120 лет со дня рождения Олега Владимировича Лосева

Олег Владимирович Лосев (1903-1942)

В мае исполняется 120 лет со дня рождения Олега Владимировича Лосева (1903 – 1942) – советского физика и изобретателя, кандидата физико-математических наук (1938), первопроходца отечественной полупроводниковой электроники, изобретателя кристадина, автора первого в мире патента на «световое реле» (прототипа светодиода).

М.А. Бонч-Бруевич.

Тогда НРЛ фактически стала первым в стране научно-исследовательским институтом радиотехники и электроники. Работая под руководством профессора В.К. Лебединского, у Лосева были большие возможности по проведению научных экспериментов. Он начал успешно экспериментировать с кристаллическими детекторами и сделал ряд открытий нобелевского калибра – от генерации радиосигналов до электролюминисценции полупроводников.

В 1922 году он обнаружил у некоторых полупроводников (цинкита и других) способность генерировать электрические колебания высокой частоты. На основе этого явления он построил полупроводниковый регенеративный, а затем и гетеродинный приемники, получившие широкую известность в радиолюбительской практике. В усовершенствованном приёмнике ему удалось получить 15-кратное усиление.

После визита немецких радиотехников в НРЛ в декабре 1923 года труды Лосева стали известными за границей. Там за регенеративным приёмником Лосева закрепилось название «Кристадин». Оно было придумано во Франции, но впоследствии стало общепринятым и в СССР. Лосев получил несколько патентов на способ изготовления детектора и способы его применения.

В 1925 – 1926 годах он открыл и изучил явление преобразования в нелинейных двухполюсниках сигнала одной частоты в сигналы другой частоты с любым отношением частот. В 1927-м обнаружил свечение генерирующего полупроводникового кристалла карборунда («свечение Лосева»). Лосев изучил также фотоэлектрический эффект в полупроводниках и предложил новый способ изготовления фотоэлементов.

За время работы в НРЛ с 1920 по 1928 год лаборант Лосев опубликовал 19 научных статей и получил 10 патентов и авторских свидетельств.

В 1928 году Высший совет народного хозяйства (ВСХН) СССР постановил передать НРЛ в состав Центральной радиолаборатории Треста заводов слабого тока. Сотрудникам Нижегородской радиолаборатории было предложено переехать в Ленинград или перейти на другую работу.

Лосев переезжает в Ленинград вместе со своими коллегами, новое место его работы -- вакуум-физико-техническая лаборатория в здании ЦРЛ на Каменном острове. Тематика его работы — изучение полупроводниковых кристаллов. Часть экспериментов Лосев проводит в лабораториях Физико-технического института по разрешению его руководителя А.Ф. Иоффе.

Из-за того, что тематика его исследований стала отличаться от тематики исследований лаборатории, перед Лосевым встал выбор – либо заниматься исследованиями по темам лаборатории, либо покинуть институт. Он выбирает второй вариант.

В 1937 году Лосев устраивается на преподавательскую работу в 1-й Ленинградский медицинский институт им. академика И.П. Павлова.. По настоянию друзей он подготовил и передал в совет Ленинградского индустриального института (ныне – Санкт-Петербургский государственный политехнический университет) список документов для присуждения ему учёной степени. Он включал 21 статью и 12 авторских свидетельств

25 июня 1938 года А.Ф. Иоффе представил поданные Лосевым работы учёному совету на заседании инженерно-физического факультета института. По результатам заключения учёный совет Индустриального института присвоил О.В. Лосеву учёную степень кандидата физико-математических наук без защиты диссертации.

Олег Лосев умер в январе 1942 года от голода в блокадном Ленинграде. Последней его работой была конструкция прибора для обнаружения металлических предметов в ранах. О.В. Лосевым опубликовано 48 научных работ и патентов.

В полной мере значение работ Лосева, их новизна и революционность стали ясны только в 50-е годы прошлого века.

Об авторе: Ведущий раздела "Связь" Виртуального компьютерного музея.
Статья публиковалась в IT-Weekly 07.05.2023