«Эрикссон» 130 лет работает в России
История развития электросвязи

«Эрикссон» 130 лет работает в России

Роберт Пушкарич

Роберт Пушкарич: "За 130 лет успешного сотрудничества Ericsson удалось выстроить прочные и стабильные отношения с Россией"

В ноябре компания Ericsson отмечает 130-летнюю годовщину начала бизнеса в России. К этому событию был приурочен официальный визит Ханса Вестберга, президента и главы компании Ericsson, в Москву в рамках корпоративного форума “Технологии, соединяющие общество”. Сегодня Ericsson заявляет, что продолжает внедрять свои новейшие разработки в экономику и инфраструктуру страны, поддерживая инициативы представителей власти РФ по модернизации.

15 ноября 1881 г. Людвиг Нобель, брат и деловой партнер Альфреда Нобеля, подписал контракт с компанией Ларса Магнуса Эрикссона на приобретение несколько телефонов и коммутатора для офисов “Товарищества нефтяного производства братьев Нобель” в Санкт-Петербурге и Баку. Именно с этой даты принято вести отсчет истории взаимовыгодного партнерства России и Ericsson.

За сделкой с Людвигом Нобелем в 1893 г. последовало строительство первой телефонной станции в Киеве. Далее были смонтированы станции в Харькове (1896), Ростове (1897), Риге, Казани, Тифлисе (1900) и Москве (1903—1904). В 1903 г. Ericsson установила свои первые телефоны в московском Кремле. А в 1904 г. компания ввела в строй центральную телефонную станцию в Москве, рассчитанную на обслуживание 60 тыс. линий, которая на тот момент была крупнейшей в мире.

Одной из важнейших вех в установлении партнерских отношений между Россией и шведской фирмой стало открытие в 1897 г. первой зарубежной фабрики компании L.M.Ericsson — телефонного завода с полным производственным циклом в Санкт-Петербурге. К 1917 г. фабрика стала крупнейшим производственным предприятием Ericsson. На ней было занято свыше 3500 сотрудников, что вдвое превышало количество рабочих на основном заводе компании в Стокгольме (Швеция). Руководство фирмы уже обсуждало вопрос о переносе своей штаб-квартиры в Россию, и если бы не революция, то Ericsson вполне могла бы стать российской компанией, отметил г-н Вестберг.

В 1917 г. питерский завод был национализирован и получил впоследствии название “Красная заря”. С уходом шведов предприятие не прекратило своего существования. В 1925 г. Ericsson заключила свое первое лицензионное соглашение в России с Государственным национальным трестом по проектированию слаботочной электротехники о лицензионном производстве АТС в СССР, которое и началось в Ленинграде. Позднее этот завод превратился в НПО “Красная Заря”, которое стало головным предприятием Министерства промышленности средств связи СССР по коммутационной технике и оконечному телефонному оборудованию.

А в конце 1970-х компания Ericsson помогла обойти ограничения стран НАТО на экспорт высокотехнологичной продукции в Советский Союз и, в частности, начала поставки цифровых АТС типа АХЕ, а также смонтировала одну из крупнейших в мире телексных станций AXB-20 в Центральном телеграфе для технической поддержки Олимпийских игр 1980 г. в Москве.

“За 130 лет успешного сотрудничества шведской компании удалось выстроить прочные и стабильные отношения с Россией, — сказал Роберт Пушкарич, президент Ericsson в регионе Северная Европа и Центральная Азия. — Сегодня Ericsson обеспечивает более 40% телефонного трафика в России, при этом каждый третий звонок с мобильного телефона проходит через оборудование шведской компании, коммутаторы Ericsson обслуживают свыше трети всего национального и международного телефонного трафика в стране”.

Из событий последних десяти лет стоит отметить введение первой системы прямой телефонной связи в стране на основе интеллектуальной архитектуры IMS в 2006 г.; ввод в эксплуатацию первых сетей 3G в 2008 г.; передачу технологии CoordCom в 2011 г. российской компании “Сфера” для адаптации и создания в РФ “Системы 112” для служб экстренного реагирования.

В нынешнем году Ericsson заключила соглашение о партнерстве с Фондом “Сколково”, в рамках которого эта фирма создает на территории иннограда свой проектно-ориентированный центр разработок, а также будет поддерживать образовательные программы Технологического института Сколково.

В настоящее время в трех региональных представительствах компании в Москве, Санкт-Петербурге и Красноярске работает около 400 сотрудников.

Телефон Ericsson Телефон Ericsson Телефон Ericsson Телефон Ericsson Телефон Ericsson

Статья опубликована в журнале «PCWeek/RE» 24 ноября 2011
Перепечатывается с разрешения редакции.
Статья помещена в музей 10.01.2012