Колледжу телекоммуникаций - 80 лет.
Русский | English   поискrss RSS-лента

Главная  → История развития электросвязи  → Колледжу телекоммуникаций - 80 лет

Колледжу телекоммуникаций - 80 лет

В этом году Колледжу телекоммуникаций Московского технического университета связи и информатики исполнилось 80 лет. О его истории, проблемах, волнующих коллектив сегодня, рассказал директор колледжа Юрий Георгиевич Моисеев.

В 1920 г. по инициативе наркома почт и телеграфов В. Н. Подбельского было создано первое в стране специальное учебное заведение для подготовки специалистов в области телеграфной, телефонной связи и радиотелеграфии - Электротехникум народной связи, впоследствии переименованный в Политехникум связи им. В. Н. Подбельского. Размещался техникум в здании бывшего Пансиона благородных девиц, построенного во времена правления Екатерины II по проекту архитектора Казакова. Сейчас это одно из зданий НИИРадио (ул. Казакова, д. 16).

Не одно поколение связистов вышло из стен этого старейшего учебного заведения. Среди них - А. Б. Асеев, который будучи еще студентом, организовал в техникуме самую первую радиоизмерительную лабораторию и по учебникам которого несколько поколений изучали радиотехнику, Б. П. Тимофеев - один из первых разработчиков отечественных передатчиков, А. А. Магазанник, построивший первую метеорную линию связи, А. Н. Тюляев, внесший большой вклад в строительство отечественных многоканальных линий связи и др. Даже в годы Великой Отечественной войны Политехникум связи не прекращал готовить специалистов, многие из которых принимали участие в боевых операциях.

В 1947 г. для подготовки кадров по восстановлению разрушенного войной хозяйства связи на базе Политехникума начал работать Всесоюзный заочный техникум связи.

В 1994 г. техникуму присваивается статус Колледжа телекоммуникаций Московского технического университета связи и информатики.

Сегодня наш колледж значительно отличается от того, каким он был 80 лет назад. Вместо старинного здания екатерининских времен построен новый современный комплекс на Авангардной улице. Во много раз выросло количество студентов (если в год открытия их было 300, то сейчас около 2800) и, конечно, огромные изменения претерпела материально-техническая база колледжа. Теперь более 40 наших учебных лабораторий и кабинетов оснащены самым современным оборудованием. Это новая аппаратура многоканальной связи и аппаратура радиорелейных линий последнего поколения. Имеются компьютерные классы, библиотека, насчитывающая более 350000 книг и, конечно, спортивный зал. И все же надо признать, что отсутствие должного финансирования негативно сказывается на техническом оснащении лабораторий.

К сожалению, в последние годы в отрасли наблюдается тенденция к сокращению числа специалистов среднего звена -техников. Из года в год уменьшается и количество студентов колледжа. Поэтому возникает вопрос: "Нужны ли нашей отрасли специалисты-техники?" Думаю, что нужны. Связь, несомненно, принадлежит к тем отраслям народного хозяйства, где труд специалиста со средним техническим образованием пока незаменим. Именно техник может и должен обеспечивать обслуживание передатчиков, приемников и другой аппаратуры на радиоцентрах, телецентрах, в аппаратных РРЛ, МТС и т.д. Он же должен и настраивать аппаратуру на заводах. Ему можно поручить проведение многочасовых сертификационных испытаний (заводских и линейных) новой аппаратуры. Это дает возможность освободить дипломированных инженеров для решения чисто инженерных вопросов. От этого выигрывает вся отрасль.

Сейчас колледж готовит студентов по шести специальностям: радиосвязь, радиовещание и телевидение, сети связи и системы коммутации, многоканальные телекоммуникационные системы; почтовая связь; экономика, бухгалтерский учет и контроль; правоведение. Наша задача - выпускать специалистов, которые способны настраивать оборудование, определять и устранять возникшие неисправности, проводить измерения параметров аппаратуры. Поэтому практика защиты дипломных проектов заменена на сдачу государственных экзаменов, что позволяет студентам больше времени уделять производству.

В связи с тем, что сейчас идет интенсивный переход от аналоговых средств связи к цифровым и неизбежно слияние телевизионных, компьютерных и телекоммуникационных технологий, программы обучения студентов не могут оставаться неизменными и обновляются каждые пять лет. Так, при подготовке специалистов по многоканальной связи студенты изучают системы передачи цифровой информации по кабельным и волоконным каналам связи. Не остается без внимания в нашем учебном процессе бурное и повсеместное развитие сетей подвижной радиосвязи - сотовых, транкинговых, пейджинговых и др.

Все студенты колледжа изучают компьютеры, чтобы с их помощью в дальнейшем проводить автоматизированные дистанционные измерения при эксплуатации РРЛ, спутниковых и других видов коммуникаций.

Нельзя не отметить и такую форму образования, как заочная, в которой, безусловно, ощущается острая необходимость. Понятно, что не все желающие продолжить свое образование имеют возможность поступить на дневное отделение. Некоторым приходится совмещать работу с учебой. Кроме того, многие предприятия связи находятся в небольших городах и поселках, где нет учебных заведений связи. Поэтому для связистов из этих мест наш колледж открывает замечательную возможность продолжить работу по специальности, одновременно повышая свою квалификацию. Конечно, для этого необходимо хорошее методическое обеспечение, которое стараются осуществлять наши преподаватели. Выпущенные колледжем учебники и многочисленные методические материалы широко используются в учебном процессе не только у нас, но и во многих других средних учебных заведениях связи. Коллектив колледжа делает все, что в его силах, чтобы наши выпускники могли успешно осваивать технику связи как сегодня, так и в XXI веке.

Статья опубликована в журнале "Электросвязь" №10, 2000 г., стр. 56.
Перепечатывается с разрешения редакции.

Проект Эдуарда Пройдакова
© Совет Виртуального компьютерного музея, 1997 — 2017