К пятнадцатилетию системы КОСПАС-SARSAT
История развития электросвязи

К пятнадцатилетию системы КОСПАС-SARSAT

В этом году исполнилось 15 лет со дня подписания межправительственного соглашения о сотрудничестве в рамках международной программы КОСПАС-SARSAT, предусматривающей объединение сил для обнаружения терпящих бедствие судов и самолетов в любой точке земного шара. Работы по ней были начаты задолго до этого события на основании двустороннего соглашения между СССР и США, подписанного в Москве в 1977 г. Затем к программе присоединились Франция и Канада.

В 1982 г. в СССР запустили спутник "Космос-1383", который вскоре помог реально спасти людей – граждан Канады и доказал работоспособность установленного на нем оборудования. В 1984 г. отечественную подсистему КОСПАС приняли в опытную эксплуатацию. В 1988 г. было подписано новое международное соглашение по системе КОСПАС-SARSAT.

Сегодня в работе системы участвуют 33 страны. Всего за 20 лет существования проекта- было спасено более 15 тыс. человек, из них 600 россиян и граждан СНГ. Общее количество спутниковых радиобуев системы, работающих на частоте 406 МГц, уже давно превысило 100 тыс., и они обслуживают транспортные средства авиационной, морской и сухопутной подвижных служб, а также стационарные объекты, передающие данные экологического и промышленного мониторинга.

В свое время в формировании системы активное участие приняли предприятия Министерства промышленности средств связи (МПСС) СССР, в том числе МНИИРС. Здесь было разработано телекоммуникационное оборудование спутников и аварийные радиобуи. Позднее серийное производство радиобуев было освоено на Ярославском и Севастопольском радиозаводах. Наземные станции приема и обработки спутниковой информации были развернуты в Москве, Архангельске и Находке.

В рамках системы комплекс приемо-передающего оборудования спутника, например отечественной "Надежды", принимает сигнал с аварийного буя и передает его на ближайшую наземную станцию приема, где автоматически определяется местоположение терпящего бедствие объекта, его принадлежность к той или иной стране, время аварии и т. д., после чего эти данные транслируются в соответствующий координационный центр и ближайшую к месту происшествия поисково-спасательную службу. Точное обнаружение аварийного объекта облегчается наличием на буе дополнительного радиомаяка, работающего на частоте авиационной спасательной службы.

До сегодняшнего дня комплексы "Надежда" устанавливались на российские спутники "Цикада", запускаемые для навигационной системы ВМФ "Парус". Партнеры России – США, Канада и Франция – устанавливали комплекты совместимого оборудования SARSAT на американские метеорологические спутники GOES и NОАА, что позволило в конечном итоге сформировать глобальную систему обнаружения терпящих бедствие судов, самолетов и людей, попавших в беду.

Сегодня с российской стороны работу группировки КОСПАС обеспечивают РНИИ космического приборостроения (руководитель и координатор работ) и омское ПО "Полет" (изготовитель спутников "Цикада"). Хотя эти космические аппараты (КА) используют схемотехнические решения более чем двадцатилетней давности, за прошедший период удалось в среднем в три раза увеличить срок их активной работы на орбите. К тому же уже создан современный специализированный спутник для системы КОСПАС на основе малого КА "Стерх". Первый запуск такого спутника-спасателя ожидается в IV квартале 2004 г. С 2005 г. оснащение устройствами системы КОСПАС-SARSAT станет обязательным для использования всеми самолетами (на кораблях спутниковые радиобуи в составе штатного оборудования должны размещаться уже с середины 1990-х годов). Кроме того, в последнее время созданы и персональные аварийные спутниковые радиобуи, предназначенные для туристов, геологов, военных и т. д.

Статья опубликована в PC Week/RE № 36 от 30.09.2003 г., стр. 20.
Перепечатывается с разрешения редакции