История вычислительной техники за рубежом

Слава роботам!

Просто игрушки

Стремление человека создать нечто по своему образу и подобию, используя для этого иной, помимо предоставленного самой природой, способ, — неистребимо. В древнегреческих мифах Гефест выковывал себе помощников из золота и бронзы; в средневековых легендах гомункулы рождались в алхимических колбах; инженеры современности стремятся создать максимально похожих на человека роботов, как минимум внешне, т. е. обладающих вертикально расположенным корпусом и уверенно перемещающихся на двух ногах.

Танцующие роботы QRIO

Танцующие роботы QRIO

Прекрасно известные общественности человекоподобные Honda ASIMO или Sony QRIO, к настоящему времени умеющие ходить и бегать по горизонтали, а также преодолевать лестничные марши и даже танцевать, разрабатывались в течение нескольких лет и обошлись своим создателям в миллионы долларов. Купить такую «игрушку» невозможно — ее могут в крайнем случае предоставить в аренду для обеспечения рекламной поддержки какой-либо акции. Зато куда более простые по конструкции и довольно недорогие гуманоидные роботы — в основном японского же производства — доступны практически любому желающему. По крайней мере, в границах Страны восходящего солнца: за ее пределами увлечение такого рода игрушками, похоже, существенно слабее.

К примеру, робот со звучным именем Speecys (сейчас известны модификации FC-1 и FC-2) знаменит исключительно тем, что способен к самостоятельному прямохождению. Полуметровой высоты автомат, строго говоря, представляет собой самодвижущееся шасси: он умеет лишь перемещаться пешком по горизонтали, получая энергию от закрепленных на корпусе водородных топливных элементов. Выбор же маршрута остается за сидящим перед компьютером человеком. Тем не менее находятся энтузиасты, готовые отдать до 24 тыс. долл. за возможность покомандовать этим чудом инженерной мысли, хотя, кроме как в качестве игрушки, Speecys вряд ли удастся использовать.

То же можно сказать о Robovie-M японской компании Vstone. При цене, не превышающей 10 тыс. долл., этот робот 30-см роста обучен совершать определенные элементарные движения с сохранением равновесия в процессе их исполнения. Так, он действительно ходит, полностью отрывая одну из ступней от поверхности и балансируя одновременно на другой. Он способен приседать, ложиться и вставать снова, садиться на корточки, поднимать и отфутболивать в заданном направлении небольшие предметы. Около 30 элементарных движений робота «зашиты» в его процессоре, а счастливому владельцу игрушки предоставляется возможность самостоятельно запрограммировать любые другие движения, сводящиеся к комбинации базовых. Учитывая, что продается Robovie-M в виде конструктора, радости своему владельцу-энтузиасту он доставит массу. Ведь только настоящий энтузиаст примется в наши дни собирать и самостоятельно программировать робота, практической пользы от которого ожидать вряд ли приходится.

Интересно, если бы за выход в чемпионат мира наша сборная сражалась с командой робособачек Aibo, — кто бы победил?

Интересно, если бы за выход в чемпионат мира наша сборная сражалась с командой робособачек Aibo, — кто бы победил?

Игрушка игрушке рознь, и знаменитая робособачка Sony Aibo — неоспоримое тому свидетельство. Ее создатели отказались от прямого программирования поведения и предпочли вложить в электронные мозги Aibo некие общие посылки, названные инстинктами: стремление полноценно питаться (при уменьшении уровня зарядки батарей стремиться к своему зарядному устройству), интерес к окружающему миру, потребность в движении и игре. Робособачка в процессе активной жизни — после извлечения из коробки — развивается, накапливая уникальный опыт. В зависимости от того, какие ее действия поощряются хозяевами, а какие остаются без внимания, формируются особенности ее поведения — то, что можно назвать характером. Собственно, точно так же формируется характер любого домашнего животного; какая хозяину разница, реагируют на его ласковые поглаживания нервные окончания под живой кожей или же электронные датчики? Возможности Aibo не ограничиваются имитацией поведения бессловесного домашнего любимца: набор встроенных датчиков и способность к беспроводной связи с окрестными ПК позволяют взглянуть на мир глазами робособачки, прислушаться к нему ее ушами и… в общем, полет фантазии сдерживается здесь исключительно данным набором датчиков.

Кому война, кому — Матрица родна | Оглавление | Вкалывают роботы! Счастлив человек?

Статья опубликована в PCMagazine/RE, 2008 г.
Статья помещена в музей 11.02.2008 с разрешения редакции журнала

В статье использованы фотографии с сайта http://www.pcmagazine.ru/