Влияние информационных технологий на процесс формирования идентичности

Влияние информационных технологий на процесс формирования идентичности

Проблема идентичности является предметом междисциплинарных исследований, так как ей в равной степени занимаются такие науки как психология, философия, культурология, социология и ряд других. Широкое распространение термина «идентичность» связывают с именем Э. Эриксона, благодаря которому она стала категорией интердисциплинарного знания.

В структуре идентичности можно выделить «индивидуальный» и «социальный» уровни. Индивидуальная идентичность представляет собой совокупность характеристик, сообщающих индивиду качество уникальности, а социальная идентичность – результат идентификации индивида с ожиданиями и нормами его социальной среды[1].

«Если самоидентификацию понимать как совокупность добровольного выбора групп и коалиций для отождествления себя с ними и для вхождения в их состав полноправным членом, то идентичность в этом случае будет представлять собой такое же количество способов (механизмов) интеграции человека с группой разного уровня и ранга», – уточняет М.Н. Губогло[2]. Базовая структура личности может быть представлена как совокупность идентичностей, приобретённых в различных ситуациях или на разных жизненных этапах под давлением тех или иных потребностей человека и предписаний среды. Таким образом, идентичность – это комплекс ролей и статусов, организованных адекватно социальной системе, то есть, идентичностей у человека может быть несколько.

Для традиционного общества был характерен поиск идентичности в рамках реального социального взаимодействия.

В информационном обществе, в котором на передний план выходят информационные технологии, произошло становление виртуальной идентичности как особого социального феномена. Это связано с функционированием сети Интернет. Интернет традиционно определяют как всемирную систему объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации.

Сегодня Интернет стал неотъемлемой частью жизни россиян и российского общества в целом. Он повсеместно используется в личной жизни, в бизнесе, в государственном и муниципальном управлении. Функции Интернета широки: передача информации и коллективное общение, информационные базы и управленческие задачи, помощь в учебе и проведение досуга.

Функционирование сети Интернет в России начинается с того, что в августе 1990 года был зарегистрирован домен верхнего уровня SU (Soviet Union). В 1993 году зарегистрирован домен RU, что можно считать началом официального присутствия России в Интернете. В 1995 году в России начато официальное распространение IP-доступа и WWW-технологий. В 1998 году в России количество пользователей Интернетом достигло почти миллиона человек. К началу 2000 года в России к Интернету подключились около 5,4 млн. человек[3].

В 2011 году ООН решила, что доступ в Интернет является неотъемлемым правом человека, а обеспечение населения доступом в Интернет должно являться одним из приоритетных направлений развития любого государства[4]>.

По данным 2013 года Интернет-пользователями являются уже 60% наших сограждан, причем 40% выходят в Сеть ежедневно. Объем мобильной аудитории приближается к 35 млн. человек, что составляет почти 44% от всего населения России. В настоящее время Интернет активно осваивают лица в возрасте «50+», при этом «взросление» веб-аудитории отмечается не только в России. 53% пользователей составляют женщины, и эта тенденция сохраняется уже четвертый год. В ближайшие годы число пользователей Интернета будет расти исключительно за счет людей старшего поколения, так как аудитория тех, кто родился в 80-е и 90-е уже почти на 100% «живет в онлайне»[5]. Э. Эриксон писал, что юность – это период, «в котором индивид гораздо ближе к данному историческому моменту», что «новое поколение, вырастающее в атмосфере научно-технического прогресса, ежедневно сталкиваясь с новыми практическими возможностями, естественно, будет подготовлено к совершенно новому образу мыслей. Это может создать связующее звено между новой культурой и новыми формами общественного устройства, позволяя как-то сочетать специализацию с новой внутренней свободой»[6].

Человек в глобальной сети всегда находится в виртуальных социальных группах, так как Интернет – это сегментированное на сообщества (от англ. community) виртуальное пространство, и практически каждый пользователь сети – член какого-либо виртуального сообщества.

Сегодня особую популярность приобретают социальные медиа. Социальные медиа (англ. social media) – это термин, который используют для описания новых форм коммуникации производителей контента с его потребителями. К ним относятся блоги, подкасты, Интернет-видео и социальные сети. В отличие от традиционных СМИ, опирающихся на авторитет, социальные медиа апеллируют именно к чувству принадлежности к определенному сообществу.

Пользователь, как правило, принадлежит к нескольким сообществам одновременно. Пользователь идентифицирует себя с этими сообществами, осознаёт себя как их часть. Римский В.Л. справедливо отмечает, что виртуальный характер социальных групп пользователей сети Интернет не отменяет их социальные характеристики[7]. И потому коммуникация в виртуальных сообществах, как и в реальных, является невозможной без формирования и развития идентичностей. Интернет как канал коммуникации даёт возможность общаться анонимно, что позволяет создавать идентичности, отличающиеся от реальных. Современные исследователи используют применительно к виртуальным идентичностям термин «конструирование»[8]. Использование так называемых никнеймов (псевдонимы для Интернет-общения, иначе – сетевые имена), юзерпиков или аватаров (изображение, используемое для персонализации пользователя в сети Интернет) ещё более расширяет данную возможность. Таким образом, мы можем вести речь об онлайн-имидже человека. Онлайн-имидж представляет собой процесс отбора элементов идентичности для самопрезентации и, собственно, самопрезентацию в виртуальном пространстве.

У процесса формирования виртуальной идентичности есть положительные и отрицательные стороны.

В долгосрочной перспективе Интернет может стать пространством п мультиидентичности, то есть сложной системы идентичности, основанной на существовании в сети большого количества сообществ, с которыми отождествляет себя конкретный пользователь. В среднесрочной перспективе это может иметь следствием повышение толерантности и взаимопонимания между представителями разных сообществ. Кроме того, за счёт конструирования виртуальных идентичностей происходит процесс самореализации личности.

Однако не следует забывать и то, что неудовлетворенность реальной идентичностью стимулирует различные формы виртуальной идентичности, которая становится способом осуществления мечты о всемогуществе, средством выражения ненормативных импульсов, подавленных в реальности тех или иных сторон личности. То есть, Интернет и виртуальная реальность способствуют размыванию прочих идентичностей личности и превалированию виртуальной идентичности. Эта психологическая проблемы имеет и социальный срез, так как подобные люди самовольно исключаются из жизни общества. Особенной опасности особенно подвержены молодые люди. Причины этого определили ещё Э. Эриксон[9]. Его концепция кризиса идентичности предполагает, что процесс самоопределения завершается в юношестве. Для этого этапа характерно самоопределение в выборе ценностей и приоритетов в жизни. Молодые люди способны оценивать моральные дилеммы, выбирать ясные, устойчивые и высшие ценности. Проблема состоит в том, что абсолютных моральных принципов не существует, и юношеству приходится бороться за них.

Тем не менее, окончательным ответом о степени влияния информационных технологий, а именно, сети Интернет на формирование идентичности, могут быть слова известной исследовательницы Джудит Донат: «Что мы видели (на сегодняшний момент), так это мир комплексных взаимодействий, в котором перемешаны люди разрозненных культур реального и виртуального миров; мир, в котором границы – это только социальный механизм, и они подвижны»

Примечания.

1. См. Малахов В.С. Проблема идентичности в постсоветском контексте // Понаехали тут… Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме. М., 2007. С. 7-23.

2. Губогло М.Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки. М., 2003. С.48.

3. См. Прохоров А. От ARPAnet до INTERnet (краткая история Интернета) //КомпьютерПресс. 2000. № 2 //http://compress.ru/article.aspx?id=9708&part=page_21ext1 (дата обращения: 15.04.2014)

4. Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития, отраслевой доклад. Доклад подготовлен ОАО «Научно-исследовательский центр управления, экономики и информатики» (ОАО «НИЦ «Экономика»). М., 2013. С.84.

5. Интернет в России. Состояние, тенденции… С.85, 86.

6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. М., 1996. С. 45-46.

7. Римский В.Л. Воздействие сети Интернет на социальную активность, формирование и развитие идентичностей // Вестник общественного мнения. 2009. № 1(99) . С.92.

8. Зудилина Н.В. Манифестация идентичности в Интернете: виртуальные проекции // Теория и практика управления социальными системами. 2012. № 1. С. 86.

9. См. Эриксон Э. Указ соч.

Об авторе: Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ
МАОУ «Прогимназия № 360»
Казань, Россия
hollyhouse@mail.ru, okaa_san@mail.ru
Материалы международной конференции Sorucom 2014 (13-17 октября 2014)
Помещена в музей с разрешения авторов 27 апреля 2015