Русский | English   поискrss RSS-лента

Главная  → История развития программного обеспечения  → 

1988-2003: эволюция программирования за последние 15 лет

Полтора десятилетия: много это или мало для программирования? Если вести отсчет от 1952 г., когда в швейцарском Базеле была издана работа Х. Рутисхаузера “Автоматическая разработка плана с помощью программно-управляемых вычислительных машин”, то они составляют почти 1/3 той временной шкалы (табл. 1), где рука об руку шли языки программирования (табл. 2) и операционные системы. В этот период вместилась целая эпоха персональных компьютеров, Интернета и КПК, эпоха графического интерфейса и сценарных языков, эпоха доминирования объектно-ориентированного программирования (ООП).

Таблица 1. Три эпохи программирования.

Годы Языки программирования Операционные системы
1952-1966 Фортран, Алгол-60, Кобол, Лисп, Бейсик, APL, PL/I IBM OS/360, IBM OS/370
1967-1987 Simula-67, Алгол-68, Форт, Пролог, Паскаль, Си, Ada, Modula-2, Smalltalk, C++, Eiffel DEC RT-11, DEC RSX-11, DEC VAX/VMS, UNIX, CP/M, MS-DOS
1988-2003 Оберон, Visual Basic, Java, C#, Perl, PHP, Python Windows, OS/2, Mac OS, Linux, Palm OS, Pocket PC

Чего же удалось добиться за эти годы, насколько мы приблизились к заветной цели и что нас ждет в будущем? Думаю, ответы на эти вопросы можно найти в высказываниях тех, благодаря кому компьютерные науки и программная инженерия достигли наивысшего расцвета в своей истории. Вот как эти выдающиеся деятели оценивают прошлое, настоящее и будущее программирования.

Таблица 2. Хроника развития языков программирования (1988-2003).

Год Язык
1988 Оберон
1988 Modula-3
1988 Borland Object Pascal
1988 Perl 2.00
1988 Tcl/Tk
1989 ANSI C (C89)
1989 Eiffel 2
1989 Perl 3.00
1990 ISO C (C90)
1990 Haskell 1.1
1990 Scheme IEEE
1991 Oak
1991 Oberon-2
1991 Fortran-90 ISO
1991 Visual Basic 1.0
1991 Python 1997
1991 Perl 4.00
1992 PostScript Level 2
1993 Ruby
1994 Common Lisp ANSI
1994 Perl 5.00
1995 Java
1995 ISO C (C95)
1995 Delphi
1995 Eiffel 3
1995 Self 4.0
1995 Sather 1.1
1995 PHP/FI
1995 LiveScript
1995 JavaScript
1996 Eiffel 4
1996 APL 96
1996 PostScript Level 3
1996 Jscript 2002
1997 Modula-2 ISO
1997 Fortran 95 ISO
1997 OO Cobol
1997 Prolog IV
1997 ECMAScript
1997 PHP 2.0
1998 C++ ANSI/ISO
1998 Java 2
1998 Visual Basic 6.0
1998 PHP 3.0
1999 ISO C (C99)
1999 Delphi 5
1999 Haskell 98
2000 C#
2000 Java 2 (1.3)
2000 Python 2.0
2000 PHP 4.0
2001 C# (ECMA)
2001 Delphi 6
2001 Cobol 2002 (draft)
2002 Visual Basic .NET
2002 Delphi 7
2002 Java 2 (1.4.1)
2002 Fortran 2000 (draft)
2002 Perl 5.8.0
2003 C# (ISO)
2003 Zonnon
2003 Java 2 (1.4.2_01)
2003 Python 2.3
2003 PHP 4.3.3
2003 Ruby 1.8

Прошлое

Бертран Мейер (автор языка Eiffel и концепции проектирования по контракту): “Анализируя историю развития ИТ за последние несколько десятилетий, нельзя игнорировать то обстоятельство, что если большая часть новаторских решений в 60-е и 70-е годы были предложены вузами, то в 80-х и 90-х годах вклад небольших фирм и исследовательских лабораторий крупных корпораций оказался значительно весомее. Столь чрезмерное обобщение, которое лишь подтверждается редкими исключениями, может обидеть некоторых читателей. Однако было бы сложно найти среди последних достижений неопровержимые эквиваленты таким широко известным решениям, как Паскаль и Modula-2 Никлауса Вирта, операционная система THE Эдсгера Дейкстры, взаимодействующие последовательные процессы и мониторы Тони Хоара, язык Simula, созданный в университете Осло. Эти и другие фундаментальные изобретения периода становления компьютерной отрасли доказали, что университеты могут предлагать не только прекрасные теории”.

Никлаус Вирт (автор Паскаля, Modula-2 и Оберон): “В программном обеспечении и в программировании вообще часто употребляется термин «кризис программного обеспечения», о котором впервые открыто заговорили в 1968 г. и который сделал популярным структурное программирование. Был признан тот факт, что сложное программное обеспечение может быть понято только тогда, когда оно упорядочено и структурировано. Разработка огромных систем, где задействованы армии «аналитиков», со всей очевидностью доказывает необходимость координации работ, документирования и соблюдения соглашений, которые должны быть представлены в виде спецификаций интерфейсов. Руководство (management) становится доминирующим фактором, и все упомянутые аспекты так или иначе покрываются новой волной, носящей название «программная инженерия» (software engineering). Все это настоятельно требует по-настоящему профессионального подхода” .

Бьерн Страуструп (автор языка C++): “Я — ярый приверженец идеи объектно- ориентированного программирования и связанных с ним принципов и технологий проектирования, впервые появившихся в языке Simula 67. Однако это не единственный эффективный подход. Многие программистские задачи лучше всего решаются с помощью методов, не укладывающихся в узкое определение понятия «объектно-ориентированный»”.

Деннис Ритчи (автор языка Си): “Что меняется, так это роль высокоуровневых языков: по мере роста числа людей, связанных с компьютерами, она становится важнее. Языки, поначалу бывшие лишь симпатичными маленькими инструментами, такие как, скажем, Perl или Python, внезапно переместились ближе к центру мироздания”.

Ларри Уолл (автор языка Perl): “Наиболее революционным изменением в проектировании языков сейчас можно считать тот факт, что мы все больше внимания уделяем более крупным, многофункциональным языкам. Это прямой результат широкого распространения компьютеров. Люди не хотят изучать новый ограниченный язык каждый раз, когда им приходится работать с новым интерфейсом. Сейчас успех будет сопутствовать не маленьким, ограниченным, а большим, многофункциональным языкам, которые могли бы использоваться так, как если бы они были маленькими”.

Настоящее

Эдсгер Дейкстра (патриарх программирования, автор знаменитой книги “Дисциплина программирования”): “Приходится признать, что главная задача компьютерной науки — «не запутать все до неузнаваемости» — так и не была достигнута. Увы, большинство наших систем слишком сложны, чтобы не тревожиться об их состоянии, они слишком хаотичны и запутанны, чтобы с ними можно было чувствовать себя уверенно и спокойно”.

Никлаус Вирт: “Лет 25 тому назад интерактивный текстовый редактор мог быть спроектирован из расчета всего лишь 8000 байт памяти — современные редакторы текстов программ требуют в 100 с лишним раз больше. Операционная система должна была обслуживать 8000 байт, а компилятор умещаться в 32 Кбайт, в то время как их нынешние потомки требуют для своей работы многих мегабайтов. И что же, это раздутое программное обеспечение стало быстрее и эффективнее? Наоборот. Если бы не аппаратура с ее возросшей в тысячи раз производительностью, современные программные средства было бы просто невозможно использовать… Характерной чертой компьютерной индустрии является тот факт, что поставщик, которому удалось первым выбросить продукт на рынок, как правило, получает ощутимые преимущества над конкурентом, чей аналогичный — и лучший по качеству! — продукт появляется вторым. Тенденция принимать первый появившийся продукт в качестве de facto- стандарта — крайне прискорбный феномен, вызванный к жизни все той же спешкой”.

Джеймс Гослинг (автор Java) отвечает на вопрос о повсеместном увлечении разработкой серверного ПО и игнорировании Java в эпоху бурного развития смарт-карт и мобильных телефонов: “Я думаю, это взгляд со стороны американского рынка. Если вы приедете на конференцию в Северную Америку, то там люди будут говорить о корпоративном ПО. Я недавно побывал на Java-встречах в Европе и Японии — и никто не говорил о корпоративных системах. Что же всех волнует? Устройства и мобильные телефоны, а также то, каким образом построить единое целое из отдельных компонентов”.

Никлаус Вирт: “В действительности беды программной инженерии происходят вовсе не из-за отсутствия инструментов или хорошего менеджмента, а от недостатка технической компетентности. Хороший проектировщик должен опираться на опыт, на строгое логическое мышление и на педантичную точность. Никакая чудесная магия не может помочь. В свете всего этого особенно грустно, что во многих университетских программах по информатике «программированием в большом» (programming in the large) пренебрегают. Проектирование не заняло надлежащего места в программах по подготовке специалистов. Как результат, программная инженерия превратилась в эльдорадо для хакеров. Программировать без царя в голове стало условием профессионального выживания: чем более хаотичной выглядит программа, тем меньше опасность, что кто-то возьмет на себя труд проинспектировать этот код и развенчать как саму программу, так и ее автора”.

Будущее

Гради Буч (идеолог объектно-ориентированного проектирования): “Станем ли мы в будущем свидетелями радикальных усовершенствований в процессе программной инженерии? Эл Ахо сомневается в этом (и я горячо поддерживаю его точку зрения): “Поскольку программное обеспечение включает в себя людей, процесс и технологию, мы можем как-то усовершенствовать последние два, но первое остается неизменным. Поэтому я считаю, что нам вряд ли удастся наращивать производительность и качество программного обеспечения теми темпами, которые закон Мура обещает для процессоров, оптики и беспроводных технологий”.

Ларри Уолл: “Такое ощущение, что компьютерная наука ищет некую панацею, которая позволит людям писать корректные программы даже не думая. На самом деле нам необходимо научить людей думать правильно. И именно здесь компьютерная культура оказывается несостоятельной. Мы забыли о важности фонетических методов изучения компьютерных языков”.

Никлаус Вирт: “Я бы не сказал, что распространившаяся практика ООП реализовала все свои потенции. Наша конечная цель — расширяющее программирование (extensible programming). Под этим я понимаю возможность конструирования таких иерархий модулей, когда каждый добавляет новую функциональность в систему. Расширяющее программирование подразумевает, что можно добавлять модуль без необходимости вносить какие-либо изменения в существующие модули — не должно быть необходимости даже их перекомпилировать”.

Деннис Цикритзис (автор бестселлеров по операционным системам): “Программирование выполняется одним человеком или, по крайней мере, тесно координированной группой экспертов. Таково ли понятие программирования в Интернете? Множество программистов не являются экспертами. Большинство программ не имеют четко определенной среды, в которой они должны работать, или четко определенных спецификаций, определяющих, что же они должны делать. Мы уже перешли к другому виду программирования, нежели «дейкстровский». Следует признать этот факт и изменить свои понятия и парадигмы”.

Чарльз Саймони (ведущий программный архитектор Microsoft, руководитель проектов по созданию Microsoft Word и Excel): “Интенциональное программирование (Intentional Programming, IP) — пожалуй, одно из самых замечательных явлений современного программного инжиниринга. IP — не новый язык, как Java, и не новая методика программирования, как объектная ориентация. IP — это просто операционная система для абстракций, новая категория метаинструментария, которая координирует взаимодействие независимо разрабатываемых абстрактных объектов, называемых понятиями (intention), так что программисты смогут помечтать о постоянно расширяемой и совершенствуемой интегрированной среде разработки программ. IP позволяет воплотить эту мечту в жизнь за счет создания программ из экземпляров понятий, точно так же как системы автоматизированного проектирования создают план сложных механизмов из объектов”.

Бьерн Страуструп: “Вряд ли из меня получится хороший предсказатель будущего, поэтому, на мой взгляд, не стоит и заниматься этим. Единственное, что следует отметить: все новое гораздо чаще, чем нам хотелось бы, напоминает хорошо забытое старое. Заметьте, Кобол, Фортран и Си по-прежнему остаются ведущими языками”.

Об авторе: Руслан Богатырев — научный редактор журнала “Мир ПК”, гл. редактор CD-приложения “Мир ПК — диск” и электронного альманаха “Искусство программирования”, bogatyrev@pcworld.ru

Статья опубликована в журнале “Мир ПК” № 10, 2003 г.
Перепечатывается с разрешения автора.

Проект Эдуарда Пройдакова
© Совет Виртуального компьютерного музея, 1997 — 2017