Виртуальный компьютерный музей.
Русский | English   поискrss RSS-лента

Главная  → Документы и публикации  → 

Утверждена Решением Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств
о Концепции информационной безопасности
государств – участников Содружества
Независимых Государств в военной сфере
от 4 июня 1999 года

Концепция информационной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств в военной сфере

Концепция информационной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств в военной сфере (далее – Концепция) разработана на основе Соглашения о взаимном обеспечении сохранности межгосударственных секретов от 22 января 1993 года.

Настоящая Концепция представляет собой официально принятую государствами – участниками Содружества систему взглядов на цели, задачи и принципы обеспечения информационной безопасности в военной сфере. В ней определены объекты информационной безопасности в военной сфере, возможные источники угрозы, методы предотвращения и нейтрализации этих угроз, а также основы согласованной политики в области информационной безопасности в военной сфере.

I. Общие положения

1.1. Назначение Концепции:

Концепция является основой для формирования межгосударственной информационной политики, единого информационного пространства, разработки и проведения мероприятий по обеспечению информационной безопасности в военной сфере государств – участников Содружества.

Положения Концепции необходимо учитывать при:

1.2. Цель и основные задачи обеспечения информационной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств в военной сфере.

Целью обеспечения информационной безопасности государств – участников Содружества в военной сфере является защита информационной среды, информационного потенциала и информационных технологий, составляющих межгосударственные секреты или конфиденциальную информацию, переданную в совместное пользование.

Цель обеспечения информационной безопасности в военной сфере определяется общими и национальными интересами государств – участников Содружества. При этом государства – участники Содружества берут на себя обязательства:

К основным задачам обеспечения информационной безопасности государств – участников Содружества в военной сфере относятся:

1.3. Основные принципы обеспечения информационной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств в военной сфере.

Для реализации целей и задач обеспечения информационной безопасности в военной сфере государства – участники Содружества руководствуются принципами:

II. Источники угрозы информационной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств в военной сфере

Источниками угроз информационной безопасности государств – участников Содружества в военной сфере являются:

Эти источники угроз будут представлять особую опасность в условиях обострения военно-политической обстановки.

III. Объекты и методы обеспечения информационной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств в военной сфере

3.1. Объекты обеспечения информационной безопасности.

Под объектами обеспечения информационной безопасности понимаются объекты, на которых необходимо предусматривать меры предотвращения или ликвидации угроз в информационной сфере, используя принципы и методы, изложенные в настоящей Концепции, и другие, принятые государством – участником Содружества. К ним относятся:

3.2. Методы обеспечения информационной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств в военной сфере.

Для предотвращения и нейтрализации угроз информационной безопасности применяются правовые, организационные и программно-технические методы.

Правовые методы предусматривают разработку согласованных нормативно-правовых актов, регламентирующих информационные отношения между государствами – участниками Содружества по обеспечению их информационной безопасности.

Организационные методы предусматривают:

Программно-технические методы включают предотвращение утечки информации путем исключения несанкционированного доступа к ней, предотвращение специальных воздействий, выявление внедренных программных или аппаратных закладных устройств для перехвата, съема или уничтожения информации, а также применение криптографических и иных средств защиты информации.

IV. Основы согласованной политики в области обеспечения информационной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств в военной сфере

4.1. Основные положения согласованной политики в области обеспечения информационной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств в военной сфере.

Единство политики в области обеспечения информационной безопасности основывается на соблюдении интересов безопасности каждого государства – участника Содружества и исходит из принципа безусловного правового равенства всех участников информационного процесса вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса. Политика формируется на основе ограничения доступа к информации, переданной им в рамках выполнения оборонных задач, и ответственности за защиту доверенных межгосударственных секретов.

Государства – участники Содружества по возможности стремятся к отказу от использования зарубежных информационных технологий для информатизации органов военного управления.

4.2. Правовое обеспечение информационной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств в военной сфере.

Правовую основу Концепции составляют соглашения и обязательства, а также международные договоры, заключенные или признанные государствами – участниками Содружества, определяющие права и ответственность граждан и государства в информационной сфере.

Правовое обеспечение информационной безопасности государств – участников Содружества в военной сфере базируется на соблюдении взаимных интересов.

Деятельность по правовому обеспечению информационной безопасности должна строиться на основе принципов законности и баланса интересов каждого государства – участника Содружества.

4.3. Первоочередные мероприятия по реализации Концепции.

Первоочередные мероприятия обеспечения информационной безопасности государств – участников Содружества в военной сфере предусматривают:

V. Используемые термины

Защита информации – деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.

Защита информации от несанкционированного доступа (НСД) – деятельность по предотвращению получения защищаемой информации заинтересованным субъектом с нарушением установленных правовыми документами или собственником (владельцем) информации прав или правил доступа к защищаемой информации.

Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Информатизация – организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информационная безопасность – состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.

Информационная инфраструктура – совокупность центров обработки и анализа информации, каналов информационного обмена и телекоммуникации, линий связи, систем и средств защиты информации.

Информационный потенциал – информация, зафиксированная на материальных носителях или в любой другой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве потребителям для решения широкого спектра задач, связанных с деятельностью государственных институтов, военно-промышленного комплекса и вооруженных сил, силы и средства, используемые для добывания, передачи, обработки, хранения и отображения информации, а также умонастроения людей, использующих эту информацию и средства и способных запускать и контролировать вещественно-энергетические процессы.

Информационные процессы – процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации.

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Информационная сфера (среда) – сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.

Информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Информационная технология – организованная совокупность процессов, элементов, устройств и методов, используемых для обработки информации.

Конфиденциальная информация – документированная информация, правовой режим которой установлен специальными нормами действующего законодательства в области государственной, коммерческой, промышленной и другой деятельности.

Система защиты информации – совокупность органов и/или исполнителей, используемая ими техника защиты информации, а также объекты защиты, организованные и функционирующие по правилам, установленным соответствующими правовыми, организационно-распорядительными и нормативными документами о защите информации.

Система обеспечения информационной безопасности – совокупность правовых, организационных и технических мероприятий, органов, сил, средств и норм, направленных на предотвращение или существенное затруднение нанесения ущерба собственнику информации.

Примечание к документу

Республика Беларусь подписала с замечанием: "Решение Совета глав правительств СНГ о Концепции информационной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств в военной сфере для Республики Беларусь будет действовать в следующей редакции:

"Одобрить проект Концепции информационной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств в военной сфере и внести его на рассмотрение Совета глав государств".

14.07.1999 МИД Республики Беларусь уведомил депозитарий о том, что "замечание Республики Беларусь следует рассматривать в качестве заявления, которое не влияет на обязательность вышеупомянутого Решения для Республики Беларусь и действие Концепции в отношении Республики Беларусь".

Решение вступило в силу со дня его подписания.


Решение о концепции информационной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств в военной сфере

Минск, 4 июня 1999 года

Совет глав правительств Содружества,

решил:

1. Утвердить Концепцию информационной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств в военной сфере (прилагается).

2. Определить Концепцию информационной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств в военной сфере как основу для разработки документов об обеспечении информационной безопасности государств – участников СНГ в военной сфере.

3. Настоящее Решение вступает в силу со дня его подписания.

Совершено в городе Минске 4 июня 1999 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.

(Подписи)

Проект Эдуарда Пройдакова
© Совет Виртуального компьютерного музея, 1997 — 2017