Как начиналось обучение на факультете Автоматики и вычислительной техники МЭИ с его созданием в 1958 году

Как начиналось обучение на факультете Автоматики и вычислительной техники МЭИ с его созданием в 1958 году

В 1957 году после успешного запуска в СССР искусственного спутника Земли поутихли нападки на кибернетику как «лженауку». У руководства страны проявилась необходимость создания высокопроизводительной вычислительной техники, которая могла быть использована не только в космической области, но и в других отраслях науки и техники. Поэтому весной 1958 года было принято решение о создании в МЭИ нового факультета Автоматики и вычислительной техники (АВТФ) и о наборе на кафедру Вычислительной техники 50 студентов на специальность «Математические и счетно-решающие приборы и устройства». На вновь образованные вакантные места были отобраны абитуриенты, которые не прошли по конкурсу на факультеты АВТ и электронной техники, и получившие на вступительных экзаменах отметки не ниже четверок (следует отметить, что конкурс в тот год был около 10 человек на место). И вот автор этой статьи 10 ноября 1958 года, получил письмо из МЭИ о том, что он зачислен студентом.

В первом учебном году занятия проходили очень интенсивно, надо было за 7.5 месяцев пройти программу 10 месяцев первого курса. Тем более, что главными дисциплинами были высшая математика и физика. По первой на практическом занятии было изучение логарифмической линейки, основного счетного устройства инженеров того времени. Теперь с таким устройством можно ознакомиться только в специализированном музее. А мы в последующие годы использовали её не только на занятиях, но и при подготовке домашних заданий.

На втором курсе появились такие предметы как теоретическая механика, а затем сопротивление материалов. У студентов была такая прибаутка «сдал термех, можешь влюбиться, сдал сопромат, можешь жениться». Появилась такая дисциплина как теоретические основы электротехники (ТОЭ), которую читал профессор К. Поливанов. Это был профессионал своего дела. Он так увлеченно рассказывал, быстро рисуя формулы на движущейся доске, что мы с трудом успевали переписывать их себе в тетрадь. Заканчивая лекцию, он уходил весь перепачканный мелом. Расчеты электрических цепей были очень сложными, и мы использовали для их реализации не только логарифмические линейки, но и мощные механические арифмометры Феликс, которые размещались в специальных классах. И это было второе счетное устройство, с которым мы познакомились в институте. В начале семестра комсомольская организация каждой группы должна была составить план работы на семестр. Ну и конечно каждый год группа участвовала в коммунистическом субботнике перед днём рождения В.И. Ленина. На фотографии студенты группы А-6-58 сажают липы вдоль корпуса А.

студенты группы А-6-58 МЭИ сажают липы вдоль корпуса А. Материалы Виртуального Компьютерного Музея.

Студенты группы А-6-58 сажают липы вдоль корпуса А

А наиболее тяжелой «общественной» работой было дежурство группы по институту. В эти годы, с целью экономии средств, работы в раздевалках и уборка помещений возлагались на студентов. Раз в семестр группа выполняла либо уборку аудиторий, для этого надо было рано утром до занятий получить вёдра, тряпки, сделать мокрую уборку всех аудиторий факультета, сдать этот инвентарь и идти на занятия вместе со всеми. Либо надо было работать гардеробщиками. Для этого надо было тоже приехать рано, занять выделенные места по всему институту и не отлучаться со своего места, так как руководство института постоянно следило за этим. Эта работа была тяжела и тем, что большинство зимой ходило в тяжелых пальто (легких курток тогда не было), и тем, что дежурства были с самого утра и до позднего вечера, так как у вечерников последний звонок был в 22 часа.

Весной, вместо учебной практики, нас вывозили на стройку Московской кольцевой автомобильной дороги. В районе пересечения с Горьковским шоссе нам поручили укладывать дёрн на откосах дороги. Работа состояла в том, что надо было на ближайшем поле лопатой снять кусок дерна, принести его в руках на место и прибить палочками к основе откоса. Так мы стали участниками этой грандиозной стройки.

На третьем курсе появились дисциплины учебного плана, которые уже каким-то образом относились к нашей специальности. Среди студентов велась массированная пропаганда различных научных направлений, которые велись на нашей кафедре вычислительной техники и студенческом конструкторском бюро (СКБ) МЭИ. Последнее было основано доцентом кафедры автоматики Ю.Н. Кушелевым, известного в стране как изобретателя устройства автоматизированного контроля знаний (КАКТУС). Многие студенты, в том числе и из нашей группы пошли туда заниматься Научно-Исследовательской Работой (НИР). После небольшой беседы нам поручили мотать ферритовые сердечники и отбраковывать дискретные компоненты с помощью тестера. Так мы впервые познакомились с деталями счётно-решающих устройств.

В апреле случилось космическое событие запуск Юрия Гагарина в космос. Я сидел в библиотеке МЭИ, работая над курсовым проектом. Вдруг библиотекарь громко объявил, что по радио было заявление ТАСС о запуске в космос человека в СССР. До этого уже были запуски в космос собак, но про человека еще никто ничего не говорил, поэтому сначала все оторопели. Через несколько мгновений все всё побросали и побежали на улицу. Было состояние эйфории. Стали готовиться к демонстрации, поскольку пошел слух, что Гагарина будут приветствовать на Красной площади. Транспорт в это день 14 апреля не ходил, так как улицы были запружены народом. Подготовка к демонстрации заключалась в том, что от руки писали самые простые призывы, например, «даешь космос». Собирались у МЭИ на Красноказарменной улице. Трамваи стояли там, где их застали массы народа, вышедшие на улицы. Шли до Красной площади очень долго, часто останавливаясь, так как народу стекалось очень много со всех направлений Москвы. Все были возбуждены, кричали лозунги, пели.

Встреча Гагарина после полета. ...Было состояние эйфории ... ...Все были возбуждены, кричали лозунги, пели.... Материалы Виртуального Компьютерного Музея. Встреча Гагарина после полета. ...Было состояние эйфории ... ...Все были возбуждены, кричали лозунги, пели.... Материалы Виртуального Компьютерного Музея.

Встреча Гагарина после полета. ...Было состояние эйфории ... ...Все были возбуждены, кричали лозунги, пели...

Ну и конечно, в качестве уникального события, нужно отметить вечер поэзии, который состоялся в МЭИ. Начинались 60-е годы, интерес к творчеству Визбора, Окуджавы и тогда молодых поэтов Вознесенского, Евтушенко, Рождественского, Ахмадуллиной и других был чрезвычайно высок. Впоследствии, родилось название для этих выдающихся поэтов «Шестидесятники». Ребята ездили по домам и приглашали известных поэтов, которые безвозмездно, безо всяких оговорок приехали к нам и в Большом актовом зале, переполненном до отказа, читали свои стихи. Особенным успехом пользовался Б. Окуджава. Некоторые ребята приносили огромные магнитофоны, но записи получались с большими огрехами. Ну а потом, собирались в общежитии и пели под гитару песни, стихи которых переписывали себе в записную книжку. Через несколько исполнений пели уже без подсматривания в эту книжку.

Студенты группы А-6-58 поют новые песни под гитару. Материалы Виртуального Компьютерного Музея.

Студенты группы А-6-58 поют новые песни под гитару

Весенняя сессия на третьем курсе была раньше обычного, так как в июне по плану у нас была производственная практика. Большая группа студентов проходила её на заводе Счётно-аналитических машин (САМ) в Москве. В те годы этот завод выпускал ламповые вычислительные машины М-20, на операций в секунду, производство было закрытым, поэтому предварительно был оформлен по первому отделу соответствующий допуск. Руководила практикой преподаватель Барабанова Галина Кирилловна. Она организовала экскурсии по цехам завода, так, что мы увидели весь цикла производства машин. Третий курс закончился тем, что мы впервые увидели настоящую вычислительную машину.

Студенты группы А-6-58 поют новые песни под гитару. Материалы Виртуального Компьютерного Музея.

На фото члены СКБ ВТ студенты 5-го курса – С. Цветаев, В.Н. Фальк, В.А. Мескатинов, И.А. Кузьмин, В.А. Горбатов и студенты 4- го курса И.И. Ладыгин, Г.Л. Кемельмахер обсуждают схему создаваемого прибора (1961 г.)

Четвертый и пятый курсы были посвящены уже дисциплинам непосредственно связанным с выбранной специальностью. Наконец, впервые удалось поработать на цифровой вычислительной машине, которая появилась на кафедре вычислительной техники Урал-1. Это ламповая машина, производительностью 100 операций в секунду с ручным вводом программы, написанной в кодах команд машины и выводом результатов на 16-ти миллиметровую целлулоидную пленку в виде отверстий на ней. Сейчас такая машина стоит в Политехническом музее в качестве экспоната.

Самым эффективным методом освоения вопросов специальности была работа студентов в научной группе под руководством А.Г. Шигина. Участники этой группы, в основном студенты старших курсов, дипломники и только что закончившие институт инженеры, не только приобщались к практическим навыкам разработки и своими руками «паянию» приборов, но и обсуждению самых, на тот период времени, животрепещущих проблем создания вычислительной техники. Именно в таких обсуждениях и родилась идея создания собственными силами, с оригинальной на тот период архитектурой, ЭВМ, которая и была воплощена в жизнь в 1965 году.

Особенным делом была военная подготовка на военной кафедре. Несмотря на то, что нас начали учить материальной части, как зенитных ракет С-75 (такой ракетой был сбит американский самолет-разведчик Пауэрса), так и контрольно-испытательной передвижной станции (КИПС), все преподаватели ходили в форме авиаторов. Материалы занятий мы заносили в секретные перенумерованные тетради, которые хранились в специальном ящике и, который из первого отдела мог взять только староста группы. Эти занятия дали нам возможность не только разобраться в деталях конкретных электронных схем, но и в важности и результативной законченности проектирования систем управления сложными объектами.

Самым запоминаемым за всё время обучения в институте было прохождение лагерных сборов в рамках военной подготовки. Они состоялись в Мингечаурском районе в Азербайджане. Нас сопровождали преподаватели военной кафедры института полковник Воронин и капитан Волкоедов. Ехали мы туда на пассажирском поезде в общем вагоне, сначала до Батуми, затем местным поездом до Тбисиси, а далее на электричке до Мингечаура. Там нас усадили в кузова с лавками для сидений в огромные грузовики КРАЗы и повезли уже по выжженной солнцем равнине Закавказья, где далеко на севере просматривались горы Кавказа. Жара была жуткой. После приезда помылись в бане, и нам была выдана южная форма сапоги кирзовые солдатские, портянки, брюки голифе, ремень, гимнастерка с отложным воротником и панама. Надо сказать, что многие из нас потом захватили панаму домой и мы ещё долго ходили с ней в походы.

Студенты группы А-6-58 на военных сборах. Удивительно, но факт – первый слева Е. Румянцев, крайний справа В. Степанов, в последующем одни из основных разработчиков вы- числительного комплекса в системе ПВО С-300. Второй слева Р. Назьмов в будущем генеральный конструктор бортовых вычислительных комплексов ракетных систем, в том числе космического корабля Буран. Третий слева Н. Геништа участник разработки под руководством М.А. Карцева суперЭВМ М-10, предназначенной для обработки данных в системе ПВО. Материалы Виртуального Компьютерного Музея.

Студенты группы А-6-58 на военных сборах. Удивительно, но факт – первый слева Е. Румянцев, крайний справа В. Степанов, в последующем одни из основных разработчиков вы- числительного комплекса в системе ПВО С-300. Второй слева Р. Назьмов в будущем генеральный конструктор бортовых вычислительных комплексов ракетных систем, в том числе космического корабля Буран. Третий слева Н. Геништа участник разработки под руководством М.А. Карцева суперЭВМ М-10, предназначенной для обработки данных в системе ПВО.

Для житья надо было установить брезентовые палатки на 4 койки и окопать их канавой. Начальник дивизиона приказал вырыть канаву глубиной на штык и тщательно проверял работу, заставляя исправить изъяны. Надо сказать, что этот дивизион противовоздушной обороны (ПВО) находился не так далеко от границы с Ираном и Ираком. А в те годы СССР противостоял так называемый Багдадский пакт во главе с США. И как только там с аэродромов поднимались самолеты, в дивизионе звучал сигнал боевой тревоги. Поэтому нам сразу же рассказали о том, куда мы должны бежать и прятаться. Эти сборы дали нам возможность на практике освоить навыки несения службы в системе противовоздушной обороны и прочувствовать все тяготы такой службы.

Навыки проектирования средств отечественной вычислительной техники каждый из студентов получал в процессе выполнения преддипломной практики и дипломного проектирования на предприятиях по распределению, которое проходило в конце пятого курса обучения. После защиты дипломных проектов часть выпускников кафедры вычислительной техники первого приёма студентов на АВТФ 1958 года представлена на ниже приведенной фотографии во главе с деканом факультета АВТ А.В. Нетушилом.

Часть выпускников кафедры вычисли- тельной техники первого приёма студентов на АВТФ 1958 года во главе с деканом факультета АВТ А.В. Нетушилом.. Материалы Виртуального Компьютерного Музея.

Часть выпускников кафедры вычислительной техники первого приёма студентов на АВТФ 1958 года во главе с деканом факультета АВТ А.В. Нетушилом.


Об авторе: Проф. АВТИ;
доцент каф. ВМСС, к.т.н. (гр. ВС-4-54)

Статья публиковалась в журнале "Энергетик" №11 (3407)
Помещена в музей с разрешения автора 6 ноября 2019