимает ответственные решения, чтобы современное оружие не предоставлялось народам, которых наши деды корили за секиры и мечи.

Наша планета больше камышовых бунтов, которые пронесли нас через моря, и все же достаточно мала, чтобы подвергнуться такому же риску, если живущие на ней люди не осознают неотложной необходимости в разумном сотрудничестве, чтобы нас и нашу общую цивилизацию не постигла участь тонущего корабля”.

Экипаж “Тигриса”: Тур Хейердал, Норман Бейкер, Карло Маури, Юрий Сенкевич, Ханс Петтер Бен (Норвегия), Норрис Брок (США), Асбьерн Дамхус (Дания), Герман Карраско (Мексика), Рашад Назир Салим (Ирак), Тору Судзуки (Япония) и Детлеф Цольтцек (ФРГ).                                                                          

Главным координатором радиосвязей с “Тигрисом” был Валерий Агабеков (UA6HZ), а его постоянными помощниками были: Геннадий Гуляев (UY5XS, ранее – UA3HK, ныне – UA4HLK), Александр Беспальчик  (UA4RO, ныне – S.K), Георгий Ходжаев (UA4PW, ныне – S.K.),  Владимир Миткевич (UW3DR, позже: RW3DR, U3DR, ныне – S.K) и Васил Терзиев (LZ1AB). Дома Валерию часто помогал его родной брат Владимир (UW6FZ, ныне – S.K).

 Периодические переговоры Юрия Сенкевича с его семьей осуществлялась через радиостанцию Константина Хачатурова (UW3HV, ныне – RT3A).     

За время плавания “Тигриса” было проведено более 60 сеансов служебной радиосвязи, более 360 QSOs (из них около 240 – с коротковолновиками СССР).

Тигрис

По просьбе Валерия Агабекова, экипаж лодки (после её сожжения) на некоторое время приютил старый друг Валерия – Петрос Рейсян (Bedros Reissian – J28AZ, позже: ET3AZ,  в Марселе – F6GZA, ныне - S.K.). Спустя несколько лет, Петрос приезжал в гости к Валерию Агабекову и Юрию Сенкевичу. Петрос привез Валерию в подарок малогабаритный КВ-трансивер FT-77B, который в 1988 г. (после землетрясения) им был передан в Армению…

В 1989 г. было  ещё одно посещение Петросом своих друзей.

В 1978 г. гостем журнала “Радио” был Юрий Сенкевич.  На эту встречу приехали и его эфирные корреспонденты: Валерий Агабеков (UA6HZ), Алексей Старков (UA1BX), Руслан Мания (UF6HV, ныне – S.K.), Константин Хачатуров (UW3HV), Владимир Миткевич (UW3DR), Виктор Захаров (UA3FU, ныне – S.K.) и Анатолий Волынщиков (UW3DH, ныне – RX3AU).

Литература и источники:

  1. Журнал “Радио” (№11/1969 – c. 26-27; №1/1970 – c. 20; №11/1978 – c. 17-18).
  2. Материалы из Интернета.
  3. Личный архив UA6HZ.
  4. Георгий Члиянц, UY5XE. Легендарные экспедиции Тура Хейердала. "Радиомир. КВ и УКВ": №8/2011, c. 3-4.

Статья помещена в музей 24.12.2012, с разрешения автора.

Проект Эдуарда Пройдакова
© Совет Виртуального компьютерного музея, 1997 — 2017