Рамиль Альварес Хосе

Рамиль Альварес Хосе

Рамиль Альварес Хосе (Пепе по метрикам: Пепе – уменьшительное от Хосе) родился 3 июня 1940 г. в селе Тишково Пушкинского р-на Московской обл.

Мать Альварес Фернандес Мария Анхелика (родилась в Астурии в 1919 г.) приехала в СССР в 1937 г. воспитательницей в детском доме №1 для испанских детей, вывезенных из Астурии во время гражданской войны в Испании.

Отец Рамиль Чека Хосе (родился в Валенсии 1914 г.), был членом Компартии Испании. В 1936-39 гг. он сражался в республиканской армии, после гражданской войны попал в концлагерь во Франции и с помощью Международного Красного Креста приехал в СССР.

Родители Хосе познакомился уже в Москве. В 1941 г. детдом эвакуировали в Саратовскую обл., а из эвакуации детдом вернулся в 1944 г. в Болшево. Сразу после Великой Отечественной войны отца отправили на подпольную работу в Испанию.

В 1946 г.мама заболела и Хосе три месяца находился в Ивановском интернациональном детдоме (Интердом). В 1948 г. Мария Анхелика снова попала в больницу и завхоз детского дома взял Хосе на воспитание и впоследствии, в 1951 г., официально оформил опекунство.

В 1953 г. Хосе отвезли в Интердом. Он оказался способным учеником, особенно по математике: в 8-м классе занял второе место на Ивановской областной математической олимпиаде, а в 9-ом оказался единственным прошедшим во второй тур, поэтому его присоединили к десятиклассникам. После 7-го класса Хосе был послан в Артек, где был избран председателем совет дружины Нижнего лагеря. Их школа находилась на улице, позднее названной Нормандия-Неман в честь знаменитой французской эскадрильи формировавшейся в годы войны там, на северном аэродроме в Иваново.

В 1957 г. Хосе окончил среднюю школу с золотой медалью и поступил в Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, на механико-математический факультет. Начиная с 3 курса, учился на кафедре вычислительной математики на семинаре Е.А. Жоголева. Во время его учёбы в ВЦ МГУ была создана знаменитая троичная ЭВМ “Сетунь”, первая в мире троичная машина. С троичными компьютерами творческий путь Рамиля Альвареса оказался связанным на многие годы. Летом 1962 г. Окончил учебу в университете и в феврале 1963 г. по приглашению Жоголева он был зачислен в штат ВЦ МГУ в группы программирования ЭВМ «Сетунь».

Хосе рассказывает:

Связи с некоторыми изменениями в «Сетуни» мне надо было внести корректировки в подпрограмму вычисления определёнными интегралами, разработанной ранее Франком Л.С. Были обнаружены неточности в программе, исправления которых привели к модификации алгоритма. В 1963-64 гг. участвовал в разработке для «Сетуни» системы автоматического кодирования ПОЛИЗ 64.

С 1966 по 1968 гг. Рамиль Альварес в командировке (по линии Испанской компартии) на Кубу. Это была инициатива Фиделя Кастро, пригласившего технических специалистов – испанцев. Основным местом работы Хосе была Группа исследования операций при Министерстве пищевой промышленности в, 1967/68 учебном году он прочитал первый курс по программированию в Гаванском университете.

По возвращению с Кубы вернулся в группу Жоголева. К апрелю 1970 г. в проблемной лаборатории ЭВМ была разработана под руководством Н.П. Брусенцова и Жоголева новая троичная ЭВМ «Сетунь 70», машинным языком которой был ПОЛИЗ с суффиксной записью: операнды записывались в арифметический стек, а операции выполнялись над аргументами из стека, результаты помещались в стек. Несмотря на положительный опыт “Сетуни”, серийно выпускавшейся с 1961 по 1965 г. (50 машин), Брусенцову было сказано, что университет не место для разработки ЭВМ, и по совету заведующего кафедрой МВТУ Анисимова Б.В. лаборатория начала исследования по применению «Сетуни 70» для обучения с помощью компьютеров. В 1971 г. Брусенцов предложил мне перейти в его лабораторию и заняться разработкой программного обеспечения «Сетуни 70». Изучив результаты пятилетнего тестирования в США популярных систем обучения PLATO IV и TICCIT, в основу нашей системы, названной «Наставник», было решено положить принцип «книга + компьютер»: учебным материалом была особенным образом организованная книга, а компьютер для достижении требуемой степени усвоения материала управлял подачей материала и заданием упражнений и пояснениями на ошибочные ответы. В 1972-1973 гг. был разработан и реализован стартовый вариант системы «Наставник», позднее названный подсистемой «Обучение». 1 марта 1974 г. первые две группы 3-го курса ВМК прошли на «Наставнике» подготовленный профессором Н.С.Бахваловым автоматизированный коллоквиум по курсу «Численные методы». Выставленные лектором по протоколам оценки были подтверждены на экзамене в летнюю сессию.

В эти годы мы узнали о методе структурированного программирования, который предложил Д. Дейкстра, и стали его применять при разработке программ, но операции «Сетуни 70» не позволяли повысить эффективность разработки и отладки программ. Решением стала аппаратная реализация операций структурированного программирования с введением стека возвратов и префиксной формой трех операций: выполнение подпрограммы, выбор одной из трёх подпрограмм в зависимости значения вершины арифметического стека (меньше, равно или больше нуля) и циклическое выполнение подпрограммы, если значение вершины арифметического стека не нуль. В результате программ разбивались на хорошо структурированные процедуры небольшого размера, что позволяло хорошо их обозревать и в следствии этого легко отлаживать и модифицировать. Префиксная форма новых команд существенно уменьшило число требуемых констант. В результате трудоёмкость создания и отладки программ сократилась в 5-7 раз.

В 1975 г. Была реализована модернизация «Сетуни 70» базовое программное оснащение машины и подсистемы «Обучения». В 1976 г. на основе опыта проведения коллоквиумов была разработана и реализована специальная компонента, названная подсистемой «Экзамен», с возможностью численных ответов до 4 цифр. Коллоквиумы по курсу «Численные методы» проводились до 1982 г., ежегодно 150 студентов. В это время был подготовлен учебный материал по языку Фортран. Весной 1978г. комиссия факультета провела приемку системы и было принято решение обучении на «Наставнике» студентов 2-го курса языку Базисный Фортран. В новом здание факультета был оборудован терминальный класс и сентября начались занятия. При двухразовых занятиях в неделю осваивали Фортран за 3-4 недели, после чего выполняли задание в практикуме по программированию. До 1986 через класс «Наставник» прошли обучение Фортрану более трёх тысяч студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников факультетов МГУ и сторонних организации.

В 1979 г. аппаратура системы «Наставник» использовалась для автоматизированной диагностики цветового зрения. К «Сетуни 70» был подключен цветной телевизор с возможностью выдачи на его экран различных цветов. На экран последовательно выдавались случайно выбранные два цвета и испытуемый должен был оценить степень различия их. Результаты тестирования обрабатывались на большой ЭВМ. Работа проводилась совместно с кафедрой психофизиологии факультета психологии МГУ.

В 1979-1983 гг. программное оснащение микрокомпьютерной системы «Наставник» для серийно выпускавшегося компьютера «Электроника НЦ-04» было реализовано в диалоговой системе структурированного программирования (ДССП), легко переносимой на компьютеры различной архитектуры.

Весной 1983 г. для тестирования с использованием системы «Наставник» была разработана подсистема «Тест» и в августе было проведено тестирование для оценки знания английского языка поступивших на 1-й курс факультета при формирования однородных учебных групп. Первые два года проводилось сравнение результатов тестирования автоматизированного и преподавателями.

В июне1986 г. «Сетунь 70» была отключена и класс «Наставника» подключен к ДВК-2, на которую было перенесено программное оснащение системы «Наставник». Одновременно была введена возможность записи протоколов занятий (архивов) на магнитную дискетку и их обработки для получения характеристики учащихся и учебных материалов.

3 Июня 2020