Создание и развитие комплексов связи атомных подводных лодок ВМФ МО РФ
К 100-летию российского Института Мощного Радиостроения
И. Л. Андреев, С. Н. Елкин, С. Д. Коваленко
С середины 50-х гг. прошлого столетия в СССР создание системы связи (СС) с подводными лодками (ПЛ) осуществлялось в соответствии с периодически обновляемыми положениями военной доктрины и концепции строительства ВМФ, а его главного компонента – атомных ПЛ – в соответствии с Программой военного кораблестроения. Основные положения этих руководящих документов, касающиеся вопросов управления войсками (силами) и оружием ВМФ, в виде требований были положены в основу развития и совершенствования СС ВМФ, приоритетно ориентированной на обеспечение управления атомными ПЛ – носителями ракетного оружия.
Одним из составных компонентов СС ВМФ являются комплексы связи, устанавливаемые на атомные ПЛ. Опыт боевой службы ПЛ показал, что с появлением в составе ВМФ ПЛ – носителей ракетного оружия проблема управления флотом значительно усложнилась. Потребовалось создание новых образцов радиоэлектронного вооружения, в том числе каналов, комплексов, средств и устройств связи. Для бортового компонента СС такими образцами стали автоматизированные комплексы связи (АКС).
Под АКС понимается совокупность организационно, функционально и конструктивно взаимосвязанных средств военной связи, объединённых системой автоматизированного управления, контроля и энергообеспечения и образующих подвижный узел связи, расположенный на ПЛ. Система управления (СУ) АКС – часть комплекса связи, выполняющая функции автоматизированного централизованного дистанционного управления его составляющими элементами. Основные задачи СУ комплексом – формирование (расформирование) и контроль трактов связи и управление средствами АКС в процессе подготовки трактов к реализации ими связи требуемого качества.
Разработка и проектирование АКС стали закономерным этапом в развитии средств связи ПЛ, так как в 1960-е гг. в различных областях науки и техники в СССР и за рубежом начали внедряться системы дистанционного централизованного управления, обеспечивающие управление как разнообразными сложными техническими системами и механизмами, так и производственными и технологическими процессами.
Создание АКС и оснащение ими ПЛ позволило:
- решать задачу разработки и внедрения новых средств связи, обеспечивающих функционирование новых каналов связи при расширении используемой полосы частот электромагнитного поля системно, при единой технической политике и едином руководстве главного конструктора комплекса;
- централизовать и автоматизировать процессы управления аппаратурой связи и процессы ведения связи, что обеспечило повышение сервисных возможностей для операторов-связистов, сокращение количества операторов, уменьшение времени доставки сообщений и передачи донесений;
- более системно и грамотно решать вопросы, связанные с частотным распределением и электромагнитной совместимостью;
- упростить и упорядочить взаимоотношения при вооружении ПЛ аппаратурой связи с проектантами ПЛ и судостроительными заводами.
В своем развитии АКС ПЛ прошли несколько этапов. Первый комплекс под шифром «Молния» начал разрабатываться в 1960-е гг. для вооружения ПЛ проекта 705. В 1972 г. он был принят на вооружение ВМФ. На базе данного комплекса была создана его модификация под шифром «Молния-Л», предназначенная для оснащения ПЛ серии проектов 667 Б, 671 РТМ и заменившая комплекс «Молния» на ПЛ проекта 705. АКС «Молния-Л» был принят на вооружение ВМФ в 1974 г. Головным разработчиком АКС «Молния» и «Молния-Л» было назначено НПО им. Коминтерна (с 1992 г. – ОАО «Российский институт мощного радиостроения», РИМР), г. Ленинград; главным конструктором разработки был назначен А.А. Леонов.
Специфическая особенность разработки АКС для атомных ПЛ заключается в том, что основным элементом, образующим комплекс, является система дистанционного управления, энергообеспечения и контроля. Первым главным конструктором этой системы был назначен К.А. Соболев.
Для вооружения ПЛ нового поколения, проектирование и строительство которых осуществлялось в 1970-е гг., было начато создание новых комплексов связи серии «Молния-М», которое завершилось установкой на головной ПЛ проекта 941 АКС «Молния-М1», а на головной ПЛ проекта 949 – АКС «Молния-М2». Головным разработчиком комплекса данного типа также стало НПО им. Коминтерна, а главным конструктором назначен И.Л. Андреев. Эти комплексы приняли на вооружение ВМФ в 1983 г. Однако уже в ходе разработки АКС «Молния-М1 (-М2)» появилась возможность провести его существенную модернизацию за счёт усовершенствования СУ АКС и внедрения новых каналообразующих средств связи, созданных в период 1975—1980 гг., что позволило приступить к проектированию унифицированного ряда модернизируемых комплексов серии «Молния-М», предназначенных для вооружения различных проектов ПЛ. Разработку такой серии начали в 1979 г. при головной роли НПО им. Коминтерна. Главным конструктором этой серии был назначен И.Л. Андреев, главным конструктором систем дистанционного управления типа П-461 – П.А. Юдин. В результате были созданы следующие типы комплексов:
- АКС «Молния-МС», предназначенный для вооружения ПЛ проекта 941 (взамен АКС «Молния-М1»), а также для вооружения ПЛ проектов 949, 971;
- АКС «Молния-МЦ», предназначенный для вооружения многоцелевых ПЛ проекта 945 (взамен АКС «Молния-М2»);
- АКС «Молния-ЛМ1», предназначенный для вооружения ПЛ проекта 667 Б и его модификаций, а также ПЛ проекта 671 РТМ (взамен комплекса «Молния-Л»). Предполагалось создание комплекса «Молния-ЛМ2» для ПЛ проекта 705 (взамен АКС «Молния-Л»), но по ряду субъективных и объективных причин разработка данного комплекса не состоялась. АКС серии «Молния-М» были приняты на вооружение ВМФ в 1986 г. В последующем они неоднократно модернизировались и в настоящее время составляют основу вооружения ПЛ средствами связи.
Таким образом, начиная с 1969 г. все атомные подводные лодки ВМФ оснащались комплексами связи, разработанными ОАО «РИМР». Более чем за 40-летний период были разработаны, серийно освоены и сданы в эксплуатацию следующие типы АКС ПЛ: «Молния» – 1969 г.; «Молния-Л» – 1972 г.; «Молния-М» («Молния-M1», «Молния-М2») – 1977 г.; «Молния-ЛМ1» (две модификации) 1983 и 1985 гг.; «Молния-МС» (две модификации) в 1983 и 1985 гг.; «Молния-МЦ» (две модификации) в 1983 и 1985 гг.; «Молния-Защитник» – 2002 г.; «Смерч-М» (две модификации) в 2006 и 2008 гг. По документации, разработанной ОАО «РИМР», заводом ОАО «Прибой» было изготовлено и передано ВМФ более 200 АКС для атомных ПЛ.
Все вышеперечисленные модификации отличались друг от друга характеристиками, количеством каналов связи, уровнем автоматизации, объёмом и уровнем внедрения средств вычислительной техники. Однако эти детали и подробности будут понятны лишь ограниченному числу специалистов, поэтому остановимся на перечислении потребительских свойств АКС ПЛ по мере их создания и внедрения:
- управление одним оператором с единого рабочего места режимами работы связных каналообразующих средств (все перечисленные далее свойства АКС ПЛ осуществляются одним оператором с единого рабочего места);
- использование специализированной системы коммутации бортовой сети переменного тока на технические средства АКС ПЛ;
- полнодоступная коммутация однотипных средств из одного канала в другой;
- обеспечение приёма информации в подводном положении первоначально с помощью буксируемого по поверхности моря буйка типа паравана, а затем с помощью притопленных выпускных буксируемых антенных устройств кабельного типа;
- наличие системы контроля работоспособности АКС с помощью имитации на борту ПЛ работы береговых передающих центров;
- обеспечение резервного питания каналообразующих средств за счёт использования корабельной сети постоянного тока, создаваемого аккумуляторной батареей ПЛ;
- возможность внедрения в системы управления и обработки информации средств вычислительной техники.
Авторы не гарантируют строгую хронологическую последовательность реализации вышеперечисленных потребительских свойств АКС ПЛ, однако разработанные в настоящее время АКС серии «Смерч-М» обладают всеми этими свойствами.
Для подготовки личного состава боевой части связи ПЛ были разработаны и переданы учебным центрам ВМФ учебные комплексы связи «Молния-МЦ», технические тренажеры «Молния-МТ», учебно-действующий образец комплекса «Смерч-М», локальная автоматизированная система обучения (ЛАСО), предназначенная для изучения устройства, функционирования и ремонта технических средств из состава комплекса связи типа «Смерч-М».
Следует отметить участников работ и руководителей предприятий, внесших значительный вклад в создание АКС для атомных ПЛ. В первую очередь это – В.Д. Попов, конструктор корпуса пульта дистанционного управления. Предложенная им конструкция в различных вариациях используется уже более 40 лет, и, несмотря на развитие прогресса и современных технологий, пока никто не смог изобрести ничего более оригинального. Особенность предложенной В.Д. Поповым конструкции заключалась в том, что пульт управления с габаритными размерами 1500x600x1750 мм мог быть разобран на составные части, которые загружались на ПЛ через люк диаметром 590 мм. Кроме того, следует отметить B.C. Федорова, П.А. Юдина и В.Я. Ребенко, разработчиков конфигурации собственно комплекса связи и принципов построения системы дистанционного управления.
Из всех руководителей Российского института мощного радиостроения наибольшую заинтересованность к рассматриваемой тематике проявил генеральный директор ОАО «РИМР» С.М. Житомирский Его неукротимая энергия, нежелание считаться с тем обстоятельством, что возможности любого коллектива небезграничны (как это ни парадоксально звучит), способствовали и увеличению объемов выполняемых работ, и расширению тематики, и внедрению новых принципов управления, конструирования и отображения информации.
Важную роль в расширении потребительских свойств АКС для атомных ПЛ сыграли предприятия-контрагенты КБ «Связьморпроект» и ОАО «Интелтех».
Создание КБ «Связьморпроект» антенно-фидерных устройств буксируемого типа позволяло непрерывно расширять диапазон частот, в котором возможен приём информации в подводном положении ПЛ. Первоначально это были излучения электромагнитных волн в СНЧ- и СДВ-диапазонах, затем последовал КВ-диапазон и, наконец, УКВ-ДЦВ. Из всех сотрудников КБ «Связьморпроект» наибольший вклад в создание антенных устройств для атомных ПЛ внесли В.В. Чигирь и В.В. Фарафонтов.
ОАО «Интелтех» впервые в практике создания АКС для атомных ПЛ реализовало прием и передачу информации, а также ее обработку и доставку должностным лицам атомных ПЛ с помощью персональных компьютеров. Значительную роль в создании и развитии устройств обработки информации сыграли сотрудники ОАО «Интелтех» Н.И. Боков и С.В. Потапов
В статье, посвященной истории развития и совершенствования АКС для атомных ПЛ, невозможно обойти вниманием и важнейшего контрагента института – ОАО «СПО «Арктика» (г. Северодвинск).
В последние годы ОАО «РИМР» были разработаны две модификации функциональных АКС «Смерч-М» для атомных ПЛ проектов 885 и 995. Главным конструктором этих изделий был назначен И.Л. Андреев. Головной образец функционального АКС «Смерч-М», установленный на атомной ПЛ «Юрий Долгорукий», в течение 2008—2010 гг. проходил швартовые и ходовые испытания на базе ОАО «ПО «Севмаш».
В настоящее время ведутся работы по созданию новых современных функциональных АКС, которые будут отличаться от ранее разработанных более высоким уровнем автоматизации и контроля за правильностью действий оператора.
В заключение необходимо сформулировать основную проблему, которая должна быть решена научными и промышленными предприятиями в ближайшее время. Эта проблема заключается в обеспечении передачи информации из подводного положения ПЛ.
Совершенствование АКС предусматривает решение многих задач, к наиболее актуальным из них можно отнести:
- обеспечение выполнения постоянно возрастающих требований по своевременности, достоверности и скрытности связи;
- обеспечение гарантированного доведения сигналов и команд на применение ракетного оружия до погруженных (в целях скрытности) ПЛ;
- повышение надежности элементов и комплексов в целом;
- сокращение числа операторов АКС за счёт повышения степени автоматизации процессов связи и управления, а также совершенствование эргономических свойств комплекса;
- уменьшение массогабаритных характеристик.
Создание системы, комплексов и средств связи с ПЛ было высоко оценено Правительством и командованием ВС и ВМФ. По оценке Главнокомандующего ВМФ адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова, «в период создания и становления СС с ПЛ во многом была решена проблема связи с глубокопогруженны-ми подводными лодками. Были созданы космические системы, и общая система связи ВМФ стала глобальной». Первый заместитель ГК ВМФ адмирал флота В.А. Касатонов отметил, что «внедрение автоматического засекречивания и сверхбыстродействующей связи оказало революционизирующее влияние на процесс управления силами и является выдающимся техническим изобретением в области связи после изобретения радио А.С. Поповым».
В настоящее время ОАО «РИМР» выполняет целый ряд ОКР по созданию комплексов связи 4-го и 5-го поколения для радиоэлектронного вооружения как вновь строящихся атомных ПЛ, так и для модернизируемых ПЛ.
Об авторах: И. Л. Андреев, главный конструктор комплексов связи ПЛ серий «Молния» и «Смерч-М», д. т. н.
С. Н. ЕЛКИН, главный конструктор комплексов связи ПЛ 4-го поколения
С. Д. Коваленко, старший научный сотрудник НИЦ ВМФ, к. т. н.
Статья опубликована в журнале «ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ», № 11, 2010, с. 5—6.
Помещена в музей 16.06.2011 с разрешения редакции