Использование микроЭВМ Одренок в фундаментальных научных проектах ИЯФ СО АН СССР и ИЯФ СО РАН в период 80-х годов прошлого века и до наших дней
А. Н. Алешаев, С. Д. Белов, В. Р. Козак, Г. С. Пискунов, С. В. Тарарышкин
В конце 70-х годов в мировом сообществе физики высоких энергий (ФВЭ) сформировалась концепция целесообразности разработки микроЭВМ в определенной архитектуре, которая, потенциально, будет способна обеспечить целый ряд исследовательских проектов, как реализуемых в отдельных лабораториях, так и в других научных центрах. Обсуждения этого подхода заняли несколько лет. Параллельно подобные подходы прорабатывались в ряде центров ФВЭ. Первопроходцами, реализовавшими эту концепцию, стали сотрудники лабораторий СЛАК и ИЯФ СО АН СССР [1, 2]. Ими были реализованы аппаратные платформы, эмулирующие подмножества базовых вычислительных платформ (IBM 370/168, ICL-1900), что позволило значительно расширить возможности систем управления, регистрации и обработки данных в таких центрах ФВЭ, как CERN, BNL, SLAC и ИЯФ.
Предложенная в СЛАК концепция имела ряд принципиальных ограничений, поэтому в ИЯФе на той же элементной базе была реализована не частичная, а практически полная эмуляция выбранной эталонной архитектуры (ICL-1900/ODRA-1300), органично интегрирующаяся с системой КАМАК. Микрокомпьютер Одренок [2], базирующийся на этой архитектуре, позиционировался как базовая компонента КАМАК крейт-контроллера, с расширениями процессорной архитектуры ICL-1900 для эффективного взаимодействия с системной магистралью.
Значительный вычислительный потенциал разработанной микроЭВМ позволил рассматривать ее не только в качестве компоненты систем сбора данных или систем управления, но и в качестве интеллектуального ядра различных физических экспериментов.
Одними из ранних экспериментов такого рода были работы по поиску эффектов несохранения четности в атомных явлениях [3, 4]. Группа академика Л.М. Баркова, проводившая экспериментальные исследования этих эффектов в ИЯФ с середины 70-х годов и позже, начинала работы, используя мини-ЭВМ М-6000, но в начале 80-х переключилась на более современные экспериментальную базу и информационную поддержку, обеспечиваемые КАМАК-системами и микроЭВМ Одренок.
Результаты этих экспериментов имели значительное влияние на развитие теории электрослабых взаимодействий в целом [3], подтвердив существование в макроскопических масштабах (атомная и молекулярная спектроскопия) проявления эффектов несохранения четности, прежде приписывававшихся исключительно явлениям микроскопического масштаба.
Несколько как вычислительных, так и натурных экспериментов по изучению хаотической динамики [5, 6] были проведены в ИЯФ в отношении столь различных объектов, как одиночный электрон в магнитной системе накопителя, и комета Галлея.
Многие работы ИЯФ, традиционно считавшиеся чисто технологическими, имеют весомое фундаментальное значение. К их числу следует отнести работы по электронному охлаждению (развитие этих идей в рамках проектов стохастического охлаждения было отмечено Нобелевской премией 1984 г.), работы по прецизионному измерению масс резонансов на установках VEPP-2M, VEPP-2000, VEPP-4M.
Список литературы
- http://www.slac.stanford.edu/cgi-wrap/getdoc/slac-pub-1723.pdf
- Piskunov G.S. and Tararyshkin S.V. Autometriya, n.4, (1986), p 32.
- И.Б. Хриплович. Несохранение четности в атомных явлениях, М, Наука, 1981,
- L.M. Barkov, D.A. Melik-Pashayev and M.S. Zolotorev. Laser spectroscopy of atomic samarium. Preprint INP 88-142
- V.V. Vecheslavov, B.V. Chirikov. Chaotic Dynamics of Comet Halley, Astronomy and Astrophysics (ISSN 0004-6361), vol. 221, no. 1, Aug. 1989
- A.N. Aleshaev, I.V. Pinayev, V.M. Popik, S.S. Serednyakov, T.V. Shaftan, A.S. Sokolov, N.A. Vinokurov, and P.V. Vorobyov, 1995, Nucl. Instr. and Meth. A 359, 80–84.
Об авторе: Институт ядерной физики им. Будкера СО РАН
Новосибирск, Россия
aleshaev@inp.nsk.su, belov@inp.nsk.su, kozak@inp.nsk.su, piskunov@comcast.net, tararysh@inp.nsk.su
Материалы международной конференции Sorucom 2014 (13-17 октября 2014)
Помещена в музей с разрешения авторов
2 ноября 2014