Воспоминания о РОБТиТе
Л. И. Бажитова
Среди имён инженеров и радиотехников Русского общества беспроволочных телеграфов и телефонов (РОБТиТ), упоминаемых в литературе, имя Николая Николаевича Дмитриева встречается не часто. Нам, к сожалению, известны лишь немногие факты его биографии. Но, говорят, о человеке судят по его делам.
Остановимся на этом имени особо, так как архив Центрального музея связи им. А.С. Попова хранит воспоминания Н.Н. Дмитриева о работе в РОБТиТе, а также большое количество иллюстративного материала по строительству и эксплуатации радиотелеграфных станций, которые он в 1956 г. передал в дар музею.
Особое место занимают три альбома, с «гаснущими» любительскими фотографиями, два из которых посвящены деятельности военной радиороты во время русско-японской войны 1904—1905 гг., а третий – строительству радиопередающих станций в Карском море в 1911—1914 гг.
Н.Н. Дмитриев принимал участие в строительстве связных радиостанций во Владивостоке, Ревеле (Таллин), Гельсингфорсе (Хельсинки), Детском Селе, Гапсале (Хаапсалу), руководил строительством Ходынской искровой радиостанции в Москве (1914 г.).
Из его биографии. Н.Н. Дмитриев в 1904 г. закончил военную электротехническую школу и был послан в очаковскую минную роту. 16 декабря 1904 г. он был вызван в Петербург, где в это время формировалась первая Восточно-Сибирская отдельная рота – начиналась русско-японская война. В этой школе он прошёл курс обучения работе с радиоаппаратурой. 16 февраля 1905 г. поручик Н.Н. Дмитриев, вместе с другими офицерами, был командирован в Красное Село, где ему предстояло заниматься разработкой монтажных схем двуколок и собственно монтажом.
Военный склад радиоимущества в Красном Селе. Сборы на войну (Н. Н. Дмитриев – стоит справа, в очках, в тёмной шинели). 1905 г.
Поручик Н. Н. Дмитриев в вагоне поезда, идущего на фронт. 1905 г.
В марте, когда монтаж ещё не был закончен, их отправили в Харбин, причём настолько срочно, что представитель английской фирмы «Маркони» В.О. Баранов принёс недостающие части радиоаппаратуры к поезду. В мае 1905 г. укомплектованная двуколками радиорота прибыла на фронт. Штаб обосновался в китайской деревне Вафие.
Первое отделение Дальневосточной отдельной роты на отдыхе (Н.Н. Дмитриев – второй сверху). 1905 г.
Это была отдельная Дальневосточная рота, которой командовал подполковник Д.С. Троицкий. Первым отделением роты, в котором служил Н.Н. Дмитриев, командовал капитан Н.Н. Подерни, вторым – капитан Д.М. Сокольцов.
В каждом отделении было по три станции. Н.Н. Дмитриев был назначен начальником второй станции первого отделения, наряду с поручиками Д.Д. Заклинским и В.Н. Тейхом.
Появление в армии беспроволочных радиостанций поначалу вызвало недоумение, и только когда гололёд повредил провода проволочной связи, которой пользовались в то время в русской армии, был оценен по достоинству принцип работы связи без проводов.
Фотографии из «маньчжурского» альбома Н. Н. Дмитриева – это жизнь русских солдат, обслуживающих вторую радиостанцию первого отделения радиороты в китайских местечках Людяпуза, Вафие, Годзядань, Яомынь; это двуколки с радиоаппаратурой на железнодорожных платформах, военные палатки, землянки, ковка лошадей, различные сцены, отражающие жизнь, быт и традиции китайских провинций.
Из Китая Н.Н. Дмитриев вернулся в марте 1906 г. В августе 1909 г. он вышел в отставку, а в марте 1913 г. начал работу в РОБТиТе.
Н.Н. Дмитриев среди членов РОБТиТа (третий слева, во втором ряду). 1914 г.
РОБТиТ, как пишет Н.Н. Дмитриев, был тесно связан с Г. Маркони, компания которого приобрела часть акций РОБТиТа, а сам Г. Маркони входил в состав правления. Но работал завод исключительно на внутренний рынок. Из отечественных талантливых инженеров и техников в РОБТиТе служили: Р.В. Львович, Н.Д. Папалекси, И.Ю. Шейнберг, В.В. Ширков и другие. Но поскольку Н.Н. Дмитриев был инженером по монтажу радиостанций, то на заводе он находился урывками, и с личным составом, по его словам, близко знаком не был.
Монтаж радиостанций на северных островах – одна из первых командировок Н.Н. Дмитриева. Это была третья по счёту северная экспедиция по установке радиотелеграфных станций в Карском море, организованная Главным управлением почт и телеграфов (ГУПиТ) в 1911—1913 гг. Во время этой экспедиции была завершена постройка и отделка зданий, смонтировано оборудование, и радиостанции начали работу. С заводом РОБТиТ ГУПиТ заключило контракт на поставку и установку четырёх радиотелеграфных станций (в Архангельске, Югорском шаре, островах Вайгаче и Мааре-Сале).
29 июня 1913 г. в 6 часов вечера из города Архангельска на двух пароходах «Дан» и «Вассиан» отправилась экспедиция, возглавляемая, как и первые две, представителем почтово-телеграфного ведомства инженером М.Ю. Цемнолонским, для завершения работ по строительству зданий и установке радиотелеграфных станций.
В состав экспедиции вошли: представители фирмы «Бодо-Эгесдорф» (строительство зданий радиотелеграфных станций, жилых и подсобных помещений), представители завода РОБТиТ, обеспечивавшие монтаж оборудования и работу радиотелеграфа, в том числе инженер завода Н.Н. Дмитриев.
Пароходы должны были доставить в указанные пункты материалы для устройства бетонных зданий радиотелеграфных станций, деревянных бараков, бань, кухонь, временных навесов, провизию, оборудование, хозяйственные вещи и самих участников экспедиции. Путешествие до первой остановки – полуострова Югорский Шар – длилось ровно месяц.
Начался монтаж станций. Все они, как пишет Н.Н. Дмитриев, были одного типа, но разной мощности. На Югорском Шаре была установлена длинноволновая станция с когерером и передающая 12 кВт-станция с искровым вращающимся разрядником. Мотор — 27 л. с. На островах Вайгач и Мааре-Сале – станция мощностью 4 кВт и керосиновый двигатель 6 л. с. Мачты были складные, железные, трубчатые, системы Лебедева. На Югорском Шаре – высотой 30 м, на Вайгаче и Мааре-Сале – 25 м. Заземлением служил медный провод.
Все работы велись «энергично, коллективно и сознательно». Они были закончены к 15 сентября 1913 г. На станции Югорского Шара для проверки связи собрались все участники строительства. Вызвали Архангельск. В ответ – молчание. Вызвали повторно – тишина. Среди строителей возникло беспокойство, началось перешептывание. Послали третий вызов с увеличенной на 20% мощностью. Через пять минут пришел ответ. У всех вырвался вздох облегчения, и был послан новый запрос: «Почему молчали, черти?». Пришёл ответ: «Искали моториста». Много ещё депеш от служащих и рабочих было послано в этот день.
Но вернемся к альбому Н.Н. Дмитриева, чтобы окунуться в атмосферу столетней давности и ощутить не только суровое дыхание Севера, но и почувствовать особенную теплоту события, его неординарность и праздничность.
Перед нами проходит историческая хроника – ряд теряющих контрастность фотографий, снабженных карандашными комментариями Н.Н. Дмитриева: отправление от пристани Архангельска двух пароходов, которым предстоит проделать 30-дневный путь во льдах; молебен, предшествующий событию, группа участников этого путешествия и льды Ледовитого океана. Автора снимков, похоже, не пугает, а привлекает их суровая и сдержанная красота. И привлекает она не его одного. Ведь не случайно участником экспедиции оказался известный художник и писатель Севера С.Г. Писахов.
Что же фиксирует переходящая из рук в руки фотографическая камера? Полуночное солнце (как удивительно это звучит!), художник С.Г. Писахов на маленькой льдине, пароходы «Дан» и «Вассиан» во льдах, группу участников экспедиции, слушающих граммофон на палубе парохода, чай в кают-компании, снова художник С.Г. Писахов, совершающий подвиг купания в студеных водах Ледовитого океана, три охотника рядом с убитым, похожим на спящего, белым медведем. А вот и первая остановка – остров Матвеева. Село Хабарово – избы и чумы, церковь и пещеры, дети самоедов и могила семи монахов, по преданию, умерших от сифилиса.
В самом конце июля пароходы прибывают на Югорский Шар. Август на Югорском Шаре: пресное озеро, скудная растительность у подножия скал, оленьи упряжки, нарты, собаки, группы самоедов, ромашки на столе.
Начинается монтаж радиомачт: сборка, клепка, установка противовесов и изоляторов, подвеска грузов на мачту, заделка «башмаков», подъем стеньги. И вот, наконец, общий вид радиостанции на Югорском Шаре: два белых флигеля, сарай для оборудования и провизии, рубленая баня и силуэт мачты. Кто-то из смельчаков, возможно, сам Н. Н. Дмитриев, сделал снимок станции с вершины мачты.
16 сентября делается последний, прощальный снимок перед отъездом в Архангельск.
Одновременно с устройством радиостанции на Югорском Шаре схожие работы велись и на двух других островах: постройка здания станции, монтаж и подъем мачт, установка оборудования.
Работы по монтажу радиостанций шли очень успешно. Уже 31 августа Исакогорская (Архангельская) станция вела переговоры с Югорским Шаром.
12 сентября пароход «Вассиан» прибыл из Карской экспедиции, а 15 сентября состоялось торжественное открытие радиостанции на Исакогорке, на котором присутствовали около 100 человек высших чиновников во главе с вице-губернатором и представители промышленности. К сожалению, связь Югорского Шара с Архангельском в момент демонстрации открытия не состоялась, и поздравительные телеграммы от экспедиции были получены только 16 сентября.
22 сентября возвращается из Карского моря экспедиция по постройке радиотелеграфных станций. 25 сентября 1913 года ГУПиТ на запрос о сохранности принадлежностей Карских радиостанций получает сообщение: «инструменты сложены, шкафы опечатаны, приборы опечатаны также, на каждой станции оставлены по два надёжных трезвых сторожа».
Акт приёмки радиостанции на Югорском Шаре у острова Сокольского подписан 17 сентября, на Мааре-Сале – 14 сентября. Представителем РОБТиТа выступал Н. Н. Дмитриев.
После революции 1917 г. завод РОБТиТа был национализирован.
Н.Н. Дмитриев в это время перешел на службу в Радиотехническую лабораторию Главного военно-инженерного управления РККА, образованного на базе радиокабинета бывшей офицерской электротехнической школы.
С 1921 по 1924 гг. он работал в Севастополе в радиомастерской военного морского порта, где ремонтировал радиоустановки завода РОБТиТ.
В это время в Петрограде стала налаживаться послереволюционная жизнь: на базе старых заводов создавались новые предприятия. На бывшей территории РОБТиТа начали свою работу Электровакуумный завод и Центральная радиолаборатория (ЦРЛ). Благодаря тесной связи ЦРЛ с радиозаводами возникают благоприятные условия для создания новых технических разработок и внедрения их в производство.
ЦРЛ привлекает в свой состав ведущих радиоспециалистов со всей страны: Н.Д. Папалекси, Р.В. Львовича, В.М. Лебедева, Э.Я. Борусевича. Был приглашен на работу в Центральную радиолабораторию и Н.Н. Дмитриев.
Монтажный отдел завода им. Козицкого (Ленинград). Н. Н. Дмитриев — сидит, во втором ряду первый слева. 1926-1927 гг.
Дмитриев Н. Н. на палубе парохода, среди участников экспедиции, направляющейся в Карское море. 1913 г.
С 1926 г. он работал на заводе им. Козицкого, который к этому времени уже выпускал длинно- и коротковолновые ламповые приемники и передатчики. В 1927 г. вместе с С.И. Зилитинкевичем Н.Н. Дмитриев проводил испытания коротковолновой станции в Детском Селе (сохранился его отчёт о работе с короткими волнами). Он принимал участие в монтаже радиостанций в Ташкенте и Челябинске.
Сопроводительное письмо, которое в 1956 г, вместе с подаренными нам материалами, получил Центральный музей связи им. А.С. Попова, было отправлено из Кисловодска, по-видимому, последнего места жительства Н.Н. Дмитриева, инженера РОБТиТа.
Литература
- Документальные фонды ЦМС им. А.С. Попова, ф. 4, оп. 1, ед. хр. 1391
- Документальные фонды ЦМС им. А.С. Попова, ф. 4, оп. 2, ед. хр. 407
- Документальные фонды ЦМС им. А.С. Попова, ф. 27, ед. хр. 87
- Статья «Постройка Карских радиотелеграфных станций», ПТЖ за 1913 г., отдел неофициальный, СПБ, Типография МВД, с. 617-631.
- Очерк развития радиотелеграфных сообщений в России и за границей. СПб, Типография МВД, 1913 г.
Статья опубликована в журнале «Электросвязь: история и современность» № 3, 2008 г.
Перепечатывается с разрешения редакции.
Статья помещена в музей 24.06.2009