Развитие радиосвязи в Российской армии в период русско-японской и Первой Мировой войн
История развития электросвязи

Развитие радиосвязи в Российской армии в период русско-японской и Первой Мировой войн

Первое применение радиосвязи в военно-морском флоте, сухопутных войсках и в военно-воздушных силах Российской армии относится к периоду 1897-1900 гг. [1, 2].

Летом 1897 г. по поручению А. С. Попова, находившегося в это время в Нижнем Новгороде, его помощник П. Н. Рыбкин впервые осуществил радиосвязь между судами Балтийского флота - транспортом "Европа" и крейсером "Африка". В 1899 г. они провели радиосвязь между гондолой воздушного шара и землей. В 1900 г. полевые радиостанции, сконструированные под руководством А. С. Попова, прошли испытания на больших маневрах Петербургского военного округа.

Дальнейшее развитие радиосвязь в Российской армии получила в ходе русско-японской войны (1904-1905 гг.). В начале 1904 г., еще до объявления военных действий, русское правительство выписало из Парижа первые три "аппарата беспроволочного телеграфа" (радиостанции), которые предполагалось использовать для организации радиосвязи в районе Порт-Артура. Они были отправлены морским путем и прибыли к месту назначения только в мае, когда связь с крепостью Порт-Артур как с моря, гак и с суши была окончательно потеряна. Одну из радиостанций предполагалось установить в г. Чифу, другую, при первой возможности, передать в Порт-Артур; третью - доставить в г. Инкоу для того, чтобы восстановить связь между осажденной крепостью и Маньчжурской армией. Однако неудачное развитие боевых действий не позволило осуществить намеченный план организации радиосвязи. Французские аппараты оставались в двух вагонах неразгруженными.

Искровая радиостанция (1910 - 1915 гг.)

Во время обороны Порт-Артура радиосвязь между кораблями поддерживалась с помощью аппаратуры конструкции А. С. Попова и фирмы "Телефункен". В сухопутных войсках Дальневосточного театра военных действий радиосвязь начала использоваться только к концу войны. В мае 1905 г. в г. Годзядань прибыла 1-я Восточно-Сибирская "отдельная рога беспроволочного телеграфа" под командованием подполковника Д. С. Троицкого. По штату рота состояла из двух отделений, каждая из которых располагала тремя действующими и одной запасной радиостанциями. Транспортными средствами служили 14 инженерных и шесть интендантских двуколок. Радиостанции закупались у фирмы "Маркони". Кроме того, в Военной электротехнической школе капитан И. А. Леонтьев и штабс-капитан Д. М. Сокольцев разработали отечественную "полевую радиостанцию образца 1905 г.", как она называлась.

Военные связисты обеспечивали командование устойчивой радиосвязью на расстояниях до 77 км, применяя различные способы ее организации. По первому способу связь поддерживалась только между двумя штабами. Такой способ впоследствии стал называться организацией связи "по направлению", второй способ - связь между несколькими штабами - получил название организация связи "по радиосети".

В процессе эксплуатации радиостанций были определены следующие их технические характеристики:

  • дальность связи - 75-100 км., а с антенной, поднятой на воздушном змее, - до 140 км.;
  • пропускная способность радиолиний в сутки - до 2100 слов;
  • скорость передачи достигала четырех слов в минуту; объем одной депеши -около 200 слов;
  • надежность работы радиолинии позволяла передавать любые радиограммы, в том числе шифрованные.

Как показала Русско-японская война, в обеспечении средствами радиосвязи нуждался не только Дальний Восток, но и другие регионы России. Поэтому 20-киловаттные передатчики и 65-метровые антенные башни установили в Харбине и Владивостоке; на побережье Белого моря и Северного Ледовитого океана радиостанции работали в Архангельске, па мысе Канин Нос, на полуострове Ямал и в других местах. Одна из лучших радиостанций того времени мощностью 100 кВт размещалась в Николаеве. В начале первой мировой войны в Москве (на Ходынке) и под Петроградом (в Царском селе) стали действовать самые мощные (до 300 кВт) радиостанции, разработанные русскими инженерами на заводе Российского общества беспроволочного телеграфа и телефона (РОБТиТ). В Твери построили радиостанцию для международных сношений, которую возглавляли талантливые военные специалисты М. В. Лещинский и М. А. Бонч-Бруевич.

Полевые радиостанции производства заводов РОБТиТ и "Сименс и Гальске" (фирмы "Телефункен") имели следующие тактико-технические характеристики:

  • дальность связи - около 300 км;
  • диапазон рабочих волн - от 350 до 2500 м;
  • антенны - зонтичного типа с высотой мачты 25 м;
  • время развертывания станции - 30 мин.

В состав радиостанций входили искровые передатчики и детекторные приемники. Для транспортировки оборудования использовались двуколки, на которых размещались приемо-передающая аппаратура, антенно-мачтовые устройства, электроагрегаты и топливо для них, запасные части и другое имущество подразделений радиосвязи.

Продолжалось совершенствование радиостанций для Военно-морского флота. В 1910 г. в Петербурге создается Радиотелеграфное депо морского ведомства, где работали лучшие инженерные силы того времени: И. И. Ренгартен, М. В. Шулейкин, А. А. Петровский, В. П. Вологдин, Н. Н. Циклинский и другие. Благодаря их усилиям вскоре появились новые морские радиостанции, которые вытесняли иностранные радиоустановки из военного флота.

Самолетные радиостанции, впервые разработанные в 1911 г. офицером Военной электротехнической школы подполковником Д. М.Сокольцевым, стали поступать па вооружение в конце 1915 г. В 1916-1917 гг. в воздушном флоте Российской армии имелось до 15 радиостанций завода РОБТиТ и Выборгских мастерских.

Радиосвязь в армии развивалась довольно быстрыми темпами. Если в Русско-японскую войну в действующей армии работало всего около 16 радиостанций, то накануне первой мировой войны армия располагала около 140 радиостанциями, в дальнейшем число их непрерывно увеличивалось и к концу 1916 г. достигло свыше 1000 экземпляров.

Оснащение Российской армии средствами связи, в том числе радиосвязи, требовало подготовки кадров высококвалифицированных инженеров-связистов, которая осуществлялась в Николаевском военно-инженерным училище. Совершенствование знаний офицеров производилось в Офицерской электротехнической школе, созданной в 1911 г. на базе Военной электротехнической школы. Преподавание в этих военных учебных заведениях вели лучшие научные силы Петербурга. Выпускникам школы присваивалась квалификация военных инженеров.

Литература

  1. Тележный Б. Г. Проблеме электромагнитной совместимости 100 лет. // Электросвязь. - 2000. № 5. - с. 38.
  2. История военной связи. Т. 1. Под ред. А. И. Белова. - М.: Воениздат. - 1983. - 384 с.

Статья опубликована в журнале "Электросвязь" №2, 2002 г., стр. 47.
Перепечатывается с разрешения редакции.