Электронное правительство как эффективный инструмент взаимодействия государства и общества

Электронное правительство как эффективный инструмент взаимодействия государства и общества

Качественное государственное управление является безусловным фактором эффективного функционирования любого государства. Для Российской Федерации эта задача вдвойне актуальна, так как после развала СССР и перехода на рыночную экономику стране потребовалась перестройка государственного аппарата. К началу XXI века система государственного управления России нуждалась в реформировании в связи с растущими внутренними потребностями страны и требованиями внешнего мира. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2003 году основным препятствием на пути экономических реформ названа недостаточная эффективность государственного аппарата, несоответствие количества его полномочий качеству власти.[1] В том же году началась административная реформа государственного управления РФ. Помимо необходимости в ограничении вмешательства государства в экономическую деятельность, исключения чрезмерного регулирования с его стороны, сокращения отдельных функций органов власти, государственный аппарат также нуждался в повышении качеств предоставляемых им услуг и повышении его информационной открытости. Эту задачу успешно могло решить создание электронного правительства. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах закрепила необходимость внедрения информационно-коммуникационных технологий, прежде всего, в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия» (2002–2010 годы)[2]. Вопросы качества и доступности государственных и муниципальных услуг, обеспечения необходимого уровня открытости деятельности органов власти отражены в «Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011– 2013 годы» и в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». В них обращается внимание на повышение открытости органов государственной власти России посредством именно информационно-коммуникационных технологий. Их развитие напрямую связано с расширением интернет-пространства.

Действительно, в последние десятилетия интернет, как мощное средство массовой коммуникации, стал для нашей страны одним из основных источников информации. По данным аналитической компании TNS за февраль 2013 года хотя бы раз в месяц в Интернет выходили 76,5 млн. россиян, что составляет 53 процента от всего населения страны[3]. Во всех федеральных округах России удельный вес интернет-аудитории также превышает 50 процентов от численности населения. По количеству пользователей интернета в 2012 году Россия занимала шестое место в мире и вышла на первое место в Европе, которое ранее занимала Германия[4]. Стремительное развитие интернета повлияло на широкое распространению информационно-коммуникационных технологий в социально-экономической сфере, а также в органах государственной власти, и стало одной из главных причин формирования электронного правительства.

«Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» определяет электронное правительство как новую форму организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающую за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности органов власти[5].

Республика Татарстан сделала большой шаг в сторону поддержки развития ИКТ на своей территории. Это нашло свое отражение в проекте «Электронное правительство», называемое теперь «Открытое Правительство», реализация которого началась в 2005 году.

Министр информатизации и связи РТ с 2005 по 2010 гг. Ф.М. Фазылзянов так определил его стратегию: «Техническая стратегия проекта должна обеспечить возможность предоставления государственных услуг через Интернет, мобильную связь, кабельное и цифровое телевидение, call-центры. В то же время электронный сервис не предполагает исключение персональных контактов, потребность в которых значительно снизится, но не отпадет полностью»[6]. Комплексная программа развития информатизации РТ «Электронный Татарстан 2005– 2010 годы», разработанная Министерством связи Республики Татарстан, являлась составной частью Программы социально-экономического развития Республики Татарстан того же периода. Это позволяет нам утверждать, что данный документ официально определил курс на информатизацию, как на стратегическую линию развития региона.

В 2009 году в структуре Электронного правительства Республики Татарстан можно было выделить 4 части[7]. Первые две являются инфраструктурными: организационно-управленческая и инфокоммуникационная системы.

Организационно-управленческая инфраструктура включает рабочие группы в министерствах и ведомствах правительства Республики Татарстан, а также административно-управленческие регламенты и систему обучения государственных служащих[8].

Инфокоммуникационная инфраструктура включает следующие элементы: государственную интегрированную систему телекоммуникаций (ГИСТ), республиканский центр обработки данных (РЦОД), систему функционирования электронно-цифровой подписи и систему видеоконференцсвязи.

Две другие части структуры являются сервисными: внутренний и внешний контур электронного правительства. Внутренний контур представляет собой мультисервисную систему, ориентированную на предоставление управленческих услуг органам государственной власти и государственным служащим. Внешний контур – это тоже мультисервисная система, направленная на обеспечение открытости в деятельности органов власти и оказание государственных услуг населению и бизнесу.

Сервисный внутренний контур электронного правительства включает в себя информационно-аналитическую и геоинформационную системы органов государственной власти, интегрированную систему организационного управления, систему межведомственного электронного документооборота. Этот элемент структуры направлен на повышение эффективности органов власти.

В 2007 году к системе электронного документооборота были подключены 42 организации, включая все министерства, около 2000 пользователей. Кроме того были выданы 963 сертификата электронной цифровой подписи (ЭЦП). Около 70 процентов документов на тот момент в Аппарате Правительства РТ рассматривались с помощью мобильных офисов[9].

Внешний контур включает Правительственный и специализированные интернет: порталы Республики Татарстан по взаимодействию с населением и бизнесом, а также call-центр. Внешний контур призван способствовать повышению открытости органов государственной власти.

Данная структура отражает концепцию, предложенную одним из его основателей в Татарстане А.Н. Юртаевым в работе «Моделирование инновационной деятельности в системе технологий государственного управления» в 2009 году[10]. Необходимо заметить, что с того времени структура претерпела немало изменений, например в интернет-порталах внешнего контура появились такие системы, как «Народный контроль», «Народная экспертиза», «Открытая информация», о которых будет сказано далее.

По мнению Ф.М. Фазылзянова, внешний контур «Электронного правительства» служит для формирования единой информационной среды Правительства Республики Татарстан и полноценного информирования граждан о деятельности Правительства, а также для обеспечения безопасного и быстрого онлайн-доступа к широкому спектру государственных услуг и интерактивных сервисов[11]. Посредством именно систем внешнего контура Электронного правительства Татарстан удовлетворяет требования современного мира к повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг, обеспечения необходимого уровня открытости в деятельности органов власти.

По данным Центра прикладной экономики на 1 мая 2010 года, Татарстан стал лидером по уровню внедрения электронного правительства в России[12]. При составлении рейтинга учитывались удобство получения информации и полнота предоставленных данных. Оценивалось наличие информационных сервисов – интернет-приёмной, электронных киосков, электронных услуг. По сравнению с 2008 г. в 2009 г. количество просмотров страниц портала «Электронное правительство Республики Татарстан» увеличилось более чем в три раза и составило 3,8 млн просмотров в месяц[13]. Успешный опыт Татарстана по внедрению комплексного проекта «Электронное правительство РТ» был высоко отмечен на Всемирном форуме передовых технологий, который прошел в октябре 2009 года Лондоне[14]. В мае 2011 жители Республики Татарстан воспользовались электронными услугами более 727 тыс. раз. Интенсивно развивался портал электронного образования в РТ, который регулярно посещали 350 тыс. школьников, 240 тыс. родителей и 40 тыс. учителей.

В апреле 2014 года на Всероссийском совещании с руководителями органов ЗАГС исполнительной власти субъектов РФ премьер-министр РТ Ильдар Халиков заметил, что в Татарстане каждый месяц оказывается 2,5 млн услуг в электронном виде[15]. По словам министра информатизации и связи РТ Романа Шайхутдинова, на сайте государственных услуг Татарстана зарегистрировалось 24 процента населения республики[16].

Сегодня государственные услуги в электронном виде жители Республики Татарстан получают через такие системы, как: инфомат, представляющий собой электронный терминал самообслуживания граждан; через портал государственных услуг, где можно оформить документы и получить справочную информацию о деятельности органов власти, погасить штрафы за нарушение правил дорожного движения, оплатить услуги ЖКХ, внести госпошлины за регистрацию в органах ЗАГС, оплатить услуги связи и т.д., а также через мобильный портал[17].

Одним из важных механизмов по взаимодействию государства и общества в Татарстане стала система Народный контроль, запущенная в 2012 году. С ее помощью татарстанцы озвучивают социально значимые вопросы, которые требуют внимания властей. В 2013 году в «Народный контроль» поступило 19,7 тыс. уведомлений и 140,4 тыс. комментариев к ним, при этом также зафиксировано 70,2 тыс. оценок работы министерств, ведомств и муниципальных образований[18]. В рамках проекта «Открытый Татарстан» созданы две новые площадки общественного обсуждения – «Народная экспертиза» и «Открытая информация»[19]. Доступ к ним открыт с Портала государственных услуг РТ. При помощи этих сервисов проводятся общественные обсуждения законопроектов и экспертное сопровождение планов закупок государственных структур и т.п. Площадка «Открытая информация» является местом для публикации открытых данных и отчетов для населения о деятельности министерств, ведомств и муниципальных образований РТ.

На сайте Министерства информатизации и связи РТ по итогам 2013 года обозначены следующие проблемы Электронного правительства РТ: отсутствие единого стиля в оформлении сайтов в составе ГИС РТ «Официальный портал Республики Татарстан», несоответствие внешнего вида большинства сайтов в составе ГИС РТ современным требованиям, выраженное в малопривлекательном дизайне. Другие проблемы связаны с невозможностью внедрения новых сервисов и инструментов в рамках существующей программной платформы; со злоупотреблениями отписками «Мотивированный отказ» в связи с отсутствием финансирования; нехваткой четкого регламентирования нормативно-правовой ответственности за достоверность, качественное описание и своевременное обновление информации, раскрываемой в форме открытых данных[20]. В связи с этим ГИС РТ ожидает обновление единой программной платформы и дизайна сайтов, интеграция интернет-приемных органов государственной власти и местного самоуправления РТ и других организаций с Единой межведомственной системой электронного документооборота. Усовершенствования коснутся и системы «Народный контроль». Министерство информатизации и связи РТ видит свою задачу в разработке сервиса общественного обсуждения и экспертного сопровождения исполнения планов органов государственной власти и местного самоуправления.

Республика активно следит за развитием информационно-коммуникационных технологий в пределах своего региона и прилагает усилия для их совершенствования. В частности, для повышения информационной открытости и эффективности органов власти в исполнении своих непосредственных функций создаются новые интернет площадки для общественного обсуждения проблем населения, развивается сеть размещения инфоматов, создаются специальные приложения Электронных услуг для мобильных телефонов и т.д. Таким образом, можно сказать, что перспективы развития Открытого правительства РТ весьма оптимистичны.

Примечания.

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию "Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ" [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М.: Консультант Плюс-законодательство РФ: кодексы, законы, указы, постановления Правительства РФ, нормативные акты – Режим доступа: свободный. – Загл. с экрана.

2. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах» [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М.: Консультант Плюс-законодательство РФ: кодексы, законы, указы, постановления Правительства РФ, нормативные акты – Режим доступа: свободный. – Загл. с экрана.

3. TNS Россия осуществляет работы в области медиа-измерений, мониторинга рекламы и СМИ, а также заказных маркетинговых исследований. [Электронный ресурс] / ] – Электрон. дан. – М.: TNS Russia. Режим доступа: свободный – Загл. с экрана.

4. [Электронный ресурс] / Интернет в России: статистика интернета в России, проникновение интернет в России, аудитория Интернета / Сергей Фомин/ Режим доступа: свободный. – Загл. с экрана.

5. [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М.: Центр информационных технологий РТ – Режим ожидания: свободный. – загл. с экрана. – яз. – рус.

6. Электронное правительство Республики Татарстан [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М.: Федеральный Справочник– Режим ожидания: свободный. – загл. с экрана. – яз. – рус.

7. Юртаев А.Н. Моделирование инновационной деятельности в системе технологий государственного управления: автореф.дис...д-ра эконом. наук/ А.Н. Юртаев; Институт экономики Российской Академии наук. – Казань, 2009. – 52 с.

8. Юртаев А.Н. Моделирование инновационной деятельности в системе технологий государственного управления: автореф.дис...д-ра эконом. наук/ А.Н. Юртаев; Институт экономики Российской Академии наук. – Казань, 2009. – С.23-24

9. Электронное правительство Республики Татарстан [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М.: Федеральный Справочник– Режим ожидания: свободный. – загл. с экрана. – яз. – рус.
Мобильный офис – программа управления документами используется для рассмотрения документов в электронном виде руководителями органов государственной власти и иными организациями и ведомствами Республики Татарстан. Ее использование доступно на компьютере и планшете IPad.
Руководство по работе с мобильным офисом [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Казань: Министерство здравоохранения Республики Татарстан – Режим ожидания: свободный. – загл. с экрана. – яз. – рус.

10. Юртаев А.Н. Моделирование инновационной деятельности в системе технологий государственного управления: автореф.дис...д-ра эконом. наук/ А.Н. Юртаев; Институт экономики Российской Академии наук. – Казань, 2009. – 52 с.

11. Электронное правительство Республики Татарстан [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М.: Федеральный Справочник– Режим ожидания: свободный. – загл. с экрана. – яз. – рус.

12. [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М.: Новости – главные новости России, СНГ и мира – лента новостей ИА Regnum – информационно-дискуссионный портал – Режим ожидания: свободный. – загл. с экрана. – яз. – рус. Центр прикладной экономикикомпания, занимающаяся разработкой и внедрением инновационных моделей в сфере управления, экономики и финансов с целью предоставления широкого спектра консалтинговых услуг для государственного и негосударственного сектора. [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М.: Центр прикладной экономики – Режим ожидания: http://www.a-econom.com/about, свободный. – загл. с экрана. – яз. – рус.

13. [Электронный ресурс] – Электрон. дан. –Казань.: Центр информационных технологий РТ – Режим ожидания: свободный. – загл. с экрана. – яз. – рус.

14. [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Казань: Новости Татарстана, обзоры, аналитика – Информационное агентство «Татаринформ» – Режим ожидания: свободный. – загл. с экрана. – яз. – рус.

15. [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Казань.: Республика Татарстан. Общественно-политическая газета – Режим ожидания: свободный. – загл. с экрана. – яз. – рус.

16. [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Казань: TatCenter.Ru. Деловой центр Республики Татарстан – Режим ожидания: свободный. – загл. с экрана. – яз. – рус.

17. [Электронный ресурс] – Электрон. дан. –Казань: Министерство информатизации и связи РТ– Информационное агентство «Татаринформ» – Режим ожидания: свободный. – загл. с экрана. – яз. – рус.

18. [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Казань: Министерство информатизации и связи Республики Татарстан – Режим ожидания: свободный. – загл. с экрана. – яз. – рус.

19. Система «Открытый Татарстан» формируется в рамках Открытого правительства, ее программа направлена на обеспечение прозрачности деятельности власти в регионе. К системе «Открытого Татарстана» относятся направления: «Электронные услуги» и «Народный контроль», а также раздел «Открытая информация» и разделы обсуждений госзакупок, законопроектов и других планов деятельности органов власти. [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М.: Открытое правительство – Режим ожидания: свободный. – загл. с экрана. – яз. – рус

20. [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М.: Министерство информатизации и связи Республики Татарстан – Режим ожидания: свободный. – загл. с экрана. – яз. – рус.

Об авторе: Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ
Казань, Россия
inna-vi@list.ru
Материалы международной конференции Sorucom 2014 (13-17 октября 2014)
Помещена в музей с разрешения авторов 15 декабря 2014