Русский | English   поискrss RSS-лента

Главная  → История отечественной вычислительной техники  → История проекта создания автоматизированной системы управления советской экономикой (ОГАС) в 1960–1980-х гг.

История проекта создания автоматизированной системы управления советской экономикой (ОГАС) в 1960–1980-х гг.

по материалам Государственного архива РФ, Российского государственного архива экономики и архива ВНИИ проблем вычислительной техники и информатизации

В 1960–1980-х гг. в Советском Союзе на государственном уровне разрабатывался грандиозный проект создания автоматизированной системы управления советской экономикой (ОГАС)[1] , который должен был, как ожидалось, решить основные проблемы социалистического строя. Согласно проекту, автоматизированная система управления должна была стать гигантским банком данных, в который по сетям связи поступала информация о работе всех предприятий страны. Сердцем системы виделся Главный вычислительный центр, построенный в Москве. Он должен был обрабатывать поступающую информацию, находить оптимальные варианты планирования, сигнализировать об имеющих место в экономике диспропорциях. В памяти центрального компьютера фиксировался бы наиболее объективный образ происходящих в народном хозяйстве процессов, что должно было позволить государственным органам управлять экономикой страны в режиме реального времени. Технически ОГАС представлялась как единая сеть из тысяч вычислительных центров, покрывающая территорию всего СССР.

Автору настоящего исследования посчастливилось первым прикоснуться к документам разработки проекта (стенограммы обсуждений, деловую переписку, сами проектные материалы). Источники были обнаружены в Государственном архиве РФ (ГАРФ), в фонде Совета Министров СССР (ф. 5446), в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) в фонде Госкомитета по науке и технике СССР (ф. 9480), а также в архиве ВНИИ проблем вычислительной техники и информатизации (ВНИИПВТИ).

Выявленный комплекс документов, а также воспоминания свидетелей и очевидцев позволили поставить и решить целый ряд исследовательских задач:

Привлеченные архивные материалы позволили проследить основные этапы разработки проекта ОГАС. Всего подготовка материалов заняла 17 лет и прошла три этапа. На первом этапе (1963-1965 гг.), первоначальный проект автоматизированной системы, задуманный учеными, являлся следствием и продолжением коренной реформы управления народным хозяйством СССР, которая началась в 1957 году. Согласно этой реформе, отраслевая структура управления заменялась территориальной, что выражалось в ликвидации министерств и создании Советов народного хозяйства областей и экономических районов. Целью реформы была ликвидации ведомственных барьеров, повышение инициативы на местах. Однако при этом игнорировалась необходимость координации деятельности местных органов на общегосударственном уровне. Это привело к развитию местнических интересов регионов и нарушению внутренних связей народнохозяйственного комплекса. Поэтому в начале 1960-х гг. были образованы республиканские совнархозы, а затем и Совет народного хозяйства СССР в 1963 г. Одновременно создавались отраслевые государственные комитеты. Это привело к еще большим трудностям в управлении из-за многоступенчатости системы и пересечении функций ее отдельных звеньев.

Создание автоматизированной системы являлось следующим шагом реформирования управления экономикой. Не случайно Государственный комитет по науке (ГК по КНИР), который занимался вопросами внедрения ЭВМ в управление, был подчинен ВСНХ СССР с момента создания этого ведомства (13 марта 1963 г.). Как известно, ВСНХ СССР возглавлял Д.Ф. Устинов, крупный советский государственный и политический деятель, курировавший вопросы оборонно-промышленного комплекса. Таким образом, военные технологии, вычислительная техника и автоматизированные системы управления перешли в гражданский сектор.

Разработка проекта ОГАС началась согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении руководства внедрением вычислительной техники и автоматизированных систем управления в народное хозяйство» (21 мая 1963). Именно это постановление положило начало четвертьвековой эпопеи массового внедрения в Советском Союзе автоматизированных систем управления (АСУ) в ведомствах и на предприятиях. В стране создавались специализированные государственные ведомства, институты, предприятия по внедрению вычислительной техники в управление народным хозяйством.

Советские ученые добились решения о создании специального государственного органа, который должен был заниматься вопросами автоматизации управления экономикой страны. Согласно постановлению этим органом стало Главное управление по внедрению вычислительной техники при Госкомитете по науке[2] .

Академик В.М. Глушков, который был инициатором правительственного постановления, возглавил образованный 4 сентября 1963 г. при Госкомитете по науке Междуведомственный научный совет по внедрению математических методов и вычислительной техники в народное хозяйство.

Ученые во главе с академиком В.М. Глушковым сформулировали основные принципы создания сети ВЦ. Планировалось, что сеть ВЦ будет иметь трехступенчатую структуру. Низовую ступень образовывали ВЦ и пункты сбора информации на предприятиях и организациях. Вторая ступень представляла собой опорные ВЦ, расположенные в крупных промышленных городах. Границами территорий, которые обслуживали эти ВЦ, были выбраны с учетом сложившихся административно-территориальных связей. В РСФСР планировалось построить 16 ВЦ, по УССР и Молдавии – 6, по БССР, Прибалтийским республикам, Закавказью, Казахской ССР, Среднеазиатским республикам по одному опорному ВЦ. Третьей ступенью являлся головной центр в Москве, который осуществлял оперативное руководство всей сетью и непосредственно обслуживал высшие правительственные органы. Ученые предлагали подчинить сеть ВЦ специально созданному госкомитету при Совете Министров СССР. Этот орган должен был руководить работами по созданию сети и осуществлять ее эксплуатацию.

Проект создания автоматизированной системы управления советской экономикой, разработанный учеными в 1964 г., содержал требования к дислокации опорных вычислительных центров, вопросы организации работы сети ВЦ, основные направления и этапы создания Единой автоматизированной систему управления и планирования (ЕСПУ), а также оценку затрат на создание и эксплуатацию сети ВЦ. На создание сети отводилось 10 лет (1965–1975 гг.). Капитальные затраты были равны 4,7 млрд. руб. Из них:

Однако с самого начала предусматривалось самоокупаемость работ. Утверждалось, что еще до создания замкнутой сети низовые и опорные ВЦ себя окупят за счет решения экономических, инженерно-технических и других задач организаций, на чьей территории они бы располагались.

Проект создания такой системы вызвал возмущение советской бюрократии. Известно, что с самого начала подготовка проектных материалов шла не гладко – конфликт ученых и чиновников, которым советское правительство поручило разработать проект, был закономерен. Дело в том, что ведомство, которое распоряжалось бы ОГАС, могло стать центральным органом управления. В его руках была бы вся информация по стране, и никто не мог дать гарантии, что ведомство не будет эволюционировать и не станет сильным конкурентом. Началась борьба. Все министерства, Госплан СССР, ЦСУ СССР спорили, кто будет хозяином автоматизированной системы.

Архивные материалы, обнаруженные в фонде Госкомитета по науке показывают, что изложенные в проекте ученых принципы построения сети и ее функционирования вызвали возражения со стороны Центрального статистического управления СССР и лично его начальника В.Н. Старовского, который занимал этот пост еще с 1948 г. Следует отметить, что это ведомство в то время являлось одним из самых влиятельных. Оно было единственным ведомством, которое окрепло в ходе реорганизаций 1950-х гг. Н.С. Хрущев, ликвидируя министерства, был вынужден, чтобы не остаться без информации, централизовать в органах гос. статистики сбор и обработку отчетности предприятий по отраслям народного хозяйства. По специальному распоряжению Правительства в системе ЦСУ создавалась в масштабах всей страны сеть машиносчетных станций, которая должна была аккумулировать информацию и поставлять ее высшим органам управления. Именно наличие такой сети давало основание В.Н. Старовскому заявлять о том, что техническая база автоматизированной системы уже существует. Машиносчетные станции нужно только оборудовать ЭВМ, и сеть ВЦ готова.

В июле 1965 г. состоялось заседание Президиума Совета Министров, на котором проект ученых был провален. Его доработка была поручена ЦСУ СССР. Почему было принято такое решение, не совсем понятно, поскольку материалы засекречены.

Во второй половине 1960-х гг. разработка проектных материалов проходила в условиях экономической реформы, которая была провозглашена на сентябрьском (1965) Пленуме ЦК КПСС. Реформа предполагала административные и экономические меры. Изменилась структура управления народным хозяйством: от совнархозов, территориального управления, советское руководство вновь перешло к отраслевому – министерствам. 2-3 октября 1965 года были приняты законы, в соответствии с которыми упразднялись ВСНХ СССР, СНХ СССР, республиканские и территориальные совнархозы. Вместо них было создано 29 союзных и союзно-республиканских министерств. Экономические преобразования были направлены на расширение самостоятельности предприятий, усиление экономического стимулирования с помощью таких рычагов, как цена, прибыль, премия, кредит и ряд других элементов рыночных отношений.

Реформа 1965 г. внесла существенные коррективы в те базовые принципы, на которых ученые предполагали строить сеть ВЦ. В правительственных постановлениях и проектных материалах с этого времени сеть ВЦ называлась уже не «Единая государственная сеть ВЦ», а просто «Государственная сеть ВЦ».

Новое название сети ВЦ свидетельствовало о том, что ее планировалось создавать не как единую систему. Упразднение совнархозов и восстановление министерств привело к тому, что ведомств в центре стало больше, и система управления стала децентрализованной. Вместо ВСНХ, на который, в конечном счете, ориентировался проект ЕГСВЦ, образовалось несколько десятков министерств. Исчезло основание проекта (совнархозы), на котором он возник, и разработчикам пришлось учитывать интересы многочисленных ведомств. Эта реформа, как выяснилось вскоре, существенно осложнила проектирование автоматизированной системы.

На втором этапе (1966–1969 гг.), ведомства (ЦСУ СССР, Госплан СССР и др.), которым было поручено доработать проект, предложили ограничиться созданием отраслевых (министерских) вычислительных систем, что противоречило первоначальному проекту ОГАС, как единой общегосударственной автоматизированной системы. От грандиозного замысла осталось одно название. Тот смысл, который вкладывался учеными в проект, был утрачен. Все бы на этом и закончилось, если бы в конце 1960-х гг. не пришли известия из США. Американцы создали компьютерную сеть АРПАНЕТ, которая связала объекты обороны, все университеты и органы управления. Из этой сети вырос современный интернет.

Эта новость застала врасплох советское руководство и вынудила его вернуться к первоначальному проекту ученых. На заседании Политбюро ЦК КПСС, состоявшемся, предположительно, в конце сентября 1970 года, чиновники предложили следующую схему построения ОГАС: вместо единой автоматизированной системы все ведомства должны были создать свои собственные системы и объединить их впоследствии в общегосударственную.

Решение Политбюро ЦК КПСС по проекту ОГАС было оформлено как очередное постановление ЦК партии и правительства по вычислительной технике («О мерах по совершенствованию управления в народном хозяйстве на основе широкого использования средств вычислительной техники»). Постановление о разработке проекта ОГАС подписали лично Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев и Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин. Данное постановление долгое время хранилось ГА РФ под грифом «совершенно секретно» и было рассекречено в середине 1990-х годов.

Советское руководство придало проблеме создания ОГАС политическое значение. Отмечалось, что совершенствование управления в народном хозяйстве на базе ЭВМ является «не только технической, но и важнейшей политической задачей, успешное решение которой обеспечит ускорение создания материально- технической базы коммунизма». Госплан СССР, министерства и ведомства должны были предусмотреть в плане развития народного хозяйства страны на 1971-1975 годы создание и ввод в действие не менее 1600 автоматизированных систем управления предприятиями и организациями в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, связи, торговле и на транспорте.

Для разработки проекта ОГАС был организован Всесоюзный научно-исследовательский институт проблем организации и управления (ВНИИПОУ). Его директором был назначен бывший сталинский нарком электростанций Д.Г. Жимерин. Научным руководителем института стал академик В.М. Глушков. Эскизный проект ОГАС был подготовлен институтом в 1980 г. Это огромный красного цвета том почти в 700 страниц. В этой книге, хранящейся до сих пор во ВНИИ проблем вычислительной техники и информатизации, рассмотрены основные принципы функционирования ОГАС, социально-экономические предпосылки создания системы («развитой социализм»), правовое обеспечение, вопросы эффективности, программное обеспечение и т.д. На первой странице эскизного проекта ОГАС стоят подписи директора института Д.Г. Жимерина, его заместителя Ю.А. Михеева. Нет только подписи академика В.М. Глушкова, научного руководителя института. Место, где должна была стоять его подпись, пусто. Это сразу бросается в глаза, поскольку предыдущие документы, подготовленные институтом, «Эскизный проект ГСВЦ», «Технический проект ГСВЦ», подписаны В.М. Глушковым. По словам Ю.А. Михеева, академик выступал за более радикальный вариант ОГАС, которая должна была в корне изменить систему управления советской экономикой. Компромиссная концепция создания автоматизированной системы его не устраивала.

Проект ОГАС полностью не был реализован. Однако некоторые его функциональные звенья сдавались в эксплуатацию. За период с 1966 г. по июнь 1984 г. было создано 6900 АСУ различного назначения, в том числе более 3300 АСУ на предприятиях и около 3200 ведомственных АСУ. Что же касается основы ОГАС, сети ВЦ, ее строительство началось только в конце 1970-х гг. Всего за 10-ю и 11-ю пятилетки был построен 21 опорный ВЦ. Они обслуживали свыше 2000 предприятий и организаций. Средний эффект от работы одного опорного ВЦ составил примерно 2 млн. руб. В декабре 1978 года впервые в СССР был осуществлен межмашинный обмен данными между ВЦ, расположенными в городах Москве (ВЦ ВНИИПОУ), Риге, Киеве, Ташкенте и Томске.

Доступные источники не позволяют выявить всю совокупность факторов, определявших разработку проекта, выяснить мотивы принятия тех или иных решений советским руководством. Документы по обсуждению проекта в высших государственных и партийных органах на текущий момент недоступны. Однако очевидно, что советская бюрократия не могла принять проект ученых, невольно бросавших ей вызов. Ученые предлагали за счет автоматизации и механизации процессов сбора и обработки информации высвободить значительное количество работников учета (бухгалтерского, финансового, статистического), органов планирования и управления (особенно из сферы материально-технического снабжения), всего до 1 миллиона человек.

Проект ОГАС так и остался невоплощенной мечтой советских ученых.

Список литературы

  1. Долгов В. А., Шилов В. В. Ледокол. Страницы биографии Анатолия Ивановича Китова // Информационные технологии. 2009. № 3, приложение.
  2. Бокарев Ю. П. СССР и становление постиндустриального общества на Западе, 1970-1980-е годы. М.: Наука. 2007.
  3. Герович В.А. Интер-Нет! Почему в Советском Союзе не была создана общенациональная компьютерная сеть // Неприкосновенный запас. 2011. №75 (1).
  4. Глушков В.М. Введение в АСУ. Киев: Техника, 1974; Его же. Макроэкономические модели и принципы построения. ОГАС. М., 1975;
  5. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М. 1982;
  6. Глушков В.М. Заветные мысли для тех, кто остается // Академик В. М. Глушков – пионер кибернетики. Сб. ст., Киев, 2003. С 288-332.
  7. Глушков В.М. Валах В.Я. Что такое ОГАС? М., 1982.
  8. Исаев В.П. Вспоминая А.И.Китова – назад в будущее // Долгов В.А. Китов Анатолий Иванович – пионер кибернетики, информатики и автоматизированных систем управления.: Научно-библиографический очерк / Под общей редакцией К.И. Курбакова. 2-е изд. М., 2010.
  9. Китов А.И. Кибернетика и управление народным хозяйством // Кибернетику − на службу коммунизму. Сб. статей под ред. А. И. Берга. Том 1. М.-Л.: Госэнергоиздат, 1961.
  10. Кутейников А.В., Шилов В.В. Письмо Н. С. Хрущеву о создании автоматизированной системы управления советской экономикой. 1959 год // Вопросы истории естествознания и техники (в печати).
  11. Кутейников А.В. Из истории разработки проекта Общегосударственной автоматизированной системы // История науки и техники. 2009. № 3. С. 54-70;
  12. Кутейников А.В. На заре компьютерной эры: предыстория разработки проекта Общегосударственной автоматизированной системы управления народным хозяйством СССР (ОГАС) // История науки и техники. 2010. № 2. С. 39-54.
  13. Малиновский Б.Н. История вычислительной техники в лицах. Киев: КИТ. 1995.
  14. Мясников В.А. Стратегия применения вычислительной техники в народном хозяйстве (доклад). Декабрь 1984 г. // РГАЭ. ф. 9480. оп. 13. д. 1616. л. 16.
  15. Поспелов Д.А. Становление информатики в России // В сб.: Очерки по истории информатики в России / Под ред. Д.А. Поспелова и Я.И. Фет. Новосибирск: Научно-издательский центр ИГГМ СО РАН. 1998.
  16. Федоренко Н.П. Вспоминая прошлое, заглядываю в будущее. М.: Наука.
  17. Kathryn M. Bartol. Soviet Computer Centres: Network or tangle? // Soviet Studies. 1972. Vol. 23. № 4
  18. William J. Conyngham. Technology and Decision Making: Some Aspects of the Development of OGAS // Slavic Review. 1980. Vol. 39. № 3
  19. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении руководства внедрением вычислительной техники и автоматизированных систем управления в народное хозяйство» от 21 мая 1963 г. // Государственный архив РФ (ГАРФ). Ф. 5446, оп. 106, д. 1324, л. 160-172.
  20. Вопросы структуры, организации и создания ЕГСВЦ (Аналитическая записка) //Российский государственный архив экономики (РГАЭ). ф. 9480. оп. 7. д. 1227. л. 82-90.
  21. К вопросу о создании ЕГСВЦ (Предложения ЦСУ СССР) // РГАЭ. ф. 9480. оп. 7. д. 1223. л. 158-166.
  22. Предэскизный проект ЕГСВЦ. М. ГК по КНИР. 1964. // Архив ВНИИПВТИ.
  23. Рассекреченное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по совершенствованию управления в народном хозяйстве на основе широкого использования средств вычислительной техники» от 8 октября 1970 г. // ГАРФ. ф. 5446, оп. 106, д. 1621, л. 58-67.
  24. Эскизный проект ОГАС. М. ВНИИПОУ. 1980. // Архив ВНИИПВТИ.
  25. Стенограмма беседы с Первым заместителем директора ВНИИПВТИ, проф., д.н.э. Ю.А. Михеевым (источник хранится в личном архиве исследователя).
  26. Отчет Главного управления по вычислительной техники и системам управления ГКНТ СССР об итогах выполнения научно-технических программ по вычислительной технике за 1985 г. и 11-ю пятилетку в целом. // РГАЭ. Ф. 9480. Оп. 13. Д. 1968. Л. 66.
  27. Справка о деятельности Главного управления по вычислительной технике и системам управления ГКНТ СССР. 22 января 1979 г. // РГАЭ. Ф. 9480. Оп. 12. Д. 1297. Л.10.

Примечания

[1] Первоначальный проект автоматизированной системы управления экономикой страны назывался ЕГСВЦ (Единая государственная сеть вычислительных центров). Термин ОГАС появился в начале 1970-х гг.

[2] Официальное название ведомства: Государственный комитет Совета Министров СССР по координации научно-исследовательских работ (ГК по КНИР СССР). С 13 марта 1963 г. указом Президиума Верховного Совета СССР это ведомство было переподчинено ВСНХ СССР (Ведомости Верховного Совета СССР, 1963, № 11. ст. 136).

Об авторе: МГУ имени М.В. Ломоносова
alekutejnikov@yandex.ru

Материалы международной конференции SORUCOM 2011 (12–16 сентября 2011 года)
Статья помещена в музей 11.10.2011 с разрешения авторов

Проект Эдуарда Пройдакова
© Совет Виртуального компьютерного музея, 1997 — 2017