О рекомендациях по информационному содержанию и организации WEB-сайтов кредитных организаций в сети Интернет.
Русский | English   поискrss RSS-лента

Главная  → Документы и публикации  → О рекомендациях по информационному содержанию и организации WEB-сайтов кредитных организаций в сети Интернет

О рекомендациях по информационному содержанию и организации WEB-сайтов кредитных организаций в сети Интернет

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Письмо от 3 февраля 2004 г. N 16-Т

В связи с принятием Указания Банка России от 14 апреля 2003 года N 1270-У "О публикуемой отчетности кредитных организаций и банковских/консолидированных групп", зарегистрированного в Минюсте России 5 мая 2003 года, N 4488 ("Вестник Банка России" от 15 мая 2003 года N 25), Банк России направляет Рекомендации по информационному содержанию и организации WEB-сайтов кредитных организаций в сети Интернет, которые целесообразно использовать кредитным организациям при создании своих WEB-сайтов.

Указание оперативного характера Банка России от 7 мая 2003 года N 70-Т "О рекомендациях по информационному содержанию и организации WEB-сайтов кредитных организаций" ("Вестник Банка России" от 15 мая 2003 года N 25) отменяется.

Доведите Рекомендации по информационному содержанию и организации WEB-сайтов кредитных организаций в сети Интернет до сведения кредитных организаций.

Приложение к Указанию оперативного характера Банка России от 03.02.2004 N 16-Т

Рекомендации по информационному содержанию и организации WEB-сайтов кредитных организаций в сети Интернет

Глава 1. Общие положения

1.1. Настоящие Рекомендации по информационному содержанию и организации WEB-сайтов кредитных организаций в сети Интернет (далее – Рекомендации) разработаны в целях упорядочения процесса создания и организации представительств кредитных организаций (далее – КО) в Интернете. Следование Рекомендациям будет способствовать снижению типовых банковских рисков, связанных с применением в банковской деятельности интернет-технологий, повышению прозрачности деятельности КО, формированию у клиентов (в том числе потенциальных) полного представления о КО, повышению доверия к ним.

1.2. В настоящих Рекомендациях используются следующие основные понятия:

дистанционное банковское обслуживание (далее – ДБО) – осуществление банковских операций и сделок для клиентов КО с использованием телекоммуникационных систем;

информационные технологии – технологии, использующие средства вычислительной техники и телекоммуникаций для создания, сбора, хранения, обработки и передачи информации различных видов (символьной, графической и т. п.);

интернет-технологии – информационные технологии, используемые КО для дистанционного банковского обслуживания клиентов через Интернет, а также для получения и распространения информации, связанной с деятельностью КО;

WEB-сервер – совокупность компьютерных программно-технических средств, обеспечивающих WEB-представительство в Интернет;

WEB-сайт – представляемая в Интернет иерархически организованная, непосредственно адресуемая совокупность связанных визуально воспринимаемых информационных страниц и элементов управления доступом к программно-информационным средствам WEB-сервера. По своему функциональному назначению WEB-сайты подразделяются на:

информационные – используются для распространения на постоянной основе сведений, характеризующих КО и их деятельность. WEB-сайты данного вида могут также использоваться как средство интерактивного взаимодействия с пользователями для получения от них той или иной информации или передачи информации в их адрес без проведения операций в рамках ДБО;

операционные – используются для осуществления клиентами КО банковских операций и сделок в рамках ДБО.

Демонстрационные версии интерфейсов систем ДБО – функциональные программные модели систем ДБО, позволяющие имитировать проведение предусмотренных в рамках ДБО банковских операций на тестовых данных.

Глава 2. Состав сведений, размещаемых на информационных WEB-сайтах

2.1. Банк России рекомендует размещать на принадлежащих КО или арендуемых ими информационных WEB-сайтах следующие сведения о КО:

2.1.1. Установочные:

2.1.2. Функциональные:

2.1.3. Отчетные:

бухгалтерская и финансовая отчетность за два последних истекших года, включая:

Годовой отчет с мнением аудиторской организации о его достоверности (по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным) в составе:

Квартальный отчет с мнением аудиторской организации (индивидуального аудитора) или без него о достоверности этого отчета (по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября) в составе:

2.2. При наличии актуальной бухгалтерской, финансовой и статистической отчетной информации, размещенной на WEB-сайте Банка России, возможно размещение на WEB-сайте КО ссылок на соответствующие страницы представительства Банка России в Интернете.

2.3. В случае использования КО нескольких WEB-сайтов все перечисленные выше установочные, функциональные и отчетные сведения рекомендуется размещать на одном из них.

2.4. При размещении КО информации на WEB-сайтах следует обеспечивать ее достоверность, полноту и актуальность, поскольку это способствует формированию у клиентов (в том числе потенциальных) обоснованного мнения об этих организациях для выработки и принятия решений относительно возможного использования предоставляемых ими услуг. При этом следует обеспечивать соответствие распространяемой КО в Интернете информации сведениям, представляемым в Банк России и публикуемым в средствах массовой информации.

Глава 3. Особенности организации операционных WEB-сайтов

3.1. Дистанционное банковское обслуживание с использованием Интернет-технологий предполагает возможность доступа к банковским данным через общедоступные информационные каналы (открытые системы связи). Вследствие этого особенности организации операционных WEB-сайтов обусловлены необходимостью обеспечения безопасности совершения операций в рамках ДБО и банковских автоматизированных систем КО. Настоящие рекомендации направлены на снижение рисков, связанных с использованием современных компьютерных информационных технологий в банковской деятельности. При этом порядок регистрации клиентов, способ и порядок доступа к операционному WEB-сайту, а также перечень применяемых средств обеспечения информационной безопасности определяются КО самостоятельно.

3.2. Адрес операционного WEB-сайта КО рекомендуется рассматривать как конфиденциальную информацию и сообщать его только зарегистрированным пользователям систем ДБО в порядке, определяемом КО.

3.3. Не рекомендуется использовать прямые ссылки (точки входа) с информационных WEB-сайтов на операционные сайты КО или приводить на них сведения о таких точках входа (адресах).

3.4. Не рекомендуется назначать адреса URL[3] операционным WEB-сайтам КО и регистрировать их на серверах доменных имен[4], если это не связано с необходимостью внесения существенных изменений в уже используемые КО в банковской деятельности технологии.

3.5. Доступ к операционным WEB-сайтам КО целесообразно осуществлять с использованием IP-адресации[5], если применение такого способа не приведет к существенным изменениям уже используемой КО технологии ДБО.

3.6. Вход зарегистрированных пользователей на операционные WEB-сайты КО целесообразно осуществлять с применением процедур идентификации[6] или аутентификации пользователей.

3.7. Во всех режимах работы WEB-сайта информационный обмен КО с клиентом целесообразно осуществлять с использованием средств шифрования.

3.8. Электронный документооборот между КО и клиентами через операционный WEB-сайт целесообразно осуществлять с использованием средств аутентификации электронных сообщений[7] (в том числе средств электронной цифровой подписи).

3.9. Особое внимание с точки зрения обеспечения информационной безопасности целесообразно уделять организации межсетевого информационного взаимодействия WEB-сервера и банковской автоматизированной системы КО с обязательным применением межсетевых экранов (брандмауэров).

Примечания

1. Аутентификация клиента – проверка соответствия клиента предъявленному им идентификатору.

2. Сервис-центр – подразделение КО или самостоятельная организация, осуществляющие консультирование клиентов КО по вопросам использования Интернет-технологий.

3. URL (Uniform Resource Locator) – унифицированный указатель расположения ресурса.

4. Сервер доменных имен – совокупность программно-технических средств, обеспечивающих возможность использования символьной идентификации ресурсов в Интернет.

5. IP-адресация – способ числовой идентификации пользователей и ресурсов в Интернет.

6. Идентификация – установление личности пользователя.

7. Аутентификация электронного сообщения – процесс контроля целостности и подтверждения подлинности электронного сообщения.

Проект Эдуарда Пройдакова
© Совет Виртуального компьютерного музея, 1997 — 2017