Компьютер в тираже
Беседу вел А. Немов
На вопросы «Советский России» отвечает председатель Государственного комитета СССР по вычислительной технике и информатике Н.В. Горшков
– Николай Васильевич, в последнее время наша печать «пестрит» сообщениями о возможностях современных вычислительных машин. Вот одно из них. Во Франции создана супер-ЭВМ, на которой можно моделировать процессы, происходящие по всему земному шару. Точность прогноза погоды почти сто процентов. К сожалению, такие сообщения приходят к нам из-за рубежа. У нас ничего подобного нет…
– Я не соглашусь с таким категоричным выводом: «ничего подобного нет». В стране интенсивно ведутся работы по созданию техники, которая ни в чем не уступает зарубежной. О ней я еще скажу. Но в постановке проблемы вы правы. В целом по развитию и использованию вычислительной техники мы отстаем от передовых стран. Скажем, если брать супер-ЭВМ, то в мире уже действует больше сотни машин, быстродействие которых превышает миллиард операций в секунду. Мы же только к концу текущей пятилетки создадим серийную ЭВМ с быстродействием в миллиард. Отставание в классе супер-ЭВМ сейчас преодолевается, на это направлена специальная комплексная программа. Гораздо сложнее вывести отечественную вычислительную технику на мировой уровень по всем основным показателям – надежности, технологичности, экономичности. И вот здесь, оказывается, одних новых конструкторских, научных решений мало. Необходимы принципиально иные технологии, смена устаревшего оборудования в отраслях, да и сами отношения между «компьютерными» ведомствами и предприятиями должны строиться на новой основе.
В начале шестидесятых годов созданием вычислительной техники занималось параллельно несколько министерств. В рамках одной отрасли делалось практически все: и проект будущей машины, и электронная «начинка» к ней, и математическое обеспечение. Часто предприятиям приходилось заниматься больше несвойственным делом, организовывать в цехах в полном смысле слова натуральное хозяйство. Это затягивало сроки производства ЭВМ, сказывалось на их качестве.
Высокий технический уровень ЭВМ зависит от специализации предприятий. Министерства стали кооперироваться. Минэлектронпром взял на себя изделия электронной техники и микроэлектроники, Минрадиопром – «большие» ЭВМ и математическое обеспечение для них, Минприбор – управляющие вычислительные машины и программы для этого класса ЭВМ. Это был шаг вперед. Но лишь шаг. Почему? Потому что многие проблемы были не решены, а лишь обозначены. Не были преодолены ведомственные барьеры. Требовалась организация мощных опытных производств, часто межотраслевых, создание целой индустрии программного обеспечения. Наконец, учитывая широкое распространение вычислительных машин, необходимо было позаботиться и об их пользователях – открыть службу сервиса. Постепенно становилось ясно, что задача компьютеризации страны по своим масштабам сравнима с решением национальной задачи, подобно созданию атомной или космической индустрии. И для этого необходимо не только увеличение вложений в это направление научно-технического прогресса, но и новые формы концентрации и кооперации сил, создание новой инфраструктуры. Чтобы направлять развитие отраслей, научных организаций, которые участвуют в создании вычислительной техники, сделать производство и использование ЭВМ действительно массовым, эффективным, и создан Государственный комитет СССР по вычислительной технике и информатике.
Как известно, предупредить ошибку легче, чем ее потом исправлять, поэтому одна из главных задач, которую пришлось решать сразу, – активное участие комитета в составлении технических заданий на разработку новых компьютеров и периферийных устройств. Необходимо объективно заложить в будущую ЭВМ высокие параметры: технические, эксплуатационные… Мы провели анализ многих разработок, часть из них забраковали – в них заранее закладывалось отставание. С июля этого года вступил в действие государственный стандарт на новый класс ЭВМ – персональные компьютеры, который определил перспективные требования по важнейшим характеристикам для них. К сожалению, сегодня большинство выпускаемых машин этого класса не соответствует ГОСТу по некоторым параметрам: весу, энергопотреблению, надежности. Исходя из объективных условий, их производство мы были вынуждены разрешить до начала 1989 года, так, чтобы потом выпускать только те, которые соответствуют требованиям мирового уровня. Замечу при этом, что и сам государственный стандарт не останется «законом», принятым раз и навсегда. Он будет поэтапно «обновляться» с учетом достижений научно-технического прогресса, требований «рынка» применения.
Сейчас уже обозначился и комплекс первоочередных мероприятий, необходимых для ускоренного создания прогрессивной техники. Это повышение качества исходных материалов для изделий электроники и самой вычислительной техники, создание специализированных производственных линий, контрольно-испытательного оборудования, строительство новых заводов со «сверхчистыми» условиями производства…
Серьезный резерв повышения качества ЭВМ – система «тренинга» готовых машин. При налаженном термо- и электропрогоне готовой техники удается выявить до 90 процентов некондиционных деталей. Этот подход позволил увеличить надежность новых машин ЕС-1061 и ЕС-1046 вдвое. Система «тренинга» применяется и при производстве персональных ЭВМ – ЕС-1840, ЕС-1841 и других перспективных моделей. Это позволит к концу пятилетки довести их надежность до 10 тысяч часов. Но мировая практика достигла сегодня на некоторых ЭВМ уровня уже десятков тысяч часов работы до первого отказа. Так что перед «компьютерной» индустрией стоят непростые задачи.
– Николай Васильевич, из сказанного вами видно, что путь к ЭВМ мирового уровня труден и требует значительных материальных и интеллектуальных затрат. Но, знаете, настораживает одно обстоятельство. В редакционной почте встречаются письма, в которых читатель приводят многочисленные примеры нерационального использования вычислительной техники. Часто, истратив на приобретения ЭВМ сотни тысяч рублей, НИИ и КБ превращают ее в большой «арифмометр» для расчета заработной платы, используют не больше часа в день. При таком подходе новая техника никогда не окупится…
– Мы провели анализ использования вычислительной техники в стране. И, скажу честно, картина открылась неутешительная. Машины высокой производительности должны быть загружены не менее 20 часов в сутки, на практике этот норматив на треть не выполняется, ЭВМ среднего класса вместо 15 часов работает на 4 часа меньше. В Минпросе, Минстройматериалов и Минцветмете СССР вычислительные комплексы и «большие» ЭВМ загружают не больше десяти часов в сутки. И это при острейшем дефиците ЭВМ!
Расчеты показывают, что перевод всех вычислительных центров, отдельных ЭВМ в организациях на двухсменный режим работы позволит увеличить наши «компьютерные» ресурсы почти в два раза. Это важное направление деятельности комитета. Каким путем мы пошли? Сейчас по всей стране создана сеть объединений по обслуживанию и ремонту вычислительной техники. Установка ЭВМ, ее обслуживание и ремонт будут теперь осуществляться централизованно. Это снимет «головную боль» у руководителей многих организаций. Им не придется искать специалистов, чтобы запустить машину, бегать в поисках запчастей. Эти заботы лягут на плечи регионального объединения с целым комплексом специализированных предприятий. С другой стороны – объединениям дано право анализировать, как используется установленная вычислительная техника и в случае необходимости делать представления в Советы Министров республик, облисполкомы, Госкомитет по вычислительной технике и информатике. В ряде регионов такая работа уже началась.
– Несмотря на значительное вложение средств в «компьютерную» индустрию страны, как я понимаю, сиюминутной отдачи все-таки не будет – выпуск ЭВМ будет наращиваться постепенно, ведь приходится создавать слишком сложную технику. Но как изменить ситуацию уже сегодня?
– Об одном из путей решения проблемы я уже сказал – эффективнее использовать то, что имеем. Кроме этого, необходимо расширить сеть вычислительных центров коллективного пользования, которые позволят и мелким организациям иметь доступ к ЭВМ.
Чтобы приблизить компьютеры не только к предприятиям, но и к самым широким слоям населения, мы пошли на эксперимент. В Москве создано три хозрасчетных центра информатики, до конца года они получат «прописку» еще в двадцати городах страны. В таких центрах любой подготовленный человек имеет возможность вступить в диалог с персональной ЭВМ. Этот подход будем развивать и дальше.
Мы постарались участь потребности всех групп населения. Дошкольники могут «поработать» на компьютерах с игровыми программами. Школьникам предлагается вариант «общения» с ЭВМ уже посложнее. Пользуясь услугами специалистов Центра информатики, они могут освоить языки программирования, выполнить школьные задания по математике или физике. Для студентов, аспирантов, научных работников имеется уже класс персональных ЭВМ, оснащенных необходимой периферией, например, ЕС-1840, «Электроника-85». С их помощью можно быстро провести расчеты, научные изыскания. Кроме этого, в центре проводится обучение работе на других видах ЭВМ, предоставляются напрокат и имеются в продаже программные средства. Предполагается приобретать интересные программы и у населения.
Поскольку центры информатики хозрасчетные, то пользование вычислительной техникой платное. Использование ЕС-1840, «Электроники-85» рентабельно уже при цене 3 рубля за час работы. Менее мощные компьютеры, например, БК 0010 или «Микроша» с комплектом игровых программ окупятся и за 75 копеек в час. Как видите, цена доступная.
– Николай Васильевич, раз уж зашла речь о персональных компьютерах, то как обстоят дела с их выпуском?
– Сначала несколько слов о том, что мы имеем. Сейчас наша страна располагает примерно ста тысячами персональных ЭВМ. Для примера – в США их ежегодный выпуск 5-6 миллионов.
Так сколько же все-таки надо иметь этих компьютеров? Согласно аналитическим расчетам, чтобы обеспечить ускоренное развитие экономики, эффективнее решать задачи образования, стране необходимо около 20-25 миллионов таких машин. Мы считаем, что половина из них должна находиться в сфере образования (школы, ПТУ, вузы), другая часть использоваться профессионально. Около 8 миллионов компьютеров необходимо для инженеров и экономистов, более 2 миллионов высокопроизводительных машин – для автоматизированных систем проектирования.
Сейчас мы выпускаем в год около сотни тысяч «персоналок». При этом производство разворачивается так, чтобы в начале следующей пятилетки мы ежегодно выпускали их более миллиона штук. Насытить рынок страны планируем в XIV пятилетке.
– Как известно, с ростом парка и сфер применения все большая часть стоимости вычислительной техники приходится на создание программного обеспечения, без которого ЭВМ лишь «электронные шкафы». Не слишком ли мы много внимания уделяем именно аппаратуре, закрыв глаза на проблемы программирования?
– Мы действительно довольно долго страдали этой «болезнью». Даже сам термин «программный продукт» вызывал у многих экономистов, плановиков бурный протест. Разве можно, говорили они, считать продуктом то, что написано на бумаге и что нельзя измерить килограммами, километрами, литрами? Отрицание программ как «товара», невозможность их продажи и обеспечение широкого распространения привели к тому, что в недрах многих министерств, сотнях НИИ и КБ разрабатывались тысячи разнообразных программ для решения практически одинаковых задач.
Согласно данным Госфонда алгоритмов и программ, у нас в стране зарегистрировано 138 тысяч программ. Тогда как, по нашим оценкам, необходимо иметь всего около 5000 программ базового, межотраслевого характера и приблизительно еще сто в каждой отрасли, исходя из ее специфики. Если бы в свое время была поставлена задача такой комплект программ создать, превратив его в продукт, который можно тиражировать, распространять, обследовать, вносить изменения, то нам бы не потребовалась такая армия программистов. А ведь их в стране почти триста тысяч.
Сейчас развернута большая работа по систематизации программной индустрии. Принято решение – разработки межотраслевого значения собрать в рамках Госкомитета по вычислительной технике и информатике. У нас их уже свыше трехсот. Этот класс программ будет изготавливаться промышленным способом, поставляться потребителям через заводы – изготовители ЭВМ и региональную сеть предприятий Госкомитета. В отраслях будут созданы специальные фонды программ.
Начиная с 1988 года комитет начнет выпускать общесоюзный каталог разработанных программных продуктов. Это заметно облегчит подбор пользователям необходимого математического обеспечения. Из каталогов можно будет узнать назначения программы, к какой машине она относится. Где и за сколько можно ее приобрести.
Информацию к размещению в виртуальном музее подготовили Понарин О., Фёдорова А., г. Брест
24 октября 2015