1961. Рамеевская школа конструирования ЭВМ. История разработок в фотографиях 1948-1972 гг.
Рамеевская школа конструирования ЭВМ. История разработок в фотографиях 1948-1972 гг.

1961

В 1961 году в отделе В.С. Маккавеева была завершена научно-исследовательская работа по изучению возможности создания СВЧ-элементов для цифровых вычислительных машин. Ведущим исполнителем был В.Т. Мошенский. Участники работы – О.Ф. Новосельцев и Евгений Бобрышев.

Новосельцев Бобрышев

Ими была, в частности, предпринята попытка реализовать предложенный Баширом Искандаровичем полусумматор. Изобретение Башира Искандаровича оказалось работоспособным.

Следующей целью стало построение сумматора. Однако возникли трудности с согласованием выхода полусумматора с последующими схемами: выходной сигнал имел недостаточно высокий уровень, и появились проблемы с отражением сигналов. Опыт радиолокационщиков был неприменим из-за больших размеров их схем. Для непропускания отражений был построен свой ферритовый вентиль. Появился интерес к новым диодам, туннельным. По материалам исследований составили технический отчёт, утонувший в бездне секретности.

30 сентября 1960 года вышло распоряжение СМ СССР, по которому Пензенский НИИУВМ был назначен головным по разработке системы автоматизации банковских операций в Москве и Московской области.

Главным конструктором системы назначили В.С. Маккавеева. В рамках первого этапа проекта “Банк” пензенские разработчики совместно с Центральной бухгалтерией Госбанка определяли технологию и объём перерабатываемой системой информации, ставили задачу по разработке программ обработки данных, ведению электронного архива данных, выдвигали требования к сохранению работоспособности и объёму вычислений, который должен выполняться к началу очередного операционного дня.

Участниками ОКР “Банк” стали показанные на снимке сотрудники его отдела. Удручающе малая группа! На первом этапе Госбанк заказал ЭВМ “Урал-4” для апробации первых своих программ.

Павлов Урнев Петрунин Куничкин
Макеев Якунина Кудрявцева

В январе 1962 года отделы В.С. Маккавеева и Ю.Н. Беликова, уехавших на места постоянного жительства, объединили в отдел, который возглавил Е.Б. Рассказов.

Историю разработок в отделе Н.С. Николаева до 1958 года отразили на показанном выше планшете. Замысел составителей понятен: они показали, что именно в этом коллективе были начаты работы по математическим машинам, здесь – корни института.

В числе новых работ – опытный образец универсальной сеточной модели УСМ-1, предназначенный для использования при решении дифференциальных уравнений в частных производных эллиптического и параболического типов. В работе, выполненной в 1957-1960 годах, участвовали Э.С. Козлов, Ю.А. Гришков, И..Н. Кострицына, В.А. Зубков, В.А. Кузьмин, О.С. Львов, А.В. Муромский, Н.П. Полгородник, Т.А. Тимофеев, В.С. Тюньков и другие. Пензенским заводом САМ выпущена партия УСМ-1 из 20 шт.

Кострицина Николаев Зубков Кроник
1 мая 1958

Ведущие сотрудники отдела С.Г. Лось, В.В. Синцов, П.В. Пекорин.

Под руководством Н.С. Николаева в 1958-1960 гг. была разработана и сеточная модель ЭКСМ, которая предназначалась для использования нефтяниками. В работе участвовали Э.С. Козлов, С.Г. Лось, Д.И. Стариков, К.Г. Борисов, Ю.А. Гришков, О.Е. Кроник, И.Н. Кострицына, П.В. Пекорин, Н.П. Полгородник и другие.

В 1961-1962 годах Н.С. Николаевым, Э.С. Козловым, В.С. Тюньковым, Д.А. Шеяновым, Д.И. Стариковым, Ю.Н. Степановым, Н.И. Соболевым, В.Г. Желновым разработана электрическая сеточная модель ГПН для нефтяников.

С 1958 года в отделе расширились работы по проектированию управляющих вычислительных машин. Началась разработка машины “Сталь-1” для обеспечения раскроя проката на Магнитогорском металлургическом комбинате. Использовали феррит-диодный комплекс элементов, апробированный на “Коралле”. Основными компонентами логических и запоминающих схем были ферритовые сердечники и селеновые диоды. Тактовые сигналы частотой до 30 кГц вырабатывались с помощью мощных крупногабаритных ламп ГУ-50. Н.С. Николаев, Е.Ф. Алексеев, В.Н. Бержинский, Г.С. Краснова и Б.А. Першин в 1960 году успешно завершили эту разработку.

Рассказов Романчев Пуханов Борисов

В 1960-1964 годах Н.С. Николаевым, Е.Б. Рассказовым, В.С. Эпштейном, П.Я. Пухановым, И.В. Романчевым, Ю.Ф. Сидоровым, В.А. Кузьминым, В.И. Арзамасцевым, К.Н. Гниппой, К.Г. Борисовым и другими была разработана УВМ “Сталь-2” для управления технологическим процессом проката слябов на Магнитогорском металлургическом комбинате. Комплекс логических элементов – апробированный в отделе феррит-диодный. Машина одноадресная, Система команд и внешних устройств заимствованы с “Урала-1”. Обрабатываемые данные находились в ОЗУ, команды – в ПЗУ. Исполнение операции совмещалось с выборкой следующей команды.

В отделе разработки Стали
в отделе

Мотавкин

С 1956 года в отделе велась разработка системы автоматического управления пригородной электричкой САУ-ЭР-2А. Ведущий исполнитель – Л.М. Мотавкин, участники работы Л.И. Бирюкова (на снимке), Г.М. Капач, Э.А. Крылов и О.Л. Пономарев. Работу завершили в 1965 году.

В 1961-1962 годах на феррит-диодных элементах была разработана машина “Сталь-3” для управления раскроем штанг на Первоуральском новотрубном заводе. Разработчики: Н.С. Николаев, П.Я. Пуханов, Е.Ф. Алексеев, Н.Е. Бурлаков, К.Г. Борисов. В портфеле заказов отдела – управляющая машина “Сталь-4” для Макеевского металлургического завода им Кирова.

В 1959-1965 гг. была разработана система автоматического управления поездами метрополитена САУ-М. Комплекс элементов – феррит-транзисторный. Ведущий разработчик до 1960 г. С.Г. Лось, позже – В.А. Абарин. Участники работы Л.М. Мотавкин, О.Г. Алексеев, С.Е. Бару, Л.И. Бирюкова, Т.Ф. Выдрина, С.Ф. Громашов, Т.Т. Денисова, Г.П. Илюхин, А.Н. Клюка, В.А. Ключников, И.Г. Кураев, К.П. Маренникова, Н.В. Мартынова, В.А. Мельникова, Л.М. Мотин, Г.В. Пыжов, Р.Ф. Прохорова, И.В. Романчев, Е.Н. Савкина, М.А. Сюзюмова, Л.Г. Щербаков и другие. Аппаратура экспонировалась на ВДНХ, на выставках в Лондоне и Париже.

Годы с 1958 по 1961 были успешными для главного инженера НИИУВМ и триумфальными для главного конструктора универсальных автоматических электронных вычислительных машин “Урал” Башира Искандаровича Рамеева.

Начинался непроторенный путь создания ряда новых, более быстрых высоконадёжных электронных вычислительных машин “Урал” двойного назначения.

В письме Б.Н. Малиновскому, готовившему к изданию книгу “История вычислительной техники в лицах”, Б.И. Рамеев писал: “Основные черты нового поколения машин были сформулированы мною ещё в 1959 году. В соответствии с ними я определил состав семейства машин, их структуру, архитектуру, интерфейсы, установил принципы унификации, утвердил технические задания на устройства, ограничения на типономиналы используемых комплектующих изделий, некоторые другие документы. В процессе проектирования обсуждал с разработчиками основные решения и ход работы. В остальном ведущие разработчики и руководители подразделений имели полную свободу.

В 1959 году меня, начальника лаборатории, ведущего разработчика ферритовой памяти ламповых ЭВМ “Урал”, Б.И. Рамеев назначил заместителем главного конструктора этих и последующих “уральских” машин. Тогда же я начал по своей инициативе разработку БНФ-1, безлампового ферритового оперативного запоминающего устройства, первого в Пензенском НИИУВМ устройства на полупроводниковых приборах. Б.И. Рамеевым была оказана априорная поддержка этой и последующим работам. Он привлёк меня и к разработке комплекса узлов и элементов “Урал-10”, базового проекта создания новых машин. Во все эти годы Б.И. Рамеев почти ежедневно интересовался продвижением моей работы, обеспечивал первоочередное поступление мне новой получаемой предприятием информации по оперативной памяти и элементам, всемерно способствовал успеху работы.

С 1960 года разработка логических элементов целенаправленно и под контролем Б.И. Рамеева велась в лаборатории Е.И. Шприца. С 1961 года ведущим разработчиком логических элементов для машин “Урал” второго поколения стал Лев Николаевич Богословский. Ведущим разработчиком внешних магнитных запоминающих устройств был начальник лаборатории Анатолий Григорьевич Калмыков, он подключился к разработке устройств на полупроводниковых приборах после окончания разработки “Урала-4”. Чуть позже подключился Анатолий Яковлевич Пыхтин, начальник весьма малочисленной лаборатории процессоров. Конструкторскими работами с 1961 года руководил Михаил Петрович Князев. Отделом по разработке “уральских” машин с 1960 года руководил заместитель главного конструктора машин “Урал” Андрей Николаевич Невский, ведущий разработчик арифметических устройств. Он – участник разработки комплекса конструктивных узлов “Урал-10”, ответственный исполнитель разработки новой машины на полупроводниковых элементах. Ведущим разработчиком блоков питания для машин второго поколения был начальник лаборатории Виктор Кириллович Елисеев.

Отмечу, что Б.И. Рамеев предпочитал обсуждать свои технические вопросы с каждым ведущим разработчиком в индивидуальном порядке, более общие проблемы обсуждались на совещаниях, в которых обычно участвовали А.Н. Невский и автор этих строк. В центре таких обсуждений были вопросы реализации его замыслов по достижению высоких характеристик машины: надёжности, ёмкости памяти и быстродействия. Он стремился обеспечить контроль не только хранения и передач информации, но и контроль операций, выполняемых центральным процессором. В известной ему ламповой машине “Восток” для этой цели А.Н. Мямлин использовал код “по модулю 7”. Для ознакомления с опытом такой реализации я был командирован в ИПМ МИАН. С учётом полученных сведений было решено использовать в “Уралах” второго поколения контроль “по модулю 3”, в связи с этим слово в МОЗУ удлинялось Б.И. Рамеевым на два бита.

1962

Из книги Рамеевская школа конструирования ЭВМ. История разработок в фотографиях 1948-1972 гг.. Пенза, 2008 г.