Использование информационных технологий в организации самостоятельной работы студентов (при преподавании иностранного языка)

Использование информационных технологий в организации самостоятельной работы студентов (при преподавании иностранного языка)

Актуальность использования новейших информационных технологий в процессе преподавания в высшей школе, помимо собственно повышения качества образования, обусловлена еще рядом причин. Среди них тот факт, что повышение конкурентоспособности российских вузов стало одним из приоритетных направлений развития государства. Так, в настоящее время в РФ проводится программа оказания государственной поддержки ведущим вузам России в рамках программы 5/100, направленной на формирование российских научно-образовательных центров мирового уровня.

Для успешного достижения поставленных целей вузам необходимо поднять стандарты качества, обеспечить возможность преподавания на иностранном языке и приглашения иностранных специалистов, предоставить доступ к новейшей (в том числе, непереводной) литературе по специальности, принимать активное участие в между народных проектах и конференциях, стажировках и совместных образовательных программах, обеспечить условия для успешного трудоустройства выпускников и многое другое. Все это предполагает достаточно свободное владение английским языком для специальных целей.

Однако, большинство программ по иностранному языку для неязыковых вузов, предлагаемых различными российскими университетами и институтами, ограничены в сетке аудиторных часов и не позволяют в должной мере отрабатывать речевые навыки. Кроме того, по новым стандартам образовательных программ занятия лекционного типа (например, лекции на иностранном языке) не могут оставлять более 30-35% занятий, а удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, должен составлять не менее 55%.

Отчасти решить данную проблему можно за счет самостоятельной внеаудиторной работы студентов с помощью использования информационно-коммуникационных технологий. Долгие годы внеаудиторные часы в высшем образовании использовались номинально, часто для подготовки курсовых и других письменных работ, докладов, и т.п., в то время как развитие автономии студентов и привлечение информационных технологий позволяют качественно и кардинально преобразить самостоятельную работу студентов.

В данном случае речь идет не только об оснащении новейшим мультимедийным оборудованием, хотя без этого сложно говорить об использовании передовых технологий обучения и учебных материалов ведущих зарубежных издательств. Важную роль играют технологии дистанционного и смешанного обучения (blended learning), электронное обучение (e-learning) и использование Интернет-технологий, разработка сайтов преподавателей, создание курсов на различных платформах, использование систем управления обучением (Learning Management Systems) и создание персональной среды обучения (Personal Learning Environment).

В целом, приходится признать, что на данный момент в российском образовании только в отдельно взятых вузах используются модули и программы, приближенные к международным образцам [1]. В рамках обучения в российских вузах пока исключительно редки программы, предполагающие самостоятельную постановку студентами целей, выбора материалов из многообразия предложенных ресурсов, и соответственно организации процесса обучения, как это должно происходить при создании персональной среды обучения [2]. Тем не менее, процесс запущен, и за последние 10 лет количество программ развития образовательной деятельности неуклонно растет как на уровне высшего, так и среднего образования (например, проекты группы компаний VP GROUP и Blackboard [3])

В этой связи особенно ценным представляется опыт отдельных вузов. Так, кафедра русского и иностранных языков и литературы НИТУ «МИСиС» в рамках проекта по модернизации языковой подготовки внедрила модель смешанного обучения на базе технического бакалавриата. Кафедра РИЯЛ использует учебный комплекс Touchstone, разработанный издательством Кембриджского университета и сочетающий пособие для аудиторной работы и системы управления обучением (LMS), то есть расположенные в виртуальной среде электронные тренажеры и инструменты для групповой работы, позволяющие создавать виртуальное обучающее сообщество в пределах учебной языковой группы [4]. Преподаватели дисциплин профиля «Лингвистика» также активно используют смешанное обучение в своей работе [5].

Используемая модель смешанного обучения посредством электронной среды позволяет «задействовать более широкий спектр технических решений, включая аудио- и видео-тренажеры, что обеспечивает разнообразие заданий, придает им аутентичность и создает дополнительную мотивацию... Интерактивные инструменты (чаты, блоги, форумы, голосовые сообщения, вики) позволяют осуществлять общение с другими учащимися для выполнения отдельных заданий и комплексных проектов» [6]. Электронная система управления обучением позволяет студентам самим определять приоритетные области, темп и время обучения, самостоятельно выбирать соответствующие тренажеры, отслеживать прогресс и добиваться поставленных целей.

Хотелось бы также отметить потенциал информационно-образовательных платформ (Coursera, edX, etc.), объединяющих в себе курсы ведущих университетов мира (как пример получения актуальных технологических знаний), где предлагается широкий спектр направлений, как технических, так и гуманитарных. Использование ресурсов информационно-образовательных платформ (Coursera.org, edX, etc.) является ценным с нескольких точек зрения. Во-первых, курсы, предлагаемые различными зарубежными университетами, разработаны в соответствии с международными стандартами, давая возможность российским студентам получить представление об уровне знаний и собственно получить эти знания бесплатно. Лекции сопровождаются домашними заданиями и тестами, своевременная сдача которых обязательна для получения сертификата о прохождении курса.

Кроме того, при привлечении преподавателем таких ресурсов и «параллельном освоении» второго англоязычного курса по специальности студенты также отрабатывают другие компетенции: аналитические навыки, выделение релевантной информации, умение конспектировать и многое другое.

Во-вторых, такие курсы позволяют получить доступ к англоязычной речи: письменной и устной, зачастую речи носителя иностранного языка. Использование видео, аудио файлов, текстов и письменных заданий повышает уровень владения языком и активизирует лексику. При этом наличие текстов аудио-лекций позволяет студентам, испытывающим сложности с восприятием иностранного языка на слух, прочитать и при необходимости перевести со словарем непонятные отрывки текста.

В-третьих, курсы разработаны с опорой на самые разные технологии: видео, аудио, тесты, дополнительные ресурсы, форумы, что обогащает и дополняет аналогичные российские программы. Студенты имеют возможность не только общаться между собой, но и консультироваться и обращаться за разъяснениями к преподавателю курса.

Дополнительным преимуществом таких курсов является удобство пользователей в плане выполнения заданий в любое удобное время в течение оговоренного срока. Средняя продолжительность таких курсов составляет около 8-10 недель (около 3-4 внеаудиторных часов в неделю), что оптимально вписывается в структуру семестрового курса российских вузов. К сожалению, воспользоваться такими ресурсами можно только при удачном стечении обстоятельств и совпадении такого курса с программой ВУЗа или сохранении части материалов преподавателем в электронном виде. Так, в рамках магистерской программы «Теория коммуникации и международные связи с общественностью» НИТУ «МИСиС» при построении курса «Теория коммуникации» планируется использовать материалы курса Coursera.org «Introduction to Communication Science» [7].

Все большее количество высших учебных заведений создает курсы на основе разных платформ (Moodle, Blackboard и т.п ). Такие курсы необходимы для дистанционного обучения, однако могут эффективно использоваться и непосредственно в процессе преподавания. В Оренбургском государственном университете, например, использование системы электронного обучения Moodle закреплено Положением университета, утвержденным Ученым Советом. Данный документ описывает основные термины и определения, цели и направления применения системы, общий порядок использования и обеспечение процесса внедрения. При соответствующей методической помощи и информационно-программном обеспечении такие вузы быстро получат конкурентное преимущество, повышая качество образования и удовлетворяя спрос абитуриентов [8].

Безусловно, использование платформ дает качественно другой уровень преподавания, благодаря возможностям, заложенным технически (при условии, что сам преподаватель сможет курс выстроить и освоить). Так, для повышения уровня интерактивности обучения и качества самостоятельной работы обучающихся на факультете государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова осуществляется поддержка учебных взаимодействий на основе дистанционных образовательных технологий на платформе Moodle [9]. Для последующего создания курсов на платформе для студентов ФГУ, дистанционного обучения, а также обучения государственных служащих проводится соответствующее обучение преподавательского состава в рамках повышения квалификации.

Программы и курсы повышения квалификации для преподавателей, безусловно, необходимы, однако, сами по себе не могут обеспечить внедрения информационных технологий в учебный процесс. Например, Титова С.В. приводит набор необходимых преподавателю умений, составляющих ядро информационно-коммуникативных компетенций. В этот список входит умение создать свой учебный сайт, обучающий блог подкаст, использовать сервисы Веб 2.0, внедрять веб-проекты и е-потфолио в учебный процесс, пользоваться форумами и микроблогами и многое другое... [10].

Для того, чтобы не просто узнать о существовании таких технологий, а освоить их на уровне сформированных навыков, преподаватель высшей школы должен иметь поддержку во многих сферах. Процессом образования должны управлять компетентные специалисты, способные, например, провести тщательный анализ состояния рынка информационных технологий при выборе образовательных платформ [11], осуществить полномасштабный охват всей образовательной и административной деятельности учреждения с помощью информационных технологий. Это требует финансовых вложений, технологической базы, затрат времени и усилий, психологической и методологической готовности как преподавательского состава, так и самих студентов. Однако, в данном случае поговорка «цель оправдывает средства» уместна как никогда.

Список литературы

  1. Лапицкая О. Р. Реализация e-leaming на платформе WebCT (Blackboard) в обучении иностранным языкам в Томском политехническом университете. Молодой ученый, 2011. №4, Т.2. С. 105-107. http://www.moluch.ru/archive/27/2905/.
  2. Dr. Francois Victor Tochon. Online Instructional Personal Environment for Deep Language Learning. International Online Journal of Education and Teaching Vol.l, No. 2, 2014.
  3. Проекты группы компаний VP GROUP и Blackboard: http://www.vpgroup.ru/Portals/7/materials/VPGROUP-Blackboard_Leam-100000.pdf.
  4. Бондарева Л.В. Английский язык: практика иностранного языка: учебное пособие. М.: изд-во Дом МИСиС, 2013.
  5. Захарова М.С., Сухова Н.В. О роли смешанного обучения в дисциплине "Практическая фонетика". Доклад на ХЕШ Международной филологической конференции на филологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета, 2014.
  6. Бондарева Л.В. Английский язык: методика преподавания иностранных языков: учебно-методическое пособие. М.: изд- во Дом МИСиС, 2013. С.8.
  7. Dr. Rutger de Graaf, Massive Open Online Course «Introduction to Communication Science». University of Amsterdam. January 15,2014.. Курс будет повторно запущен 02.07.2014. https://www.coursera.Org/course/commsciencehttp://en.misis.ru/academics/programs/communications/
  8. Положение «Об использовании системы электронного обучения Moodle в образовательном процессе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет», 08.10.2012, http://moodle.osu.ru/pluginfile.php/4295/block_html/content/polojenie_po_moodle.pdf
  9. distant.spa.msu.ru
  10. Титова С.В. Информационно-коммуникационная компетенция педагогов и новые образовательные стандарты высшей школы. Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. Москва, МГУ, 2011. № 3, с.118-132, http://titova.ffl.msu.ru/portfolio/publicationsarticles.html.
  11. Michael Feldstein. Рынок open source LMS в образовательном секторе США, http://www.smart-edu.com/razvivayuschiysya- rynok-lms-michael-feldstein.html

Об авторе: МГУ имени М.В.Ломоносова, НИТУ «МИСиС»
Москва, Россия
lukanina@spa.msu.ru
Материалы международной конференции Sorucom 2014 (13-17 октября 2014)
Помещена в музей с разрешения авторов 26 июня 2015