Вычислительная техника в школах Ленинграда и Санкт-Петербурга

Вычислительная техника в школах Ленинграда и Санкт-Петербурга

В 70-е годы в Новосибирске работали школы юных программистов и конференции по школьной информатике под эгидой А.П. Ершова, а в 1981 году первая конференция по школьной информатике была проведена в Ленинграде. С тех пор каждый год они успешно проводятся, количество участников неуклонно увеличивается. В апреле 2014 года в Санкт-Петербурге состоялась 33-я международная конференция по школьной информатике и проблемам устойчивого развития. За эти годы в конференции приняли участие свыше 20 тысяч человек, многие из которых работают в настоящее время в сфере компьютерных технологий. В работе ленинградских конференций принимал активное участие А.П. Ершов, но первые конференции по школьной информатике в Ленинграде не привлекли внимание отделов народного образования. Во многом это объяснялось непониманием перспектив использования вычислительной техники в сфере образования. Тогда, в конце 70-х и начале 80-х годов, руководителям школьного образования трудно было представить, как вписать в образовательный процесс экзотические и «бездушные» компьютеры.

Чтобы переломить ситуацию, остро встал вопрос о подготовке соответствующего государственного постановления, который авторы активно обсуждали с А.П. Ершовым. К этому времени у М.Б. Игнатьева был опыт подготовки таких постановлений – в 1972 году удалось пробить постановление ГКНТ СССР по развитию робототехники, а в 1974–1979 годах организовать совместный проект с американской фирмой Control Data Corporation по созданию рекурсивной вычислительной системы высокой производительности и надежности, экспериментальный образец которой был запущен осенью 1979 года в ЛИАП. В 1982 году с участием А.П. Ершова готовился проект постановления по широкому использованию вычислительной техники в школах, но вышло Постановление ЦК и Совета Министров СССР лишь в 1985 году. Постановление сыграло большую роль в развитии информатики в нашей стране и оказало положительное влияние на внедрение вычислительных систем и сетей в образовательные структуры разного уровня.

История развития вычислительной техники хорошо представлена во многих книгах [2–8]. Вычислительная техника в школах Ленинграда появилась намного раньше указанного выше Постановления. Ещё в далёкие 60-е годы в ленинградских физико-математических школах №30 и №239 появились списанные (но работающие) ЭВМ «Урал», которые использовались при преподавании курса программирования (языки ассемблера, Алгол-60, Фортран). Первые советские персональные компьютеры (ДВК – диалогово-вычислительные комплексы) в количестве несколько десятков единиц появились лишь в самых продвинутых физико-математических школах страны (в том числе и в Ленинграде) в начале 80-х годов. К этому времени у руководителей школьного образования города отношение к информатизации кардинально изменилось и новые образовательные технологии всесторонне поддерживались и развивались. Техническая база начального периода школьной информатики хорошо описана в статье В.Н. Захарова [9].

В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28.03.1985 No 271 «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс» были отражены практически все те направления, которые определили дальнейшее развитие процесса информатизации среднего образования на многие годы вперёд, даже после трансформации СССР. Постановлением предусматривалась реализация следующих основных мероприятий:

  • Подготовка перечней технических средств, учебно-наглядных пособий и мебели для кабинетов информатики, разработка технических заданий на изготовлении компьютеров и план их выпуска (с учётом наращивания производства) на последующие годы.
  • Организация обслуживания средств вычислительной техники.
  • Подготовка учителей по специальности «Информатика и вычислительная техника», организация курсов повышения квалификации по указанной выше специальности, включая обучение основам информатики руководящих работников народного образования.
  • Подготовка к изданию учебников и учебных пособий по вновь вводимой учебной дисциплине.
  • Организация методического сопровождения курса «Информатика и вычислительная техника», включая организацию учебного процесса при проведении практических занятий.
  • Установление и выплата доплат учителям и преподавателям за заведование кабинетом и обслуживание вычислительной техники в следующем размере – доплата за заведывание кабинетом – 10 рублей и за обслуживание вычислительной техники – 5 рублей за каждый работающий компьютер (следует помнить, что тогда зарплата учителя была около 100 рублей в месяц). Увеличение фонда зарплаты было очень серьезным стимулом.

Предусматривались (в неявном виде, в качестве привлечения соответствующих специалистов на условиях штатного совместительства) и работы в области создания прикладных программных средств (ППС). Существенный прорыв в этом направлении произошёл в середине 90-х годов и был связан с появлением в российских школах компьютеров стандарта IBM PC. Всё возрастающее количество ППС существенно повысило эффективность использования средств вычислительной техники в образовательном процессе.[1]

Принятое постановление сразу привлекло в Москву представителей больших компьютерных фирм. Приехали представители фирмы IBМ, приехал Стив Джобс как представитель фирмы Apple и др. Но осенью того же года Стива Джобса уволили из Apple (потом он с триумфом возвратился обратно) и компьютерный рынок в СССР был захвачен фирмой IBM.

Реализация положений Постановления в Санкт-Петербурге

В 2015 году исполняется тридцать лет с момента введения в учебные планы общеобразовательных учреждений Российской Федерации предмета «Информатика».

С 1986 года в Советском Союзе начинается массовый выпуск бытовых компьютеров (БК), технические характеристики и возможности которых были весьма ограничены. На них можно было лишь успешно отработать такие разделы, как алгоритмизация и программирование. В 1988 году в 15% школ города имелись собственные компьютерные классы, в остальных ленинградских школах преподавание информатики осуществлялось в лучшем случае на программируемых калькуляторах, в худшем – на доске и бумаге. Следует отметить, что в 1985– 1990 гг. некоторые ведущие вузы Ленинграда предоставили возможность школьникам, в школах которых не было собственных компьютерных классов, изучить практическую часть курса информатики на базе вузовских компьютерных классов.

К концу 1990 года примерно половина школ Ленинграда уже имели ненадёжные и функционально ограниченные компьютерные классы на базе бытовых компьютеров («БК», «КУВТ»). К сожалению, производители отечественной компьютерной техники так и не смогли договориться о единых технических и эксплуатационных стандартах. Так мониторинг наличия используемой в образовательном процессе компьютерной техники, проведённый Комитетом по образованию в 1992 году, показал, что в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга в то время находилось около 20 различных типов электронно-вычислительных машин, которые были аппаратно и программно не совместимы. В этом же году на базе кафедры информатики Российского государственного педагогического университета им. Герцена был создан Экспертный Совет по вопросам использования информационных технологий в образовании, председателем которого стал д.т.н. И.А. Румянцев.

Помимо специализированных предприятий (таких как завод «Квант»), кто только не выпускал в те годы компьютеры собственной конструкции. Даже на Ленинградском Заводе турбинных лопаток был организован кооператив по сборке своих «фирменных» компьютеров (жаль, забылось название!). Доля компьютеров стандарта IBM в образовательных учреждениях составляла тогда менее 5%, и все они привозились из-за рубежа. Неуклюжие попытки местных производителей (НПО «Ленэлектронмаш») организовать на отечественной элементной базе выпуск компьютеров, совместимых с компьютерами IBM, не имели успеха. О компьютерах Apple с большими прикладными возможностями, которые изначально были ориентированы на использование в сфере образования, можно было разве что мечтать или прочитать в научных и популярных изданиях.

Начиная с 1993 года, Комитет по образованию начал проводить целенаправленную закупочную политику, предусматривающую приобретение компьютерного оборудования стандарта IBM. Компьютеры Apple стоили значительно дороже, и вопрос об их закупке (за рядом нескольких исключений) в то время не стоял. Систематические поставки этих замечательных и надёжных компьютеров (в варианте мобильных классов) в школы Санкт-Петербурга начались только в 2007 году. Динамика роста количества компьютеров стандарта IBM представлена ниже в таблице.

Тип компьютерных классов

% от общего парка компьютерных классов в образовательных учреждениях

1992

1994

1998

2000

2003

2005

Компьютеры стандарта IBM (PC)

5

21

65

74

97

99

Прочие модели компьютеров

95

79

35

26

3

1

В 1994 году с помощью Санкт-Петербургского филиала Института новых технологий (ИНТ), возглавляемым профессором, д.ф-м.н. В.А. Носкиным, в нашем городе была создана первая в России (доинтернетовская) телекоммуникационная сеть, объединившая несколько десятков школ. Следует отметить, что все работы по созданию данной сети были проведены за счёт средств ИНТ. Организацией телекоммуникационной сети занимался к.ф.-м.н. С.М. Балабонов, заместитель директора филиала ИНТ. В 1996 году эта телекоммуникационная сеть благополучно вписалась в сеть Интернет, и питерские школы впервые почувствовали уникальные возможности Интернета. В те годы ИНТ один из первых в России осуществил локализацию и внедрение в учебный процесс ряда профессионально сделанных программно-методических комплексов для средней школы («Живая математика», «Живая физика», «Логомиры» и т.д.).

Определённые сложности были связаны и с подготовкой педагогов, преподававших школьную информатику. Так сложилось, что в крупных городах России в отличие от сельской местности преподавателями информатики стали в массе своей инженеры и научные сотрудники, которые порой учили лишь тому, что сами знали, игнорируя рекомендации учебной программы курса. В 1991 году в Ленинграде около 80% учителей информатики не имели педагогического образования, в то время как в Ленинградской области всё было зеркально наоборот: 75% учителей информатики являлись в прошлом учителями предметниками (прежде всего, физики и математики), прошедшими соответствующую переподготовку.

Только к середине 90-х годов, когда в процесс информатизации стали активно вовлекаться преподаватели-предметники, руководители образовательных учреждений (ОУ), в педагогическом сообществе стало складываться понимание о месте и роле информационно-коммуникационных технологий в школьном образовании. Важную роль в организации и проведении систематической просветительской и методической работы среди питерских педагогов сыграл Региональный центр информатизации образования, возглавляемый в 90-е годы В.Л. Дрибинским (в настоящее время является одним из руководителей международной образовательной организации «ОРТ интернейшнл», Лондон). Этот центр был создан в 1992 году по инициативе тогдашнего председателя Комитета по образованию члена-корреспондента Российской Академии Образования О.Е. Лебедева, который внёс большой вклад в развитие Петербургской школы.

Переломный момент в процессе информатизации образования совпал с периодом дефолта. К тому времени около 75% ОУ имели полноценные компьютерные классы, практически во всех ОУ Санкт-Петербурга имелось хотя бы несколько компьютеров, на которых можно было организовать практические занятия по информатике. Изменился и качественный состав компьютерного оборудования. Доля компьютеров стандарта IBM уже составляла 65%. Но остальные компьютеры, модели которых были разработаны ещё в СССР в конце 80-х годов, оставляли вопрос об унификации школьного компьютерного парка открытым. Всё же к концу девяностых годов количество самых распространённых моделей удалось довести до трёх, что в целом повысило степень унификации компьютерной техники.

Отсутствие бюджетного финансирования на приобретение компьютерного оборудования в 1999–2000 гг. резко затормозило процесс информатизации образования. К 2001 году сложилась тревожная ситуация. Впору было начать вешать амбарные замки на компьютерные классы, поскольку они на глазах безнадёжно физически и морально устаревали.

Всестороннее развитие всех направлений информатизации в сфере среднего образования совпало с началом нового века.

Массовые поставки современных компьютерных классов начались только со второй половины 2001 года. Но уже в 2005 году мониторинг, ежегодно проводимый Комитетом по образованию, показал, что в школах Санкт-Петербурга используются только компьютеры стандарта IBM, однако эффективность их использования оставляет желать лучшего. Все эти годы в ОУ поставлялись только аппаратные средства, чаще всего даже без операционных систем, которые в школах ставили самостоятельно, и далеко не всегда на установленные операционные системы имелись лицензии. Прикладные программные средства централизованно не приобретались вообще, а использовать компьютеры в образовательном процессе профессионально и эффективно могли разве что преподаватели информатики и незначительное количество учителей-предметников. К сожалению, даже небольшое количество программных средств, использовавшихся в школах до 2006 года, было в массе своей нелицензионным.

Стало с очевидностью ясно, что дальнейшее развитие информатизации образования должно предусматривать не только обеспечение ОУ компьютерным оборудованием. Опыт ряда питерских школ показал, что широкий набор мультимедийного оборудования, включающий (помимо компьютеров) мультимедийные проекторы, электронные доски, цифровые лаборатории, позволил на практике внедрять в образовательный процесс как новые информационные технологии, так и новые методики коллективного обучения (в том числе методы проектной деятельности).

Эффективность использования компьютерной и мультимедийной техники во многом определяется возможностью её широкого использования в образовательном процессе. И здесь важно не только научить педагогов пользоваться современными техническими средствами, но и обеспечить их прикладным программным обеспечением для преподавания различных школьных предметов с использованием компьютеров. Остро встали вопросы повышения квалификации в области информационных технологий всего педагогического корпуса и обеспечения образовательных учреждений лицензионными программными средствами. Вопросами эффективного использования компьютерной техники в школах Санкт-Петербурга в середине 2000-х годов активно занимался к.п.н. К.В. Шапиро.

Комплексное развитие информатизации образования в Санкт-Петербурге было определено в Постановлении правительства Санкт-Петербурга «О Плане мероприятий по информатизации системы образования Санкт-Петербурга на 2006–2008 годы» (впоследствии пролонгированным в 2008 году на 2009–2010 годы)

Проект данного Постановления (в написании и обсуждении которого принимали участие авторы статьи) подготовил Комитет по образованию при поддержке Комитета по информатизации связи и Научного Совета по информатизации Санкт-Петербурга, сопредседателем которого все эти годы является академик Российской Академии Образования Б.Я. Советов, а также Комиссии по образованию Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (в те годы председателем Комиссии был А.Е. Ловягин). В Плане мероприятий Постановления были предусмотрены не только вопросы обеспечения образовательных учреждений средствами информатизации (как аппаратными, так и лицензионными программными), повышения квалификации работников образовании, но и вопросы автоматизации управления образованием, научно-методического сопровождения. Важно также отметить, что в указанном Плане мероприятий были предвосхищены некоторые направления будущего приоритетного национального проекта «Образование»: подключение ОУ к сети Интернет, развитие дистанционного образования, обеспечение ОУ лицензионными прикладными программными средствами. По всем этим направления работа в Санкт-Петербурге успешно началась с опережением и в основном за счёт региональных средств.

Только на первом этапе реализации указанного выше Постановления в ОУ Санкт-Петербурга были поставлены в 2006–2008 гг.: 606 компьютерных классов, 2024 отдельных компьютеров, 869 мультимедийных проекторов, 559 комплектов электронных досок, 176 цифровых лабораторий.

Начиная с 2001 года и по настоящее время Комитетом по образованию ежегодно организуются курсы повышения квалификации для всех категорий работников образования по различным программам обучения на базе Академии постдипломного педагогического образования и Регионального центра оценки качества образования и информационных технологий. Большую роль в организации повышения квалификации в области информационных технологий оказала в 2001–2005 гг. Федерация Интернет-образование, региональный центр которой был создан на базе СПбИТМО (директор д.ф.-м.н. Л.С. Лисицына). За эти годы на всех курсах повышения квалификации, организованных для педагогов общеобразовательных школ, смогли повысить (а некоторые – и не один раз!) свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий более 35 000 человек. Наличие документов, подтверждающих компетентность педагогов в области информационно-коммуникационных технологий, учитывается при их аттестации.

В течение 2006–2007 гг. все образовательные учреждения, подведомственные Комитету по образованию, получили доступ в сеть Интернет. Хотелось бы особо отметить, что оплата трафика изначально осуществляется из средств городского бюджета. Преподаватели и обучающиеся пользуются образовательными ресурсами, находящимися в Сети, при подготовке и во время проведения уроков, внеклассных мероприятий. При этом ОУ предложены программные средства (контентные фильтры), разработанные в рамках приоритетного национального проекта «Образование», которые позволяют отсеять недопустимую для школьников информацию. Осуществлялись консультации по вопросам информационной безопасности (М.А. Вус, автор работ по данной проблеме).

В рамках реализации Постановления на базе Центра информационных технологий создано новое государственное учреждение дополнительного профессионального образования «региональный центр оценки качества и информационных технологий» (РЦОКОиИТ). В 2006–2007 гг. созданы и получили дальнейшее развитие 27 опытно-экспериментальных площадок для комплексной отработки моделей информатизации образовательных учреждений Санкт-Петербурга, а также 6 ресурсных центров. Запланированное для этих целей финансирование было направлено для обеспечения указанных выше учреждений образования средствами информатизации по индивидуальным заказам учреждений.

В течение 2006–2008 гг. была проведена экспертиза более чем 600 образовательных информационных ресурсов (ОИР) и подготовлены каталоги с рекомендуемыми ОИР для использования в образовательном процессе. Для ОУ Санкт-Петербурга было централизовано закуплено 313890 единиц лицензионных программ (прикладного программного обеспечения) по различным предметам. Среди них были программно-методические комплексы Института Новых Технологий, компаний «Физикон», «Кирилл и Мефодий», «Фобус».

Помимо закупки готового программного обеспечения по заказу Комитета по образованию в 2007–2010 годах созданы:

  • 10 электронных учебников по наиболее востребованным специальностям для учреждений начального и среднего профессионального образования (автомеханик, слесарь по ремонту автомобилей, станочник широкого профиля, монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, повар, кондитер и т.д.);
  • 20 интерактивных электронных тренажёров по наиболее востребованным специальностям в системе начального профессионального образования.
  • электронные учебные материалы по общеобразовательным предметам, необходимые для использования при дистанционных формах обучения, в том числе при обучении детей с ограниченными возможностями.

В настоящее время внедрение компьютерных и сетевых технологий с использованием дистанционных форм обучения осуществлено при организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями, находящихся на домашнем обучении, а также при организации курсов повышения квалификации работников образования. Прорабатывается вопрос об организации дистанционного обучения в сферах среднего профессионального обучения и дополнительного образования (для одаренных детей).

За последние пять лет при содействии Комитета по образованию издано 22 учебно-методических пособия по вопросам практического использования информационных технологий в учебном процессе.

В 2007 году во все общеобразовательные учреждения города и органы управления образованием районов Санкт-Петербурга поставлены автоматизированные информационные системы (АИС) управления образовательным учреждением. Работа по автоматизации управленческой деятельности в сфере образования Санкт-Петербурга, идеологом которой стал Ю.П. Малышев (ныне заместитель директора РЦОКОиИТ), была начата ещё в 2001 году. С внедрением АИС повсеместно автоматизирован сбор оперативной информации внутри ОУ, которая позволяет не только быстро и качественно формировать всевозможные отчёты ОУ, но и принимать управленческие решения, объективно оценивать деятельность педагогических работников и достижения учащихся; появилась возможность частично автоматизировать трудоёмкий процесс составления расписаний занятий. С помощью АИС ведётся учёт движения обучающихся с использованием информационных технологий, что позволяет осуществлять оперативный контроль за переходом учащихся из одного ОУ в другое. Фактически ни один ребёнок, поступивший в школу, не выпадает из поля зрения ответственных лиц вплоть до её окончания. В ОУ осуществляется также плановое поэтапное внедрение автоматизированного учёта библиотечных фондов.

В течение 2008–2010 гг. были разработаны и поставлены специализированные модули АИС во все учреждения дошкольного образования и учреждения начального и среднего профессионального образования. В эти же годы создана и внедрена автоматизированная информационная система по лицензированию и аккредитации ОУ, которая включает: автоматизированное создание образовательными учреждениями документов по лицензированию и аккредитации, базы данных и справочники по ОУ, учебным программам, учебно-методическим комплексам, педагогическим кадрам и т.д.).

При поддержке заместителя председателя Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга А.В. Азарского в 2010 году была создана и внедрена Комплексная автоматизированная информационная система каталогизации ресурсов образования Санкт-Петербурга (КАИС КРО), которая не только интегрировала в себя отдельные модули уже действующих в системе образования Санкт-Петербурга АИС, но и позволила реализовать новые информационные компьютерные сервисы:

  1. Электронный дневник. Система личных кабинетов участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), учителей и других представителей ГОУ, а также иных лиц, заинтересованных в получении информации об образовательном процессе в ГОУ), включающая следующие функциональные компоненты:
    • доступ к информации об успеваемости обучающегося;
    • электронное портфолио;
    • электронное домашнее задание;
    • общение между участниками образовательного процесса;
    • доступ к результатам экзаменов и тестов для выпускников средней и основной ступеней соответственно
  2. Веб-поддержка мультимедиа-инструментов для образовательного процесса. Программный комплекс на базе веб-решений с публикацией части данных в Интернете, включающий следующие функциональные компоненты:
    • система веб-трансляции открытых уроков;
    • ·система информационной поддержки видеоконференций между ГОУ.
  3. Информационный обмен в рамках предоставления образовательных услуг. Структура, позволяющая обеспечивать информационный обмен между внутренними информационными системами ГОУ, посетителями портала и контролирующими органами, и включающая следующие компоненты:
    • электронное анкетирование ГОУ;
    • электронное голосование;
    • сбор и обработка агрегированных данных;
    • система внутренних сообщений;
    • обратная связь граждан с сотрудниками Комитета по образованию.
  4. Публикация данных об образовательных услугах. Набор внешних интерфейсов к базам данных и их срезам, предусматривающий ознакомительную публикацию без предварительной авторизации пользователя:
    • реестр лицензий и аккредитаций ГОУ;
    • интеграция сторонних сайтов в портал Комитета по образованию;
    • публичная база данных ГОУ;
  5. Обеспечение интерфейса доступа к данным. Набор внешних и внутренних интерфейсов к базам данных и их срезам, предусматривающий использование информационных ресурсов КАИС КРО сторонними уполномоченными организациями для создания независимых информационных ресурсов:
    • возможность публикации данных на сайте ГОУ;
    • централизованный интерфейс предоставления данных для дальнейшей обработки;
    • типовое решение сайта ОУ.

В середине 2000-х годов Комитет по образованию Санкт-Петербурга участвовал в таких значимых образовательных проектах, как Программа Intel «Обучение для будущего», Программа Intel «Каждому ученику – по компьютеру», Программа повышения эффективности использования средств информатизации в образовательном процессе.

В последние три года в системе образования Санкт-Петербурга успешно реализуются следующие проекты.

I. Дистанционное обучение

Развитие дистанционного образования осуществляется в двух направлениях:

  1. Дистанционное обучение работников образования на курсах повышения квалификации.
  2. Осуществляется в течение последних 3 лет на базе Академии постдипломного образования, Регионального центра оценки качества образования и информационных технологий, Государственного университета информационных технологий, механики и оптики. Количество работников образования, осуществивших повышение квалификации с использованием технологий дистанционного обучения, превысило более 3000 человек.

  3. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями.

Организовано в Санкт-Петербурге с 2007 года. В настоящее время 573 ребёнка-инвалида и 513 педагогов оснащены средствами информатизации (рабочими местами), позволяющими проводить обучение на дому по программам общего образования с использованием форм дистанционного образования.

Дистанционные формы обучения позволяют организовать образовательный процесс для больших и малых групп обучающихся в удобное для обучающихся время, не требуют наличия учебных аудиторий, а также экономят время обучающихся и формируют навыки самообразования

К недостаткам дистанционного образования можно отнести следующие факторы: отсутствие «живого контакта» обучающихся в процессе обучения (особенно это важно при обучении детей с ограниченными возможностями), ограниченность использования методик организации образовательного процесса с использованием коллективных форм обучения.

Факторы, сдерживающие интенсивное развитие дистанционного образования: ограниченное количество качественных электронных образовательных ресурсов, предназначенных для системы дистанционного образования, а также педагогов, владеющих технологиями обучения; предоставление потенциальным пользователям системы дистанционного образования дорогостоящих специализированных (в случае с детьми-инвалидами) комплектов компьютерного оборудования.

С учётом возрастающего притока детей иммигрантов роль дистанционных форм обучения в процессе их самообразования и интеграции в новую социо-культурную среду должна возрастать.

II. Электронный дневник

Сервис «Электронный дневник» (далее – сервис ЭД) введен в штатный режим всех государственных общеобразовательных школ Санкт-Петербурга с 01.01.2011 в соответствии с распоряжением Комитета по образованию от 10.09.2010 No 1616-р «О внедрении комплексной автоматизированной информационной системы каталогизации ресурсов образования».

Формирование индивидуальных электронных дневников обучающихся осуществляется путём автоматического импорта данных из электронных журналов на основании письменных заявлений родителей. Обновление данных в электронном дневнике через модуль «Классный журнал» должно осуществляться ежедневно.

В Санкт-Петербурге в настоящее время пользуются сервисом ЭД более 90 000 родителей.

Сервис ЭД позволяет родителям получать оперативно информацию о процессе обучения детей (отметки по предметам, посещаемость, домашние задания и т.д.). В данном сервисе предусмотрена возможность использования интерактивного общения между педагогами образовательного учреждения и родителями

Основной недостаток при реализации сервиса ЭД – несвоевременное внесение педагогами актуальной информации в электронные классные журналы и, как следствие, отсутствие информации в электронном дневнике обучающегося.

III. Международный (Российско-Финский) проект по созданию единого образовательного пространства на приграничной территории «EdNet – Cross-border Networks and Resources for Common Challenges in Education».

В рамках данного проекта в Санкт-Петербурге в интересах приграничного сотрудничества создана новая организационная структура – инновационный Международный центр дистанционного обучения «International e-Skills Centre», который будет самостоятельной, развивающейся и экономически выгодной инфраструктурой, координационным центром сети образовательных учреждений на территории приграничного сотрудничества; в Финляндии и России создана и в настоящее время внедряется в эксплуатацию уникальная и современная система дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования, включающая использование специально разработанных электронных образовательных ресурсов, обеспечивающих доступность и равенство в получении образовательных услуг по востребованным специальностям независимо от места проживания, гендерного статуса, возраста и имущественного положения.

В заключение хотелось бы охарактеризовать количественно уровень информатизации образования Санкт-Петербурга по состоянию на 01.01.2014:

Среднее количество компьютерных классов в ОУ Санкт-Петербурга составляет 2, мультимедийных проекторов – 8.4, электронных досок – 3.5. Цифровыми лабораториями по физике обеспечены 43% ОУ, по химии и биологии – 26% ОУ, по робототехнике – 10% ОУ. Количество обучающихся на один современный компьютер, используемый в учебном процессе, составляет 14,0 чел. (по состоянию на 01.06.2012). Количество обучающихся на один компьютер, используемый в образовательном процессе, составляет 11,5 чел. (при плановом показателе по Российской Федерации – 17,0 чел./ компьютер). Количество отдельных компьютеров, в том числе компьютеров общего пользования, на 1 преподавателя составляет 0.55. Процент педагогов, систематически использующих ИКТ в образовательном процессе, в среднем достиг в Санкт-Петербурге 75%. В системе дистанционного образования обучается 573 ребёнка.

Заключение

В буднях жизни мы порой даже не замечаем, что живём в век электронной революции, которая на наших глазах коренным образом изменяет человеческую цивилизацию. Даже самое смелое воображение вряд ли могло представить, что за сравнительно короткое время компьютерная техника так преобразится и преобразит наш мир. Новому поколению школьников порой даже трудно представить достижения в области информатики и развития вычислительной техники. Достаточно привести только несколько аналогий одного западного учёного, чтобы стали понятны масштабы «информационной революции»:

«Если бы автомобилестроение развивалось такими же темпами в течение последних пятидесяти лет, как развивается компьютерная техника, то ... можно было бы на кончике шариковой ручки разместить несколько автомобилей (так уменьшились размеры элементной базы компьютеров); совершить на автомобиле кругосветное путешествие, имея всего лишь несколько литров бензина (так уменьшилось энергопотребление компьютеров); купить роскошный «Мерседес-Бенц» по стоимости его игрушечной модели (так уменьшилась стоимость компьютеров).»

Итак, прошло 30 лет со дня выхода Постановления, которое стало важным этапом в развитии российского образования. За это время в России сделано немало в области информатизации образования, но имеется еще много нерешенных проблем, пути решения которых должны быть отражены в соответствии с задачами и духом времени в новом постановлении правительства России по дальнейшему развитию информатизации образования, в связи с чем авторы призывают всех заинтересованных подготовить свои предложения для того, чтобы соответствующее постановление вышло 28 марта 2015 г.

Список литературы

1. О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс\Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 марта 1985 г.No271, 6 с.

2. «Сергей Алексеевич Лебедев» \ Под ред. В.С. Бурцева, М.: Физматлит, 2002, 440с.

3. Информатика для устойчивого развития\Материалы международной конференции Школьная информатика и проблемы устойчивого развития\ под ред. М.Б. Игнатьева и М.А. Вуса, С-Петербург, 2009, 154 с.

4. И.А. Мизин – ученый, конструктор, человек\ Под ред. И.А. Соколова, ИПИРАН, М., 2010, 320 с.

5. Время и кибернетика: к столетию со дня рождения академика АН СССР А.А. Воронова: антология. СПб, Изд-во Политехн. ун-та, 2010, 482 с.

6. История информатики и кибернетики в Санкт-Петербурге (Ленинграде)\Под ред. Р.М. Юсупова. СПб.: 2008–2012. Вып.1, 2008, 356 с.; Вып.2, 2010, 152 с.; Вып.3, 2012, 260 с.

7. М.Б. Игнатьев «Кибернетическая картина мира. Сложные киберфизические системы»\СПб, изд.ГУАП, 3-е изд, 2014, 472 с.

8. M. Ignatyev, Yu. Sheynin, A. LitovkinFrom digital analogs through recursive machines to quantum computers”/Journal of Mathematics and System Science, vol.4, Number 2, 2014, Р. 93–98.

9. В.Н. Захаров «Школьная информатика в России – техническая база начального периода» Труды SORUCOM-2011, c. 115–120.

Об авторе: Комитет по образованию СПб
Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
mixail-vys@yandex.ru, ignatmb@mail.ru
Материалы международной конференции Sorucom 2014 (13-17 октября 2014)
Помещена в музей с разрешения авторов 19 ноября 2014