5.2. Незабываемые встречи

5.2. Незабываемые встречи

После окончания аспирантуры в НИИ физиологии и патофизиологии АМН СССР и защиты кандидатской диссертации по проблемам физиологии и биофизики, я в 1965г. был приглашён на работу в лабораторию известного учёного в п/я 2014 (НИИФП) Р.А. Дуриняну. На собеседовании я встретился с директором института В.И. Стафеевым, его заместителем по науке Д.И. Юдицким и начальником отдела С.В. Айрапетянцем. Беседа была непродолжительной, конкретной и доброжелательной. Я почувствовал, что беседовал с крупными учёными, чётко представляющими важность поставленных перед ними задач и, видимо, отлично знающих, как их надо решать. В дальнейшем, мои первые впечатления оказались абсолютно верными.

С первого же дня встречи Давлет Исламович произвел на меня неизгладимое впечатление. Это был поистине красивый человек, высокого роста, прекрасного телосложения. Выразительное лицо с ясными блестящими глазами из-под больших четырёхугольных очков отражали силу и мощь ума, твёрдый и властный характер.

В институте я сразу проникся жизнерадостной рабочей атмосферой полной уверенности в решении актуальных научных проблем. Руководство института создало эффективную академическую обстановку, финансово и технически обеспеченную всем необходимым для плодотворного и многостороннего решения задач в области вычислительной техники. В связи с этим, очень важным было то обстоятельство, что в институте были представлены молодые специалисты разных школ и разных научных профилей физики, химии, биологи, математики, инженеры, конструкторы. Прекрасный повод для бурных научных дискуссий, а в дискуссиях, как известно, “рождается истина”.

В процессе работы мне посчастливилось неоднократно беседовать с Давлетом Исламовичем. Он был очень занят и, естественно, проблемы разработки и внедрения современных быстродействующих ЭВМ в 1960-70 годы были главной доминантой в мыслях и делах главного конструктора. Однако, он находил время для нетривиальных бесед. Так, его живо интересовали вопросы тонкой конструкции и функций головного мозга, вопросы интеграции функций нервных клеток в когнитивной деятельности мозга. Однажды я ему рассказывал, как, по современным представлениям, работает межклеточный контакт-синапс. Особенно его интересовали проблемы памяти, как мозг кодирует, хранит и декодирует полученную извне информацию. Его волновали вопросы математического и физического моделирования функции нервных клеток и мозга в целом, но я не думаю, что в практическом смысле он им придавал серьёзное значение. В тот период работы в этом направлении носили больше теоретический характер. В то же время в ряде крупных лабораторий мира электрофизиологические исследования простых и сложных нервных сетей давали возможность учёным использовать полученные данные для математического моделирования их функций. Нами также проводились исследования электрической активности и биофизических свойств изолированных нервных клеток как в лаборатории, так и в экспедиции на гигантских нейронах моллюсков, на островах Японского моря. Результаты исследований по механизмам рецепции внешних воздействий и их кодирования, молекулярных основ памяти были представлены в виде математических моделей в совместных работах биофизиков, математиков, химиков с И.С. Пошиной, А.А. Петровым, Л.Я. Пьянзиной, Л.А. Баевым, В.Н. Тимкиным, С.М. Кузьминым, Л.Р. Григорян, Н.И. Вожениной, С.М. Безручко. Они были опубликованы, доложены и обсуждены на престижных симпозиумах и конференциях. Эксперимент был продемонстрирован Давлету Исламовичу. Он с пониманием отнесся к нему и выразил добрые пожелания.

Давлет Исламович обладал поразительной мощью своего бархатного голоса и, самое главное, умением пользоваться им, вкладывая в каждую произнесенную мысль искры блеска своего незаурядного ума. У меня было такое впечатление, что своим видом и голосом он уже предвосхищал успех возложенной на него любой миссии. Его выступления всегда отличались содержательностью и логичностью в последовательности изложения и его трактовки.

Однажды я побывал у него дома. Мы ехали на машине из Зеленограда вместе с И.Я. Акушским. По дороге весело беседовали, переходя от сугубо научных проблем к занимательным житейским. Жил Давлет Исламович на Зеленоградской улице, в районе ст. Ховрино, в обыкновенном панельном доме в просто обставленной квартире. Чувствовалось, что быт не занимает важное место в жизни учёного. Главное работа, работе он отдавал все свои силы и умер с мечтой своего идеала на рабочем месте.

В институте, особенно после приездов с научных экспедиций, Давлет Исламович то в шутку, то всерьёз спрашивал меня, наступит ли тот день, когда мы сможем объединить работу нервных клеток с нашими ЭВМ. Что ему было ответить? В те годы, особенно после революционных работ Дж. Экклса, И. Тасаки, Б. Каца, Х. Хидена, П.Г. Костюка, открылись колоссальные возможности изучения структуры и функции нервной системы на клеточном и молекулярном уровнях. Больших успехов достигла технология экспериментов. Учёные с энтузиазмом взялись за раскрытие механизмов межклеточных взаимодействий в интегративной деятельности мозга, механизмов фиксации, хранения и воспроизведения информации нервными клетками, работой органов чувств. Нужно сказать, что в этом направлении и наш отдел работал весьма успешно и, как было сказано ранее, имел немалые достижения в области исследования молекулярных механизмов памяти и математического моделирования функции нервных клеток. Но физическое моделирование пока оставалось за пределами наших возможностей. К сожалению, на самом интересном многообещающем этапе финансирование работ было прекращено.

Несомненно, Д.И. Юдицкий – учёный государственного масштаба, его проекты и разработки явились мощным вкладом в развитие отечественной вычислительной техники. Так, Д.И. Юдицкий с замечательным коллективом своих сотрудников, реализовали высокопроизводительную ЭВМ в проекте “АЛМАЗ”. Эта успешная разработка дала возможность Д.И. Юдицкому организовать в Зеленограде, СВЦ – Специализированный вычислительный центр, и стать его директором. Под руководством Давлета Исламовича были реализованы крупнейшие проекты по созданию в стране первых отечественных микропроцессоров и микро-ЭВМ. Параллельно Давлет Исламович вел активную преподавательскую деятельность, читал лекции на кафедре “Вычислительная техника” в МИЭТе, руководил аспирантами, подготовил много кандидатов и докторов наук. Он был талантлив во всём и в науке, и в организационной деятельности. Он умер совсем молодым с богатым творческим багажом на пике своей интеллектуальной деятельности, на рабочем месте. Жаль, что государство не сумело правильно, оптимально использовать и сберечь этот незаурядный ум и талант крупнейшего учёного и организатора. Наше государство, особое государство – оно не учится на своих ошибках и критически не воспринимает горький опыт прошлых лет. Так, в настоящее время возникла абсолютно недопустимая, с точки зрения здравого смысла, ситуация, когда масса молодых талантливых людей бегут из своей страны учиться и работать в зарубежные страны. И страны практически всего мира с удовольствием принимают наши молодые перспективные кадры, создают им все условия для плодотворной творческой деятельности, вкладывают большие средства в науку и в результате успешно лидируют. Примеров можно привести много. Наука — это не только способ внедрения в производство, но и способ увеличения интеллектуального потенциала человека, страны. За рубежом это отлично понимают. К сожалению, в нашей богатой всеми ресурсами стране, не создаются необходимые условия и возможности для реализации творческого потенциала талантливых людей, таких, как Давлет Исламович Юдицкий. Об этом много говорят и пишут, “но воз и ныне там”. Зато “цветут и пахнут” различные авантюристы и шарлатаны “от науки”, различные “петрики”.

И ещё одно. На государственном уровне принято решение о строительстве в Сколково, так называемой “силиконовой долины”, наподобие успешно функционирующей в плане микроэлектроники американской “кремниевой долины” в Калифорнии. Причём строительство предполагается на абсолютном пустыре, с нуля. Здравым умом это не понять. Не думаю, чтобы организаторы строительства не знали о существовании прекрасного города, районированного центра Москвы-Зеленограда. 50 с лишним лет в институтах и заводах города, на высоком уровне развивается микро- и наноэлектроника. За эти годы в городе выросли многочисленные высококлассные специалисты, профессора, академики. Мирового уровня достигла кузница многопрофильных кадров – Московский институт электронной техники. В городе развитая инфраструктура. Префектура уделяет большое внимание всестороннему развитию города. Город вполне готов для инновационных идей с конечной реализацией их продуктов. Действительно “умом Россию не понять”. Абсолютно прав академик Г.Я. Красников, указывая на колоссальную экономию средств от вложений в Зеленограде и убыточных проектов в Сколково. Земля и воздух Зеленограда буквально пропитаны мыслями, идеями, и делами ушедших от нас и ныне здравствующих крупнейших ученых. Жить и работать на этой земле, дышать её воздухом значить успешно развивать микроэлектронику во благо страны.

Прошло 27 лет после трагической безвременной смерти Д.И. Юдицкого. Преобразилась страна, в которой родился, жил и работал Д.И. Юдицкий. Мир достиг колоссальных успехов в развитии вычислительной техники. Достижения эти хорошо известны, нет необходимости их перечислять. Я только коснусь некоторых из них, связанных с проблемами в области бионики, интерфейса мозг – ЭВМ. Один из известнейших пионеров в области разработки ЭВМ середины прошлого века, Джон фон Нейман широко использовал в своих работах идеи и терминологию нейробиологов У. Маккаллоха, У. Питтса и других учёных, разрабатывавших теорию логических операций в мозге. Как я уже сказал, Давлет Исламович интересовался возможностью функциональной связи нейрон – машина. В настоящее время многие проекты в этой области блестяще реализованы. К примеру, калифорнийские учёные соединили живую нервную ткань с электроникой. В результате ствол мозга рыбы управлял роботами, мозг живой обезьяны управлял искусственной рукой, мозг миноги управлял роботом, снабжённым колёсами и световыми датчиками. Британец Уорвик Кевин, пионер исследований по интеграции электроники и живых систем, создал робот по имени Гордон, который свободно передвигался в пространстве, управляемый объединённым действием живых нейронов и микросхем. Большой интерес вызывают работы П. Фромкерца, показавшего, как нейроны улитки в кремниевых подложках вырастили отростки и обменивались сигналами. Американские и японские учёные (М. Николесис, М. Кавато, университет Дьюка в США, 2008) проделали интереснейший эксперимент. У движущейся обезьяны в Америке снималась ЭЭГ с сотен отдельных нейронов, обрабатывалась сложной компьютерной программой и передавалась в реальном масштабе времени обезьяне-роботу в Японию, который точно повторял движения живой обезьяны. Итальянский учёный М. Фитцпатрик (2009) создал устройство, располагающееся на голове парализованного больного, с помощью которого силой мысли больной мог управлять искусственной рукой, телефоном, дверями включать и выключать свет. На 14 Всемирном конгрессе психофизиологов (С.-Петербург, 2008) был продемонстрирован прибор brain port – мозговая розетка, который позволял незрячим больным видеть с помощью языка. Союз электроники и живой ткани! Прибор состоял из матрицы в 100 золотых электродов накладываемой на язык слепого, на матрицу передавалось изображение с видеокамеры и компьютера. Изображение преобразовывалось в биоэлектрические импульсы, передаваемые в мозг. В результате решался ряд элементарных проблем со зрением.

Американские специалисты по нанотехнологиям М. Стоянович, Э. Уинфри, Ян Хао (2010) создали и запрограммировали робота на основе ДНК величиной с молекулу (4 нм), способного чувствовать окружающую среду, анализировать её, принимать решения и выполнять действия на основе возникших ощущений. Блестящее будущее для медицины.

И, наконец, мощный прорыв в создании искусственного интеллекта, сообщает ИТАР-ТАСС (сентябрь 2010). Учёные США изобрели искусственный разум, способный на эволюцию аналогичную живым организмам. Это так называемые цифровые электронные организмы, обладающие собственными “ДНК-кодами” программы. Эти “ДНК” способны к мутации и самостоятельному приобретению разумом новых свойств и способностей. Организмы способны “размножаться” и от поколения к поколению становиться всё более “умными и умелыми”. Как пишут газеты в связи с этим открытием, мир вступил в совершенно новую технологическую эпоху. “Рукотворный разум” уже существует, и он начал развиваться самостоятельно без участия человека. Таким образом, уже не за горами появление “умных машин” способных к адаптации, мышлению и обучению, т.е. функций присущих человеческому мозгу, и не исключено, что по своим возможностям они превзойдут своего создателя. Проблема искусственного интеллекта близка к решению.

Как жаль, что нет сейчас среди нас Д.И. Юдицкого. Достижения в области бионики в мировой науки огромны, вычислительная техника достигла потрясающих результатов, созданы и эффективно функционируют нанороботы, реализованы фантастические аниматы, с помощью МРТ и ПЭТ можно прочесть человеческие мысли. На базе искусственной модели ДНК создан самовоспрооизводящийся интеллектуальный робот. Я абсолютно уверен, что в этом мировом хоре замечательных мыслей и дел наверняка прозвучал бы величественный уверенный голос Давлета Исламовича.

Октябрь 2010 г.

Примечание

Достижения в области искусственного интеллекта в этой статье сильно преувеличены – работы ведутся весьма активно, но до создания систем с так называемым «сильным» ИИ ещё далеко. Прим. Э. Пройдаков

Об авторе: Профессор, д.б.н., коллега по работе в НИИФП
Из книги «Давлет Исламович Юдицкий ». 2011 г.
Помещена в музей с разрешения автора 7 марта 2014