1967. Рамеевская школа конструирования ЭВМ. История разработок в фотографиях 1948-1972 гг.
Рамеевская школа конструирования ЭВМ. История разработок в фотографиях 1948-1972 гг.

1967

Рамеев_1967 Смирнов 1967 Болотский Чернов

В феврале 1967 года разработку проекта “Ряд” перепоручили заместителю главного конструктора ЭВМ “Весна” В.К. Левину из КБПА, а Б.И. Рамееву как главному конструктору запланировали ОКР “Создание типовой отраслевой АСУ и обработки информации”. В этом же месяце из отдела А.Н. Невского был выделен отдел запоминающих устройств и элементов, а меня назначили его начальником. На отдел возложили ответственность за разработку устройств по своему профилю, включая разработку средств типового АСУ и “Уралов”. В отдел включили лаборатории логических элементов В.Т. Мошенского, ферритовых запоминающих элементов и узлов Ю.Ф. Филатова, ферритовых устройств К.Е. Юренкова, внешних запоминающих устройств В.А. Болотского, КБ. Г.Ф. Бахметьева и мастерскую А. Ларкина. В.Е. Чернов стал заместителем начальника отдела.

В.А. Болотский в этом году с участием А.К. Шиляева, Т.А. Бамбуровой, Б.А. Малафеева и других завершил разработку устройства У-415 для сопряжения НБ-9 с машинами “Урал” и начал разработку подобного устройства У-417 для подключения от 1 до 8 магнитных барабанов НБ-11 с ёмкостью каждого 98444х26 бит. к одной или двум “уральским” ЭВМ.

С участием Н.А. Горшковой, Л.Т. Медновой, М.А. Прядко и других он вёл разработку устройства У-420 для подключения до 16 устройств с лентопротяжными механизмами У-446, с ёмкостью каждого 1000000х26 бит к одной или двум машинам. Механизмы должны работать от одной вакуумной системы, это способствовало бы повышению надёжности хранения данных в машине или вычислительном комплексе.

Вместе с В.И. Титовым, И.А. Костюниным, А.М. Зинофельд и другими он вёл также разработку устройства У-425 для подключения от 1 до 8 накопителей на дисках НД-3 ёмкостью 5000000х26 бит каждый к одной или двум нашим ЭВМ.

Использование устройств У-417, У-420 и У-425 в машинах “Урал” и в системах на их основе существенно увеличивали возможности пользователей по обработке огромных массивов данных.

Возможные варианты использования этих устройств в составе серийных машин показаны ниже.

Урал 11

Урал 14

Использование новых запоминающих устройств в двухмашинном вычислительном комплексе поясняет схема:

В апреле мы провели междуведомственные испытания модуля ферритовой памяти У-454, разработанного с участием А.А. Михайлова, Г.И. Нефедова и других. Мой дебют в качестве главного конструктора модуля успешно завершился.

В модуле ферритовые матрицы – МЭ-10/МЭ-10В – ёмкостью 16384 бита каждая на серийных ферритовых сердечниках С-1. Ферритовый куб – КФТ-10/КФТ-10В. Электронное обрамление куба – на модулях “Урала-10” (А-1, Б-1, Д-1, Е-1, М-1 … М-7) подобно аналогичным схемам устройств У-451/У451В.

Источники питания – П-11 и П-16 – разработаны В.К. Елисеевым и его коллегами. Диапазон рабочих температур от +5 до +40 градусов Цельсия. Габаритные размеры – типового шкафа Ш-2. Интерфейс совместим с интерфейсом устройств У-450, У-451, У-479, благодаря чему модуль У-454 мог работать с ними в одной мультимодульной системе памяти.

У-454

Испытания проводили с использованием устройства для автоматизированного контроля У-726. Допустимое изменение токов возбуждения – до 10%, как и напряжения питания.

Филатов

Стоимость хранения одного бита в модуле У-454/У-454В снижена в 1,5 – 2 раза. Увеличилась надёжность хранения 16 Кслов за счёт уменьшения оборудования электронного обрамления ферритового куба. Для обеспечения серийного производства с участием Ю.Ф. Филатова, Г.И. Нефедова и других была разработана документация на стенд У-711 для проверки матриц и стенд У-716 для проверки КФТ-10/КФТ-10В. Пензенский завод ВЭМ изготовил эти стенды и предал Астраханскому заводу “Прогресс” для серийного производства кубов памяти для машин “Урал”.

В отделе началась разработка и модуля оперативной ферритовой памяти У-465, который мог подключаться к одной или двум машинам комплекса. Ёмкость модуля – 16384х52 бита. Она соответствовала ёмкости заявленного для 48-разрядной машины модуля У-455, но время цикла – втрое меньше (3 мкс). Б.И. Рамеевым предлагалось использовать модуль У-465 в “Урале-16”, но мы обеспечили возможность трансформации внешних связей модуля так, чтобы получить модуль ёмкостью 32768 26-разрядных слов для использования в “Урале-14”. В этой работе Б.И. Рамеевым мне, заместителю главного конструктора машин “Урал”, отводилась роль главного конструктора изделия.

В качестве запоминающих элементов модуля мною выбраны ферритовые сердечники М101П-4 литий-натриевой системы с присадкой титаната кобальта, разработанные в НИИМД. Привлекательным свойством сердечников стала их термостабильность, наилучшая в стране. Внешний диаметр сердечников – 1 мм.

Юренков

В схеме матрицы – МЭ-11 – ёмкостью 16384 бита применили ортогональную прошивку считывающего провода, в ферритовом кубе – КФ-11 – координатные шины через каждые 10 – 12 матриц отводились от соседней шины. Мы отказались от термостатирования куба, терморегулирования токов возбуждения и от помещения куба в трансформаторное масло, что делалось в IBM-7030. Важнейшей же особенностью должно было стать создание совершенно новой схемотехники, перспективной для перехода к построению модуля оперативной памяти с микроэлектронным обрамлением ферритового куба. К.Е. Юренков выполнил ключевую работу: разработал трансформаторный матричный переключатель с суммированием мощности 128 из 256 возбудителей,

выполненных на маломощных быстродействующих транзисторах ГТ321. При этом в процессе формирования импульса координатного тока величиною 440 мА через выбранный возбудитель протекал ток менее 30 мА, а напряжение переключения не превышало 10 В. Принцип действия трансформаторного матричного переключателя поясняет приводимый рисунок

Схема

К.Е. Юренков с участием Т.В. Грачевой и Н.В. Морозова успешно промакетировал схемы выработки координатных импульсов тока.

В лаборатории Ю.Ф. Филатова А.Б. Кузнецов, А.Ф. Кожевникова, Г.А. Литвинова разрабатывали У-727 для контроля модулей памяти с циклом работы до 3 мкс.

Конструкторское бюро отдела возглавлял В.И. Степушкин.

В.И. Степушкин и А.И. Елатонцев

В лаборатории В.Т. Мошенского мы приступили к апробации первых отечественных логических микросхем «Логика». В получении микросхем мне содействовал сотрудник Главка МЭП Р. Чернов, мой сокурсник по МЭИ.

В этом году В.Г. Желнов со своими коллегами завершил разработку автомата У-705 по предложенному мною техническому заданию. Он предназначался для контроля ферритовых сердечников с внешним диаметром 1,0, 1,2 и 1,4 мм.

В автомате обеспечивалось задание импульсов тока считывания и записи в диапазоне от 0,43 А до 0,94 А, проверка времени перемагничивания сердечника от 0,4 до 1,2 мкс, времени максимума считанного сигнала, отношения сигналов разрушенной “единицы” к сигналу неразрушенной “единицы”, амплитуды сигналов “единица” с разделением сердечников на группы. Контроль сердечников выполнялся при повышенной рабочей температуре на токах записи 1,1 Iном и токах считывания 0,9 Iном при токах разрушения 0,55 Iном. Производительность автомата У-705 увеличилась до 15000 сердечников в час (в автоматах У-700 и У-701 была 2500 серд/час).

В разработке автомата принимали участие В.Т. Андрюшаев, Э.С. Батин, Н.П. Вырыпаев, А.В. Гальченко, Е.С. Грубник, В.Я. Древин, Г.И. Лобанов, Б.М. Кисин, В.К. Соловьев, В.В. Тихонов, А.В. Малышев и другие.

В.Т.  Андрюшаев А.В. Гальченко Б.М. Кисин

Приятно было, что реализованный в автомате предложенный мною способ контроля параметров сердечников путём абсолютных измерений и сортировки на группы по заключению руководимой А.С. Федоровым (ИТМ и ВТ) комиссии дал в 3,5 раза больший выход годных по сравнению с эталонным способом.

Эта разработка стала новым словом в отечественной технике автоматического контроля ферритовых сердечников. На испытаниях присутствовали представители заводов-изготовителей сердечников, выразивших большую заинтересованность в получении таких автоматов. На Пензенском заводе ВЭМ начали изготовление 160 автоматов У-705.

В отделе А.Н. Невского остались лаборатории Л.Н. Богословского, А.С. Горшкова, О.Ф. Лобова, В.И. Мухина и В.Д. Цыганкова, КБ М.П. Князева и мастерская В.С. Сергеева. Отдел ориентировали на исследования и разработку вычислительных машин, систем и комплексов.

В.Д. Цыганков М.П. Князев

В.Д. Цыганковым велись исследования по бионике. Его интересовали проблемы информации в нейрофизиологической нервной системе и стохастические модели обучаемости. Он решил создавать и испытывать реальные модели биоподобных систем, построенных на комплексе элементов “Урал-10”, нашёл поддержку у Б.И. Рамеева. Участниками работы были И.Н. Довгий, А.А. Борисов, А.Н. Кузнецова, А.В. Маттис, А.П. Захаров, В. Чернышев, А.Н. Цупак, М. Хренов, В. Холодков, Е. Галкин, Б. Алешин и др. Они создали обучающуюся “мышку” в Т-образном лабиринте, системы сенсорного ввода информации в робот и управления его исполнительными органами и др. С приоритетом от 26 января 1966 г. было получено авторское свидетельство об изобретении “Обучающаяся машина” (№36028). Эти работа стала отправной точкой многолетних исследований и разработок В.Д. Цыганкова по нейрокомпьютеру “Эмбрион”.

По заданию Б.И. Рамеева под руководством А.Н. Невского конструкторы КБ М.П. Князева совместно с разработчиками-электриками завершили разработку комплектов документации для серийного производства “Урала-11Б”/”Урала-11БВ” и “Урала-14Д”/”Урала-14ДВ” (с индексом “В” – с участием Заказчика). В штатный состав этих машин по настоянию Б.И. Рамеева ввели новые модули памяти У-454/У-454В вместо модулей У-451/У-451В.

В этом же году на заводе ВЭМ (директор В.А. Стукалов) были выпущены головные образцы этих машин, и началось их полномасштабное производство (В.Е. Прохоров, А.И. Прусакова, Н. Жулимов, Н. Желобаев, В. Гладько, Л.Н. Змачинский, А.С. Цофин, А.С. Шумилов, В.М. Соустин и др.). Были привлечены заводы-смежники: Астраханский завод “Прогресс”, Волжский завод РТЭ и другие. Сопровождение производства выполняли конструкторы института под неусыпным контролем Б.И. Рамеева и А.Н. Невского.

Основная тема в отделе – трудоёмкая разработка машины “Урал-16”. Она была важнейшей и для предприятия. Тем не менее, сотрудники отдела наряду с другими сотрудниками НИИ направлялись в колхозы и совхозы помогать селянам.

Уральцы - помощники селянам 1967

Справа – начальник лаборатории Л.Н. Богословский

увеличить

Уральцы на колхозном поле

Третий слева – ведущий инженер Ю.В. Пинигин

увеличить

Начальник отдела А.Н. Невский ожидал большого увеличения объёма конструкторской документации на ТЭЗы для машины “Урал-16”, поэтому создал специальную группу З.П. Тювакиной.

В отделе было и конструкторское бюро, в котором разрабатывали комплекты документов для серийного производства и опытных образцов.

Предметом озабоченности А.Н. Невского была трудоёмкая работа по разработке и изготовлению устройств У-330, У-331, У-635, У-652.

Опытный образец «Урал-16»

Опытный образец «Урал-16»

Это объект начавшейся в этом году наладки.

В июне в институте изготовили фотооригиналы ТЭЗов, в июле математики отдела Н.М. Конопли Г.Н. Покатило, А.В. Инкин и М.Н. Каменская отладили на “Урале-4” программу разработки монтажной документации устройств У-330 и У-331, в августе разработали таблицы соединений У-331, в сентябре – У-330.

Отделу Е.Б. Рассказова с начала года была задана разработка периферийных устройств типовой АСУ отрасли.

Павлов

В сентябре ведущий разработчик вычислительного комплекса “БанкЕ.Н. Павлов со своими коллегами завершил подготовку, а главный конструктор системы “Банк” Е.Б. Рассказов предъявил на приёмо-сдаточные испытания технические средства вычислительного комплекса “Банк”, выполненного на “уральской” базе. Сердце комплекса – машина “Урал-14”. Математики группы В.Р. Садовского разработали программу задачи “Квитовка межфилиального оборота”.

Е.Б. Рассказов предложил изменить структуру ВК “Банк”: два “Урала-11” выделить для управления процессом ввода-вывода, два “Урала-14Д” – для обработки информации и обеспечить общее поле памяти на магнитной ленте. Такой комплекс обеспечил бы решение возложенных на него задач с надёжностью не хуже 0,996.

Урал 14
Тегель

В октябре по теме “Химия” подписан акт о передаче в эксплуатацию Новомосковскому химическому комбинату вычислительного комплекса, выполненного на “Урале-11Б” с сопроцессором У-340, с перфоленточными устройствами ввода У-225 и вывода У-535 и с устройством сопряжения с аппаратурой “Аккорд” и “Каскад”. Вычислительный комплекс стал частью системы, состоящей их двух телемеханических систем “Каскад” и “Аккорд”, предназначенных для сбора информации с датчиков технологических параметров производства аммиака и передачи управляющих воздействий на исполнительные механизмы. Помимо непосредственного управления производственным процессом, система могла выдавать результаты расчётов, значения технологических параметров на самописцы и мнемосхему диспетчерского пункта завода и могла использоваться в качестве “советчика” диспетчеру. Разработчики вычислительного комплекса: главный конструктор А.Э. Тегель, К.Л. Альтшулер, В.К. Бердникова, Б.А. Каргин, И.В. Кисина, А.М. Критский И.А. Милославов, В.М. Надеждина, В.П. Федотов.

В ноябре у нас – праздничная демонстрация. Непременный участник таких мероприятий – директор института Виктор Алексеевич Шумов. Редкий снимок участия в демонстрации главного инженера Башира Искандаровича Рамеева запечатлел наш фотолюбитель. На снимке – заместитель начальника отдела управляющих и аналоговых машин Ольга Ефимовна Кроник беседует с руководителями института.

Ноябрь 1967

1968

Из книги Рамеевская школа конструирования ЭВМ. История разработок в фотографиях 1948-1972 гг.. Пенза, 2008 г.