Русский | English   поискrss RSS-лента

Главная  → Документы и публикации  → Материалы конференций  → Материалы Международной конференции - SoRuCom-2011  → Как понимал информатику академик Андрей Петрович Ершов

Как понимал информатику академик Андрей Петрович Ершов

Я знанье добывал из потаенных мест,

Чтоб человек был жив не только хлебом.

Но сам не ведаю, неся свой тяжкий крест:

Распнут меня иль вознесут на небо?..

А.П. Ершов. Неведенье (январь 1983 г.).

Введение

Реконструкция взглядов академика А.П. Ершова на информатику представляет не только историко-научный интерес, но и имеет прямое отношение к проблемам сегодняшнего дня. Как и четверть века назад, мы нуждаемся в ответах на вопросы, что такое информатика, каковы объект и предмет ее исследования, из каких разделов она состоит.

Настоящая статья не претендует на полноту рассмотрения темы. Ее цели скромнее и состоят в том, чтобы: 1) среди множества научных работ А.П. Ершова попытаться очертить круг источников, в которых речь идет об информатике; 2) наметить концептуальную схему эволюции взглядов А.П. Ершова; 3) рассмотреть идеи ученого в более широком контексте и выделить проблемные узлы, требующие внимания и дальнейшего обсуждения.

Источниковой базой исследования являются документы, размещенные в электронном Архиве академика А.П. Ершова[1]

Основные этапы эволюции воззрений А.П. Ершова на информатику можно представить следующим образом: 1) институционализация информатики в рамках Вычислительного центра СО АН СССР (1971–1976 гг.); 2) полемика с «информационной» информатикой, утверждение нового значения информатики в качестве науки о вычислительных машинах и их применении в масштабе СССР, разработка проблем школьной информатики (1976–1983 гг.); 3) проект интегральной информатики как фундаментальной естественной науки об информационных процессах и дальнейшая реализация программы школьной информатики (1983–1988 гг.).

Такая схема несколько условна, поскольку, как мы увидим далее, ряд идей, относящиеся к третьему периоду, будут высказаны ранее.

Перейдем к рассмотрению выделенных этапов. Но сначала ответим на вопрос, как обстояло дело с информатикой до 1971 г.

Была ли информатика до информатики? (1955–1971 гг.)

В архиве академика А.П. Ершова имеются две рукописи, датированные 1980 и 1981 гг. Одна из них называется «25 лет информатики в ВЦ СО АН СССР»[2], другая – «Материалы к истории СО АН СССР (информатика)»[3].

«Информатика, – указывается в первой работе, – одно из тех научных направлений, которые развивались в Сибирском отделении АН СССР с первых его шагов. Уже летом 1957 года член-корреспондент АН СССР А.П. Ершов, тогда еще аспирант МГУ, начал по призыву академика С.Л. Соболева предпринимать первые усилия по формированию коллектива программистов в будущем Институте математики с вычислительным центром. Сейчас информатика представлена в СО АН СССР и примыкающих к нему коллективах крупной научно-педагогической школой, насчитывающей более 500 специалистов, обладающей международной известностью и занимающей ведущие позиции в отечественной вычислительной науке»[4].

Если воспринимать текст буквально, может сложиться впечатление, что информатика существовала в СО АН СССР уже с конца 1950-х гг. Однако это не так. Правильнее следовало бы сказать, что с конца 1950-х гг. сложилось направление исследований, которое лишь впоследствии было названо информатикой. Кстати, до 1971 г. – времени создания Отделения информатики в рамках ВЦ СО АН СССР – это слово не встречается ни в одном научном труде А.П. Ершова.

В работах 1966–1970-х гг. обнаруживаются иные термины – «вычислительное дело», «программирование» и «теория программирования». Например, представленный в виде монографии знаменитый отчет о поездке в США на III Конгресс IFIP в 1965 г. называется «Вычислительное дело в США» (1966). Среди других публикаций этого периода можно упомянуть статьи «О формализации понятия программы (совм. с А.А. Ляпуновым)» (1967), «Алгоритмические языки программирования» (1968), «Алгоритмические языки и программирование (совм. с В.Н. Редько, М.Р. Шурой-Бурой, Е.Л. Ющенко)» (1970), «Программирование за рубежом» (1970) и «ЭВМ – комплекс проблем (совм. с Г.И. Марчуком)» (1970).

Институционализация информатики в рамках Вычислительного центра СО АН СССР (1971-1976 гг.)

В 1971 г. происходит реорганизация ВЦ СО АН СССР, в рамках которой Отдел программирования преобразуется в Отделение информатики. В документе под названием «Структура Вычислительного центра СО АН СССР на 22 апреля 1971 г.»[5] указывается, что ВЦ состоит из следующих четырех отделений: 1) Отделение физики атмосферы и океана (зав. – ак. Г.И. Марчук); 2) Отделение математических задач геофизики и геологии (зав. – чл.-к. М.М. Лаврентьев); 3) Отделение механики сплошных сред (зав. – ак. Н.Н. Яненко); 4) Отделение информатики (зав. – чл.-к. А.П. Ершов).

Само Отделение информатики состоит из пяти лабораторий и одной группы: а) лаборатория теоретического программирования (зав. – чл.-к. А.П. Ершов); б) лаборатория систем программирования (зав. к.ф.-м.н. И.В. Поттосин); в) лаборатория автоматизации построения алгоритмов (зав. – к.ф.-м.н. В.П. Ильин); г) лаборатория оптимальной разработки экспериментальных данных (зав. – д.т.н. Ю.П. Дробышев); д) лаборатория систем экономической информации (зав. – к.э.н. И.М. Бобко); е) группа структурной теории автоматов (зав. – к.т.н. А.К. Романов).

Нам не удалось встретить в документах обоснования использования А.П. Ершовым термина «информатика» в качестве названия нового отделения. Не менее странным представляется и то, что в дальнейших работах 1971–1975 гг. слово «информатика» также не встречается. Речь идет о таких статьях, как «О человеческом и эстетическом факторах в программировании» (1972), «Теория программирования и вычислительные системы» (1972), «Предмет теоретического программирования» (1972), «Программирование в 80-х годах» (1974), «Программирование на Конгрессе ИФИП-74» (1974) и «Программирование» в 21-м томе 3-го издания «Большой советской энциклопедии» (1975).

· Проблемный узел 1. Какими мотивами руководствуется А.П. Ершов, выбирая в 1971 г. термин «информатика» для названия нового отделения ВЦ СО АН СССР? Как он понимает значение этого термина? Почему в работах 1971-1976 гг. он продолжает говорить исключительно о программировании?

Полемика с «информационной» информатикой, утверждение нового значения информатики в качестве науки о вычислительных машинах и их применении в масштабе СССР, разработка проблем школьной информатики (1976-1983 гг.)

В 1976 году в московском издательстве «Мир» под редакцией А.П. Ершова выходит в свет русский перевод учебника профессоров из ФРГ Ф.Л. Бауэра и Г. Гооза «Информатика. Вводный курс»[6]. Переводчиком этой работы стал сотрудник Отделения информатики ВЦ СО АН СССР В.К. Сабельфельд. Впервые свои взгляды на информатику А.П. Ершов выразил в предисловии редактора перевода. Процитируем, а затем и прокомментируем его слова.

«Авторы книги в своем предисловии объясняют по-своему, т.е. для немецкоязычных читателей, содержание понятия “Informatik”, взятого ими для названия их труда. И хотя переводчик и редактор согласны с авторами в выборе слова, сохранение его в русском переводе требует некоторого пояснения.

Отправляясь от содержания книги, мы могли бы с определенностью сказать, что имеем дело с учебником по программированию задач обработки информации для ЭВМ с помощью алгоритмических языков. Казалось бы, что при такой характеристике содержания, можно было бы озаглавить русский перевод как «введение в программирование». Такой перевод, однако, дезориентировал бы читателя, т.к. данный учебник по содержанию гораздо шире существовавших до сих пор на русском языке книг с аналогичными заголовками. Кроме того, такая, чересчур прагматическая, подмена названия игнорировала бы стремление авторов внедрить в сознание читателя получающий все большее распространение термин, объединяющий весьма разные стороны программирования и использования ЭВМ, а также методов их конструирования и разработки их программного обеспечения.

Можно было бы и не тратить слов на объяснение перевода названия, если бы не «перехват» термина, осуществленный лет 10 назад специалистами по документалистике и информационно-поисковым системам. Редактор имеет в виду книгу А.И. Михайлова и А.И. Черного «Основы информатики» (М., «Наука», 1968), в которой описывались методы указанной выше и существенно более узкой области применения ЭВМ. Однако, хотя указанная книга и получила довольно широкое распространение, в последующих работах употребление слова «информатика» в этом, более узком смысле, было не столь частым. В связи с этим переводчик и редактор сочли более полезным воспоследовать установившейся традиции европейских языков сохранять научные термины, основанные на латинских словах, ограничиваясь их транслитерацией в алфавит национального языка»[7].

Заслуживают внимания слова А.П. Ершова о стремлении авторов книги «внедрить в сознание читателей получающий все большее распространение термин…». В связи с этим рассмотрим, как Ф.Л. Бауэр и Г. Гооз понимали слово “Informatik”.

«Informatik – отмечали они, – это немецкое название для computer science – области знания, которая сложилась в самостоятельную научную дисциплину в шестидесятые годы, прежде всего в США, а также в Великобритании, В последнее время изучение информатики в ФРГ находится на быстром подъеме, чему в немалой степени способствует Федеральное министерство образования и науки»[8]. И далее: «Информатика – молодая наука. Прежде всего, что касается самого названия, то на немецком языке слово “Informatik” в данном контексте было впервые употреблено в июле 1968 г. федеральным министром Г. Штольтенбергом по случаю открытия одной научной конференции в Западном Берлине, а незадолго до этого слово «информатика» возникло во французском. Со временем в голландском языке вошло в употребление слово «informatika», в итальянском – «informatica», в польском – «informatyka», в русском – «информатика», в испанском – «informatica». В английском языке, по-видимому, останется «computer science» (вычислительная наука), причем этот термин имеет уклон в области теории»[9].

Таким образом, Ф.Л. Бауэр и Г. Гооз говорят об информатике как о немецкоязычном аналоге “computer science”. А как понимали информатику специалисты Всероссийского института научной и технической информации АН СССР – авторы книги 1968 г. «Основы информатики» (кстати, среди них А.П. Ершов забывает упомянуть еще одного человека – Р.С. Гиляревского)? Обратимся к важнейшей для понимания сути вопроса статье А.И. Михайлова, А.И. Черного и Р.С. Гиляревского «Информатика – новое название науки о научной информации», опубликованной в конце 1966 г.[10].

«Появление новой научной дисциплины, именуемой «документацией», «документалистикой», «научной информацией», «теорией научной информации», «информационной наукой» (information science) и т.д., – указывается в статье, – в настоящее время является общепризнанным фактором, оспаривать который не будет ни один серьезный исследователь. Эта новая научная дисциплина возникла в ответ на все увеличивающуюся общественную потребность в обеспечении эффективных методов и средств для сбора, обработки, хранения, поиска и распространения научной информации»[11]. Авторы рассматривают различные обозначения этой дисциплины как за рубежом, так и в СССР и делают вывод о том, что «из двух терминов («документ» и «информация»), на основе которых можно образовать название новой дисциплины, более предпочтительным является второй. Из возможных сочетаний данной основы с суффиксами и окончаниями «-ия», «-логия», «-ведение», «-знание», «-ика» было выбрано последнее, т.е. «-ика» («информат-ика»). Следует отметить, что в последние годы этот способ является наиболее продуктивным для образования обозначений новых научных дисциплин. Термины «кибернетика», «бионика», «семиотика», «космонавтика» образованы именно таким образом»[12].

В статье упоминается имя французского специалиста в области вычислительной техники и программирования Ф. Дрейфуса, предложившего в 1962 г. использовать термин «информатика» в 1962 г. в значении, связанном с вычислительными машинами[13]. Однако вряд ли корректно говорить о «перехвате» авторами термина у Ф. Дрейфуса. А.И. Михайлов, А.И. Черный и Р.С. Гиляревский образовали понятие «информатика», присоединяя суффикс «ик» к латинскому корню, а не соединяя, как Ф. Дрейфус, части слов «информация» и «автоматика» (Informatique = INFORmation + autoMATIQUE). Кстати, в 1966 г. термин «информатика» в СССР еще не был «занят», поэтому действия сотрудников ВИНИТИ представляются оправданными. К сожалению, того же самого нельзя сказать об А.П. Ершове, который в предисловии редактора перевода ввел термин «информатика» в новом значении, несмотря на уже установившуюся традицию в отечественной науке[14].

А.П. Ершов не видел или по каким-то причинам не хотел принимать во внимание тот факт, что information science (она же – science de l’information – на французском и Informationswissenschaft на немецком) и computer science (informatique на французском и Informatik на немецком) – две совершенно разные дисциплины. Однако факт остается фактом: с 1976 г. в нашей стране стали существовать две информатики – «информационная» и «вычислительная». Важно отметить, что традиция, заложенная в 1960-х гг. сотрудниками ВИНИТИ, никогда не прерывалась и продолжает успешно развиваться. Достаточно упомянуть выходящий 12 раз в год сводный том 59 «Информатика» реферативного журнала ВИНИТИ РАН[15], коллективные монографии «Инфосфера»[16] и «Информатика как наука об информации»[17], книгу П. Отле «Библиотека, библиография, документация: Избранные труды пионера информатики»[18], статью Р.С. Гиляревского «Информатика» в «Библиотечной энциклопедии»[19].

В дальнейших работах А.П. Ершова 1976–1977 гг. – препринтах «Становление программирования в СССР: Начальное развитие (совм. с М.Р. Шурой-Бурой)» (1976), «Становление программирования в СССР: Переход ко второму поколению языков и машин (совм. с М.Р. Шурой-Бурой)» (1976), тезисах доклада «Эволюция языков программирования (совм. с С.Б. Покровским)» (1976), статье «Программирование в СССР: достижения и задачи» (1977) слово «информатика» тоже не встречается. Здесь А.П. Ершов по-прежнему продолжает говорить о программировании.

· Проблемный узел 2. Почему А.П. Ершов, введя в 1976 г. в научной печати термин «информатика» в новом значении, не инициировал научную дискуссию с представителями ВИНИТИ АН СССР? Почему он ограничился полемикой в предисловии редактора перевода к книге Ф.Л. Бауэра и Г. Гооза?

Термин «информатика» снова встречается лишь в тексте позиционного выступления на панельной дискуссии «Многообразие в вычислительной науке» (8 сентября 1977 года, Татранска Ломница, Чехословакия).

Это выступление интересно по ряду причин. Во-первых, в нем А.П. Ершов подтверждает тот факт, что термин «информатика» в расширенном смысле соответствует английскому слову «computer science». Во-вторых, анализируя с достаточно общих позиций проблему многообразия в информатике, он предвосхищает программу информатики как интегральной науки об информационных процессах. С этой программой он выступит позднее – в 1983-1984 гг.

«Я верю, – говорит А.П. Ершов, – что концепции информации и обработки информации – это центральные концепции информатики, а категория информации является столь же универсальной научной и философской категорией, как материя и энергия. Принимая этот тезис, мы должны согласиться далее с тем, что предметная область информатики существенно более сложна, нежели предметная область большинства математизированных дисциплин. Таким образом, имея за собой информационную модель мира и вселенной, информатика является внутренне многообразной. Этот главный источник многообразия актуализируется во многих более частных сторонах информатики /…/

Наиболее грандиозной системой обработки информации в мире является сам человек. Изучая его системные компоненты и его средства обработки информации, мы тем самым помещаем информатику в величайшую рекурсивную петлю науки, расширяя, таким образом, ее многообразие почти беспредельно.

В этом, можно сказать, гносеологическом многообразии информатики нет ничего плохого. Наоборот, это богатство, незамкнутость информатики придают ей оттенок загадочности, делают ее захватывающей и вездесущей наукой.

Сказанное, однако, не означает, что информатика – это полностью синтетическая наука или мета-наука. Я глубоко верю в существование фундаментальных законов обработки информации, которые станут объективным базисом информатики и сделают ее более стройной наукой.

Мы сейчас очень далеки от такого состояния зрелости нашей науки, но в поисках ее мы должны преодолевать «скверное» многообразие в информатике и улучшать стиль наших исследований»[20].

А.П. Ершов предлагает эффективное средство преодоления разнообразия в информатике, когда «почти любой активный информатик приносит на страницы журналов свою модель, свою терминологию и свои собственные проблемы»[21]. Оно состоит в том, чтобы «концентрировать работу на решении задач, при этом задач, выдвинутых кем-то другим. Это почти автоматически решает все: вы никогда не возьметесь решать чужую задачу, если она вам не интересна или если она не является знаменитой задачей; вы не сможете поставить для других свою задачу, если не выразите ее в общепринятой терминологии; ваше решение не будет понятно, если не будет найдено в рамках общей модели; если же вы изобретете вашу собственную технику, решение знаменитой проблемы автоматически оправдает ее изобретение»[22]. Еще одной важной задачей, стоящей перед специалистами в области информатиками, является выработка хорошего математического стиля. Здесь, по А.П. Ершову, необходимо явное и систематическое изучение оснований математики. Заслуживают пристального внимания слова автора о том, что информатик работает в «поверхностном слое» взаимодействия математики со внешним миром[23].

· Проблемный узел 3. По образцу какой науки А.П. Ершов предлагает строить информатику? Каково соотношение информатики и математики, информатики и естественных наук?

В 1977 г. происходит очередная реорганизация ВЦ СО АН СССР. Отделение информатики ликвидируется и вместо него создается Отдел информатики (зав. – чл.-к. А.П. Ершов). Отдел включает в себя две лаборатории: 1) лаборатория экспериментальной информатики (зав. – чл.-к. А.П. Ершов); 2) лаборатория искусственного интеллекта (зав. – А.С. Нариньяни).

В 1978 г. в издательстве «Мир» выходит в свет сборник задач и упражнений Ф.Л. Бауэра, Р. Гнаца и У. Хилла «Информатика. Задачи и решения», дополняющий опубликованную на русском языке двумя годами ранее книгу Ф.Л. Бауэра и Г. Гооза «Информатика. Вводный курс». К этому изданию А.П. Ершов также пишет предисловие редактора перевода. Он отмечает, что «только с этим сборником курс информатики приобретает ту необходимую полноту и методическую замкнутость, которая характеризует хорошо поставленный учебный курс. /…/ Этот задачник тем самым подтверждает, что курс информатики, поставленный и успешно ведущийся в Мюнхенском техническом университете, действительно демонстрирует как необходимость, так и достижимость перехода преподавания основ программирования и ЭВМ на новый уровень, который характеризуется центральным положением этого курса в учебном плане, концептуальным подходом к изучению программирования, высокой интенсивностью учебного процесса и повышенной сложностью задач, предлагаемых на практикуме или семинарских занятиях»[24].

В статье «Зачем надо уметь программировать? (совм. с Г.А. Звенигородским)» (1979) предвосхищаются идеи будущей статьи «Программирование – вторая грамотность» (1981). Однако термин «информатика» здесь также не встречается.

С 1979 г. Отдел информатики ВЦ СО РАН начинает выпускать сборники научных трудов по информатике. Это издания «Новые задачи информатики» (1979), «Прикладные методы информатики» (1980), «Программное обеспечение задач информатики» (1982). К каждому из сборников А.П. Ершов пишет предисловие.

Текст первого из них начинается так: «Представленные в сборнике статьи при всей их разнородности объединяет одно – все они связаны с новыми применениями ЭВМ. К слову «новый» надо, конечно, относиться осторожно. Безусловно, эти задачи являются новыми для Вычислительного центра. Правильным, однако, будет и более общее наблюдение, а именно, что если расчетные инженерно-научные и экономические применения ЭВМ предопределяли облик вычислительного дела в 50-е и 60-е годы, то сейчас центр научной проблематики смещается в сторону обработки текстовой информации в широком смысле, а также массовых применений ЭВМ.

Вторым объединяющим фактором явилось то, что предлагаемые читателю статьи образуют первый «межпредметный» сборник, выпущенный новым подразделением Вычислительного центра – отделом информатики. Этот отдел в составе двух лабораторий – экспериментальной информатики и искусственного интеллекта – ведет исследования по направлениям, представленным в этом сборнике»[25].

Нельзя обойти вниманием и третье предисловие к сборнику 1982 г. Здесь А.П. Ершов признается в том, что в отличие от первых двух изданий не удалось соблюсти в расположении статей некоторую тематическую структуру. В результате авторов расположили просто по алфавиту. Но как только это было сделано, кажущийся беспорядок нашел свое объяснение:

«Вычислительная техника сейчас приобретает второе дыхание. Микропроцессорные системы, как те самые первые млекопитающие, ловко и незаметно заполняют те самые экологические ниши, охватывая одну за другой зоны влияния у динозавров, известных под названием “main frame”. Старая техника, однако, тоже не сдается и через сети, терминалы и модификации стремится продлить свое существование. За эволюцией технической следует эволюция человеческая: появляется на порядок большее по численности поколение новых программистов, которые счастливо объединяют со своей молодостью зрелость избранной ими профессии, легко принимая в качестве прописных истин выстраданные находки своих предшественников»[26].

В 1979–1981 гг. выходят в свет две работы, посвященные школьной информатике. Это препринт А.П. Ершова, Г.А. Звенигородского и Ю.А. Первина «Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы)» (1979) и статья А.П. Ершова «Работа со школьниками в области информатики. Опыт Сибирского отделения Академии наук СССР» (1981), опубликованная в журнале «Математика в школе». Остановимся подробнее на первой из них.

«Информатика в общеобразовательной средней школе, – указывается в аннотации, – явление, объективно обусловленное требованиями научно-технической революции. Обосновывается место информатики в системе образования и воспитания школьников. Рассмотрены различные виды обеспечения школьного учебного процесса, акцентировано внимание на проблемах математического обеспечения»[27]. Интересно, что в аннотации «информатика» впервые переводится на английский язык не как “computer science”, а как “informatics” («The appearance of Informatics in the secondary school stems from the requirements of scientific and technological progress»[28]).

Препринт состоит из двух разделов (часть I – «Обоснования», часть II – «Обеспечение») и производит впечатление добротного научно-методического результата, подводящего результаты многолетней деятельности и нацеленного на решение новых задач.

Внутренняя лаборатория направления «школьная информатика» приоткрывается в документе под названием «Справка о работах группы школьной информатики Вычислительного центра СО АН», датированном 5 января 1979 г. Здесь явно обнаруживается глобальная цель работы группы. В разделе «3. Дальнейшие перспективы» читаем:

«3.1. Математическое обеспечение

Ставится цель разработки больших распределенных баз данных и дедуктивных информационных систем, ориентированных на многоуровневую информационно-управляющую систему народного образования.

Над иерархией распределенных баз данных должны быть построены обучающие, контролирующие и управляющие системы.

3.2. Методическое обеспечение

Планируется подготовка школьных учебников по информатике для старшеклассников и комплексного учебника по математике, русскому языку и математике для младших классов.

Целесообразна подготовка монографии «Школьная информатика».

Необходима книга «Программирование для детей и родителей».

3.3. Практическая педагогическая работа

Глобальная цель – информатика в массовой общеобразовательной школе как средство воспитания основных общекультурных навыков, необходимых молодому человеку века НТР.

Основное средство – подготовка высококачественных курсов информатики во всех педагогических вузах страны»[29].

Однако вернемся к препринту «Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы)». Часть I «Обоснования» включает в себя семь параграфов: 1) предмет школьной информатики; 2) образовательное значение курса информатики; 3) место информатики в средней школе; 4) информатика и внешкольная работа с детьми; 5) о походе к преподаванию основ программирования; 6) требования к языку начального обучения; 7) этапность внедрения школьного курса информатики.

Авторы работы определяют информатику как «науку о структуре информации и методах ее обработки на ЭВМ»[30], а школьную информатику – как ветвь информатики, занимающуюся «исследованием и разработкой программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения применения ЭВМ в школьном учебном процессе»[31].

· Проблемный узел 4. Что обрабатывают ЭВМ – информацию или данные? Делают ли авторы различие между первым и вторым?

Проект интегральной информатики как фундаментальной естественной науки об информационных процессах и дальнейшая реализация программы школьной информатики (1983–1988 гг.)

3 марта 1983 г. Общее собрание АН СССР принимает решение о создании нового отделения – Отделения информатики, автоматизации и вычислительной техники (ОИВТА). Оно создается на базе четырех институтов АН СССР: Института прикладной математики им. М.В. Келдыша, Вычислительного центра, Института проблем передачи информации и Ленинградского института информатики и автоматизации[32].

Инициатором создания нового отделения и его первым академиком-секретарем стал академик Е.П. Велихов[33]. Член-корреспондент АН СССР А.П. Ершов вошел в состав образованного 24 ноября 1983 г. Организационного Бюро ОИВТА.

На мартовском Общем собрании со вступительным словом к присутствующим обратился президент АН СССР академик А.П. Александров, затем с докладом «Об организации в АН СССР работ по информатике, вычислительной технике и автоматизации» выступил вице-президент АН СССР академик Е.П. Велихов. После этого состоялась дискуссия о предмете информатики, в которой приняли участие академики Л.С. Понтрягин, А.Н. Тихонов, П.Н. Федосеев и А.А. Дородницын. К сожалению, представители «информационной» информатики из ВИНИТИ АН СССР не были приглашены к участию в дискуссии.

Создание ОИВТА обнаружило, что предмет информатики должен быть определен более четко. В этой ситуации А.П. Ершов предлагает проект интегральной информатики как фундаментальной естественной науки об информационных процессах. Он выражает свои взгляды по этому вопросу главным образом в трех публикациях – статье «Предмет и понятие», опубликованной в газете «Наука в Сибири» 18 августа 1983 г.[34], письме в редакцию журнала «Вестник АН СССР» под названием «О предмете информатики» (1984 г., № 2)[35] и статье «Информатика: предмет и понятие» в сборнике «Кибернетика: становление информатики» (1984). Воспроизведем ход мысли А.П. Ершова по статье «О предмете информатики».

При обсуждении на Общем собрании АН СССР вопроса о названии нового отделения – Отделение информатики, вычислительной техники и автоматизации – второе и третье слова из триады разногласий не вызвали. За обеими в русском языке закрепились общепризнанные значения: совокупности технических средств (вычислительная техника) и определенной сферы применения этих средств (автоматизация). Споры касались лишь первого члена триады – слова «информатика». «Его смысл и сама правомерность его употребления в данном случае вызвали сомнения нескольких выступавших на собрании ученых»[36]. А.П. Ершов высказывает предположение о том, что термин «информатика» должен стать связующим звеном между двумя другими членами триады, т.е. обозначать название науки, «снабжающей нас знаниями о применении вычислительной техники для нужд автоматизации»[37].

Далее следует важный фрагмент об истории введения термина «информатика» в русский язык. Процитируем его полностью.

«Здесь уместно вспомнить, – пишет А.П. Ершов, – что, судя по всему, слово «информатика» вводилось в русский язык уже дважды. Один раз – как неологизм, построенный по законам латинского словообразования для обозначения научной дисциплины, связанной прежде всего с научно-технической информацией, а через нее – с другими системами накопления информации из печатных источников и документов. Другой раз – как калька с французского informatique, служащая для обозначения науки об ЭВМ и их применении и очень скоро превратившаяся в синоним английского computer science – «наука о вычислительной технике». Не будем пытаться устанавливать, какое из этих введений было первым: истории документов всегда предшествует некоторая «дописьменная» история. Будем считать, что оба были более или менее одновременными (середина 60-х годов) и, уж во всяком случае, независимыми друг от друга. Лет десять оба эти словоупотребления словно не замечали друг друга, пока в 1976 г. не появился русский перевод книги Ф.Л. Бауэра и Г. Гооза «Введение в информатику», где как раз и был сделан шаг к тому новому толкованию термина, которое впоследствии и привело, как мы полагаем, к включению этого слова в название нового отделения»[38].

Далее автор высказывает мысль о том, что в контекст задач нового отделения нельзя ограничиться ни расширительным толкованием первого или второго сложившихся значений термина «информатика», ни их механическим объединением. «По существу, – полагает А.П. Ершов, – здесь этот термин снова – в третий раз – вводится в русский язык в новом и куда в более широком значении – как название фундаментальной естественной науки, изучающей процессы передачи и обработки информации. При таком толковании информатика оказывается более непосредственно связанной с философскими и общенаучными категориями, проясняется и ее место в кругу «традиционных» академических научных дисциплин»[39].

Указанное определение информатики нуждается в пояснениях.

Во-первых, информатика относится к разряду естественнонаучных дисциплин «в соответствии с принципом вторичности сознания и его атрибутов и с представлением о единстве обработки информации в искусственных, биологических и общественных системах»[40]. Во-вторых, она относится к числу фундаментальных наук, поскольку это отражает «общенаучный характер понятия информации и процессов ее обработки»[41]. В самом деле, трактовка универсальных процессов отражения и познания как информационных процессов (т.е. информационный подход к познанию действительности) оказалась очень продуктивной. В физике, химии и механике уже давно применяются информационные модели путем введения представления о структурности материи и физических величин, описывающих различные структуры. Получает все более широкое распространение информационная трактовка биологических процессов.

По мнению А.П. Ершова, информация стала философской категорией и стала за последние десятилетия одной из активных «точек роста» всей философской науки: «Ее рассматривают как один из важнейших атрибутов материи, отражающий ее структуру. Понимание единой природы информации вслед за установлением единой природы вещества и энергии стало важных шагом к осознанию материального единства мира. Мы включаем в определение информатики как передачу, так и обработку информации для того, чтобы включить в предмет информатики изучение отношений между источником и получателем информации»[42].

Частные науки должны создавать и обосновывать для информатики информационные модели того или иного фрагмента действительности. В информатике же рассматриваются методологические принципы построения таких моделей и манипулирования ими. Таким образом, именно информационная модель как абстракция второго порядка выступает в качестве средства сопряжения информатики с конкретными науками.

Понятие информационной модели близко к другому известному понятию – математической модели. И та и другая являются знаковыми системами. Не случайно именно ЭВМ и машинная обработка информации стали основой «рабочего» содержания информатики. Деятельность, связанная с программированием и машинным моделированием, стала первым примером, своего рода субстратом «чистой» постановки задач и «чистого» изучения способов обработки информации. «Наступит, однако, такой момент, – выражает надежду А.П. Ершов, – когда прогресс вычислительной техники и средств связи, систем искусственного интеллекта и робототехники вместе с развитием науки о человеке приведет к созданию исчерпывающей информационной модели высшей нервной деятельности, сознательного поведения. Тогда представления о единстве процессов обработки информации получат свое наиболее полное развитие»[43].

Проект интегральной информатики А.П. Ершова не был воспринят на уровне «большой Академии», где возобладало ее старое «аппаратное» понимание как науки об электронных вычислительных машинах и их применении. Кстати, в марте 2003 г. Отделение информатики, вычислительной техники и автоматизации РАН было преобразовано в Отделение информационных технологий и вычислительных систем. А в декабре 2007 г. оно получило новое наименование – Отделение нанотехнологий и информационных технологий. Таким образом, из названия отделения исчезло название самой науки – «информатика».

Однако идеи А.П. Ершова остались жить в Новосибирской школе информатики, а также оказали влияние на отдельных ученых, не принадлежавших к этой школе. Здесь нужно прежде всего упомянуть д.т.н. К.К. Колина, который под влиянием А.П. Ершова (их вторая и последняя встреча состоялась в Москве в конце 1984 г.) перешел на работу из военно-промышленного комплекса в систему АН СССР – первым заместителем директора Института проблем информатики. В 1990 г. он выдвинул трактовку информатики как комплексной научной проблемы, а несколько позднее – как фундаментальной науки и комплексного междисциплинарного направления[44].

Исходя из определений информатики, данных академиками А.П. Ершовым и Б.Н. Наумовым, а также проф. Ю.И. Шемакиным, К.К. Колин предложил считать ее наукой «о свойствах, законах, методах и средствах формирования, преобразования и распространения информации в природе и обществе, в том числе при помощи технических систем»[45]. Это было смелым шагом в ситуации, когда информатика отождествлялась с вычислительной техникой и программированием. К.К. Колиным была предложена структура предметной области информатики по образцу кибернетики Н. Винера: 1) теоретическая информатика; 2) техническая информатика; 3) социальная информатика и 4) биологическая информатика[46]. В 1995 г. к ним добавилась физическая информатика[47].

Взгляды А.П. Ершова на информатику менялись с течением времени. Если в 1983 г. он определял ее как знание, приводящее вычислительные машины в действие[48], в 1984 г. – как фундаментальную естественную науку, изучающую процессы передачи и обработки информации[49], то в 1985 г. – как науку «о законах и методах накопления, передачи и обработки информации – знаний, которые мы получаем»<[50].

Наконец, в 1987 г. он писал: «Предметом информатики как науки является изучение законов, методов и способов накопления, передачи и обработки информации – прежде всего, с помощью электронных вычислительных машин. Общенаучное понятие информации, отражающее структуру материи, конкретизируется в информатике как данные и знание, в частности, в виде моделей, алгоритмов и программ.

Материнскими науками для информатики стали математика, кибернетика, системотехника, электроника, логика и лингвистика. Основными научными направлениями информатики в настоящее время являются теоретические основы вычислительной техники, статистическая теория информации, теория математического моделирования и вычислительного эксперимента, алгоритмизация, программирование, искусственный интеллект и информология, изучающая процессы коммуникации и распространения информации в социальных системах»[51].

Очевидно, под «информологией» А.П. Ершов понимает «информационную» информатику, которая с 1960-х гг. развивалась в ВИНИТИ. Он включает ее в качестве составной части в собственный проект информатики. Но на наш взгляд, дело обстоит не так просто. «Информационная» информатика (information science) – это не естественная, а гуманитарная наука, которая понимает информацию как смысл, т.е. нечто идеальное. Этот вид информации не дан в природе как нечто объективное, существующее независимо от сознания человека, а как раз образуется в сознании индивида в ходе интерпретации данных. Трактуемая таким образом информация не может быть фундаментальным свойством материи и не имеет, на наш взгляд, общих семантических признаков с трактовкой информации как структуры.

· Проблемный узел 5. Не обстоит ли дело так, что два способа понимания информатики – как естественной фундаментальной науки и как гуманитарной науки – взаимно исключают друг друга, поскольку исходят из различных онтологических представлений об информации? В таком случае проект интегральной информатики (А.П. Ершова, а затем и К.К. Колина) является принципиально нереализуемым.

В 1983–1988 гг. А.П. Ершовым и его коллегами была продолжена активная работа в области школьной информатики. Полученные результаты не могут не впечатлять. За пять лет в масштабах страны было фактически реализовано то, что планировалось в «Справке о работах группы школьной информатики Вычислительного центра СО АН» от 5 января 1979 г. Наиболее масштабным результатом здесь, по видимости, следует считать введение курса «Основы информатики и вычислительной техники» в старших классах средней школы СССР.

В этот период развиваются и углубляются научно-методические аспекты школьной информатики: «ЭВМ в школе: опыт формулирования национальной программы» (совм. с Г.А. Звенигородским, Ю.А. Первиным, Н.А. Юнерман) (1984), «Научно-методические основы школьной информатики: научное сообщение» (1985), «Проблемы школьной информатики» (1986), «Basic concepts of Algorithms and Programming to be Taught in a School Course in Informatics» (1985), «Школьная информатика: Библиографический указатель отечественной и иностранной литературы за 1981-1985 гг.» (сост. Н.А. Юнерман) (1986), «Школьная информатика в СССР: От грамотности к культуре» (1987), «Informatics as a New Subject in Secondary Schools in the USSR» (1987), «Компьютеризация школы и математическое образование» (1990), «Концепция использования средств вычислительной техники в сфере образования» (1990) и др.

При активном участии и под руководством А.П. Ершова создаются учебники и методические пособия по информатике: «Изучение основ информатики и вычислительной техники: Метод. пособие для учителей и преподавателей сред. учеб. заведений. В 2-х ч.» (1985–1986), «Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. пособие для сред. учеб. заведений. В 2-х ч.» (1985–1986), «Информатика 9–10: Учебнометодические материалы. Ч. 1-2» (1987), «Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. для сред. учеб. заведений» (1988), «Программы педагогических институтов: Гос. экзамен по информатике и вычислит. технике (для физ.-мат. специальностей)» (1988) и др.

С 1984 г. постоянной трибуной, с которой А.П. Ершов высказывает свои идеи, становится колонка редактора в журнале «Микропроцессорные средства и системы». Здесь он публикует заметки «Уважаемый читатель» (1984), «Алгоритмический язык в школьном курсе основ информатики и вычислительной техники» (1985), «Об информационной модели машины: колонка редактора» (1985), «Школьная информатика: второй звонок: Колонка редактора» (1986), «Обработка информации: от данных к знаниям: Колонка редактора» (1986), «Союз информатики и вычислительной техники – на службу обществу: Колонка редактора» (1987), «Вычислительная техника и информатика: отрасль или инфраструктура?: Колонка редактора» (1988), «Зачем мы все это делаем: Колонка редактора» (1988).

Также А.П. Ершов пишет много научно-популярных статей в различных периодических изданиях – «Человек и компьютер» (1984, «Известия»), «К читателям «Юного техника» (1985, «Юный техник»), «Парта XXI века» (1985, «Литературная газета»), «Что такое информатика? Урок для учителя» (1985, «Учительская газета»), «ЭВМ в классе» (1985, «Правда»), «ЭВМ в мире людей» (1985, «Советская культура»), «ЭВМ в школе» (1985, «Неделя»), «Время информационных технологий» (совм. с К.Е. Левитиным) (1986, «Знание – сила»), «Просто – «Информатика» (1987, «Учительская газета»), выступает с лекциями по телевидению и др.

Заключение

Наследие академика А.П. Ершова обширно и многогранно. Стараясь избегать категоричных суждений, мы стремились хотя бы в некоторой степени ответить на вопрос, как А.П. Ершов понимал информатику.

В ходе дальнейших дискуссий хотелось бы прояснить пять выделенных проблемных узлов, поскольку в них содержится концептуализация исторического материала с точки зрения сегодняшнего дня.

Эта статья оказалась возможной благодаря поддержке друзей и коллег из Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска. Отдельное спасибо хотелось бы выразить сотрудникам Института систем информатики им. А.П. Ершова СО РАН, который нам удалось посетить в феврале–марте 2011 г.

Примечания

1. Архив академика А.П. Ершова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ershov.ras.ru/russian

2. Ершов А.П. 25 лет информатики в ВЦ СО АН СССР. Рукопись от 22-26.04.80 // Архив академика А.П. Ершова [Электронный ресурс]. Папка 198. Л. 47-51. – Режим доступа: http://ershov.iis.nsk.su/archive. Рукопись была опубликована в 2006 г. См.: Андрей Петрович Ершов – ученый и человек. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. – С. 36-38.

3. Ершов А.П. Материалы к истории СО АН СССР (информатика). Статья для сборника к 25–летию СО АН СССР.13.04.81 // Архив академика А.П. Ершова [Электронный ресурс]. Папка 198. Л. 60–77. – Режим доступа: http://ershov.iis.nsk.su/archive

4. Ершов А.П. 25 лет информатики в ВЦ СО АН СССР. Рукопись от 22-26.04.80 // Архив академика А.П. Ершова [Электронный ресурс]. Папка 198. Л. 53-59. – Режим доступа: http://ershov.iis.nsk.su/archive

5. Структура Вычислительного центра СО АН СССР на 22 апреля 1971 г. // Архив академика А.П. Ершова [Электронный ресурс]. Папка 542. Дела ВЦ СО АН СССР. Л. 338-341. – Режим доступа: http://ershov.iis.nsk.su/archive

6. Бауэр Ф.Л., Гооз Г. Информатика. Вводный курс. Пер. с нем. В.К. Сабельфельда / Под ред. А.П. Ершова. – М.: Мир, 1976. – 484 с.

7. Ершов А.П. Предисловие редактора перевода // Бауэр Ф.Л., Гооз Г. Информатика. Вводный курс. – М.: Мир, 1976. – C. 5 // Архив академика А.П. Ершова [Электронный ресурс]. Папка 531. Разное, 1976 г. Л. 170-171. – Режим доступа: http://ershov.iis.nsk.su/archive

8. Бауэр Ф.Л., Гооз Г. Информатика. Вводный курс. – М.: Мир, 1976. – С. 7.

9. Там же. – С. 437.

10. Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляревский Р.С. Информатика – новое название теории научной информации // Научно-техническая информация. – М., 1966. – № 12. – С. 35-39.

11. Там же. – С. 35.

12. Там же. – С. 38.

13. Dreyfus Ph. L’informatique // Gestion. – 1962. – Vol. 5. – Juin. – P. 240-241.

14. Помимо упомянутых работ здесь следует назвать статьи А.И. Михайлова, А.И. Черного и Р.С. Гиляревского «Развитие информатики в СССР» (Научно-техническая информация. Сер. 2. – М., 1967. – № 12. – С. 35-39), «Информатика: ее предмет и методы» (Теоретические проблемы информатики. МФД 435. (Международная федерация по документации. Комитет по исследованию теоретических основ информации). – М.: ВИНИТИ, 1968. – С. 7-25), «Информатика» (Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. – М.: Советская энциклопедия, 1972. – Т. 10. – С. 348-350), «Словарь терминов по информатике на русском и английском языках» (Жданова Г.С., Колобородова Е.С., Полушкин В.А., Черный А.И. Словарь терминов по информатике на русском и английском языках. – М.: Наука, 1971. – 359 с.), «Терминологический словарь по информатике» на 14 языках – русском, болгарском, венгерском, испанском, македонском, немецком, польском, румынском, сербскохорватском, словацком, словенском, чешском, английском и французском (Терминологический словарь по информатике [на 14 языках]. – М.: МЦНТИ, 1975. – 752 с.), монографию Р.С. Гиляревского «Информатика и библиотековедение. Общие тенденции в развитии и преподавании» (М.: Наука, 1974. – 202 с.) и, наконец, третью совместную монографию А.И. Михайлова, А.И. Черного и Р.С. Гиляревского «Научные коммуникации и информатика» (М.: Наука, 1976. – 456 с.).

15. Издается с 1967 г. До 1970 г. выходил под названием «Научная и техническая информация».

16. Инфосфера: Информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе / Арский Ю.М., Гиляревский Р.С., Туров И.С., Черный А.И. – М.: ВИНИТИ, 1996. – 489 с.

17. Информатика как наука об информации: Информационный, документальный, технологический, экономический, социальный и организационный аспекты / Р.С. Гиляревский, И.И. Родионов, Г.З. Залаев, В.А. Цветкова, А.А. Калин; под ред. Р.С. Гиляревского; авт.-сост. В.А. Цветкова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 592 с.

18. Отле П. Библиотека, библиография, документация: Избранные труды пионера информатики / Рос. гос. б-ка; Пер. с англ. и фр. Р.С. Гиляревского и др.; Предисл., сост., коммент. Р.С. Гиляревского. – М.: ФАИР-ПРЕСС, Пашков дом, 2004. – 350 с.

19. Гиляревский Р.С. Информатика // Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. – М.: Пашков дом, 2007. – С. 416-417.

20. Ершов А.П. Текст позиционного выступления на панельной дискуссии «Многообразие в вычислительной науке» (8 сентября 1977 года, Татранска Ломница, Чехословакия) // Архив академика А.П. Ершова [Электронный ресурс]. Папка 248. Командировка в Чехословакию (1977 г.). Л. 24-25. – Режим доступа: http://ershov.iis.nsk.su/archive. Выступление опубликовано на русском языке в 2006 г. См.: Андрей Петрович Ершов – ученый и человек. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. – С. 36-38.

21. Там же. Л. 25.

22. Там же.

23. Там же.

24. Ершов А.П. Предисловие редактора перевода // Бауэр Ф.Л., Гнац Р., Хилл У. Информатика. Задачи и решения. Пер. с англ. – М.: Мир, 1978. – С. 5-6 // Архив академика А.П. Ершова [Электронный ресурс]. Папка 205. Разное за 1977 г. Л. 40. – Режим доступа: http://ershov.iis.nsk.su/archive.

25. Ершов А.П. Предисловие редактора // Новые задачи информатики: Сб. науч. тр. / Под ред. А.П. Ершова. – Новосибирск, 1979 // Архив академика А.П. Ершова [Электронный ресурс]. Папка 242. Разное (черновики статей, стенограмма вопросов и ответов, выступления на митинге и проч.). Поездка в Болгарию (июнь, 1979 г.) и отчет. Л. 217. – Режим доступа: http://ershov.iis.nsk.su/archive.

26. Ершов А.П. Предисловие // Программное обеспечение задач информатики: Сб. науч. тр. / Под ред. А.П. Ершова. – Новосибирск, 1982. – С. 3-4 // Архив академика А.П. Ершова [Электронный ресурс]. Папка 234. 1982 год. Публикации. Дела. Л. 56. – Режим доступа: http://ershov.iis.nsk.su/archive.

27. ЕршовА.П., Звенигородский Г.А., Первин Ю.А. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы). – Новосибирск,1979. – 51 с. – (Препр./ АН СССР, Сиб. отд-ние; ВЦ; № 152). – (Школьная информатика; Вып. I). – С. 2 // Архив академика А.П. Ершова [Электронный ресурс]. Папка 167. Прогноз по важнейшему направлению науки «Школьная информатика». Статьи, интервью. Л. 158. – Режим доступа: http://ershov.iis.nsk.su/archive.

28. Там же.

29. Справка о работах группы школьной информатики ВЦ СО АН СССР // Архив академика А.П. Ершова [Электронный ресурс]. Папка 244. Различные проблемы школьной информатики. Письма. Л. 42-43. – Режим доступа: http://ershov.iis.nsk.su/archive.

30. ЕршовА.П., Звенигородский Г.А., Первин Ю.А. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы). – Новосибирск, 1979. – 51 с. – (Препр./ АН СССР, Сиб. отд-ние; ВЦ; № 152). – (Школьная информатика; Вып. I). – С. 4 // Архив академика А.П. Ершова [Электронный ресурс]. Папка 167. Прогноз по важнейшему направлению науки «Школьная информатика». Статьи, интервью. Л. 158. – Режим доступа: http://ershov.iis.nsk.su/archive.

31. Там же. – С. 5.

32. Российская академия наук. Отделение нанотехнологий и информационных технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://oivta.isa.ru

33. См.: Дубова Н., Левшин И. Время ОИВТА // Computerworld Россия. – М., 2000. - № 19 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.osp.ru/cw/2000/19/4868

34. Ершов А.П. Предмет и понятие // Наука в Сибири. – 1983. – 18 авг. – 32 (1113). – C. 4 // Архив академика А.П. Ершова [Электронный ресурс]. Папка 606. Становление Института систем информатики… Л. 340-341. – Режим доступа: http://ershov.iis.nsk.su/archive

35. Ершов А.П. О предмете информатики // Вестник АН СССР. – 1984. – № 2. – С. 112-113 // Архив академика А.П. Ершова [Электронный ресурс]. Папка 267. Информатика. Л. 166-167. – Режим доступа: http://ershov.iis.nsk.su/archive

36. Там же. – Л. 166.

37. Там же.

38. Там же.

39. Там же. – Л. 167

40. Там же.

41. Там же.

42. Там же.

43. Там же.

44. См.: Колин К.К. О структуре научных исследований по комплексной проблеме «Информатика» // Социальная информатика: Сб. науч. тр. / Высш. комс. школа при ЦК ВЛКСМ. – М., 1990. – С. 19-33; Его же. Теоретические проблемы информатики. Т. 1. Актуальные философские проблемы информатики / Под общ. ред. К.И. Курбакова. – М.: КОС-ИНФ, 2009. – С. 29-53.

45. Колин К.К. О структуре научных исследований по комплексной проблеме «Информатика» // Социальная информатика: Сб. науч. тр. / Высш. комс. школа при ЦК ВЛКСМ. – М., 1990. – С. 23.

46. Там же. – С. 24.

47. Подробную реконструкцию трех различных версий отечественной информатики см. в нашей статье «Полисемия в науке: когда она вредна? (на примере информатики)» // Открытое образование. – М., 2010. - № 6. – С. 97-107.

48. Ершов А.П. [Выступление на годовом Общем собрании Академии наук СССР] // Вестник АН СССР. – М., 1983. – № 6. – С. 24.

49. Ершов А.П. О предмете информатики // Вестник АН СССР. – М., 1984. – № 2. – С. 112.

50. Ершов А.П. ЭВМ в мире людей // Советская культура. – М., 1985. – 24 апр. – С. 3.

51. Союз информатики и вычислительной техники – на службу обществу. (Колонка редактора) // Микропроцессорные средства и системы. – М., 1987. – № 1. – С. 1.

Об авторе: Институт научной информации по общественным наукам РАН
Материалы международной конференции SORUCOM 2011 (12–16 сентября 2011 года)
Помещена в музей с разрешения автора 9 Января 2014

Проект Эдуарда Пройдакова
© Совет Виртуального компьютерного музея, 1997 — 2018