5.3. Он был гением и большим Человеком
Антипов Николай Николаевич
Первое впечатление от встречи с новым человеком определяет, как правило, характер дальнейших взаимоотношений.
Встреча с Давлетом Исламовичем Юдицким состоялась в середине 1969 года, когда СВЦ готовился к передаче конструкторской документации на суперЭВМ 5Э53 на серийный завод.
Природная общительность и дружелюбное отношение к собеседнику всегда были присущи Давлету Исламовичу. Уже после первых общих фраз начался интересный разговор о том, что и как делается на заводе при запуске нового изделия, что может сделать разработчик, чтобы освоение проходило в условиях обоюдной заинтересованности сторон. Давлет Исламович обладал величайшим талантом располагать к себе самых разных людей: от рабочего до главного специалиста, в чём мне пришлось многократно убедиться за время семи лет работы под его руководством.
Этот талант помогал ему в деловом общении, на общих собраниях коллектива, на рабочих совещаниях, которые он проводил с разработчиками ежедневно. Надо особо отметить его умелое дирижирование этими совещаниями, на которых он установил обстановку полной творческой раскованности и отсутствие какого-либо чинопочитания. Каждый мог высказать своё предложение, каждому предоставлялась возможность аргументировано отстаивать свою позицию.
Как опытный руководитель, он умело использовал в работе моральные стимулы: он мог двумя-тремя фразами похвалить за работу, и человек, отмеченный его похвалой, обретал второе дыхание, мог трудиться с полным приложением сил и вечерами, и в дни общего отдыха.
Давлет Исламович был прежде всего Человек, поэтому к нему шли со своими большими бедами, зная, что он найдет время и людей, которые могут помочь найти лекарство или обеспечат медицинскую консультацию, а в необходимых случаях лечение в соответствующей больнице. Он помог с получением жилья доброй половине СВЦ.
Большой заботой Давлета Исламовича была моральная сплоченность коллектива, чистота отношений и психологический настрой. После окончания работ, которые требовали высочайшей отдачи всех и каждого, когда работы велись днём и ночью, когда в людях накапливались отрицательные эмоции, он умел найти такую форму отдыха, чтобы люди расслабились, разрядились, чтобы поссорившиеся во время работы, переговорили, выяснили отношения и протянули руку друг другу.
Давлет Исламович лично знал многих, если не всех работников СВЦ, их семейное положение, нужды и заботы. В сотрудниках он особо ценил профессионализм, оригинальность мышления, умение аргументировать своё предложение, высокую работоспособность и готовность отстаивать честь фирмы. Особо следует отметить его способность работать с людьми, имевшими сложный характер, если это были талантливые специалисты. В этих случаях он говорил, что талант – это ненормальное состояние человека и с этим нужно уметь считаться. В отличие от большинства руководителе, он не “ломал” людей, а умел убедить человека в правоте своей постановки вопроса, умел из противника своей идеи сделать его её активным сторонником.
Он постоянно учил руководителей подразделений искусству управления коллективом, доброжелательности и умению активно сотрудничать друг с другом.
В тоже время, он не прощал лжи и обмана. В таких случаях он бывал предельно жёстким в аргументации провинности, не допуская при этом оскорбления в адрес провинившегося, но не был мстителен или злопамятен.
Он был не просто талантлив, как учёный, он был гениален и внутренне понимал и гордился этим. Он знал высокую цену своему таланту. Будучи приверженцем правды во всех её проявлениях, он не мог быть льстецом во взаимоотношениях с вышестоящими руководителями, что в конечном итоге и привело к гибели его детища – СВЦ.
Парадокс состоял в том, что его принцип: талант – это ненормальное состояние человека и с этим нужно уметь считаться, не воспринимался министерскими чиновниками, которые в угоду удовлетворения личных амбиций принесли в жертву престиж отечественной науки и техники.
Особой стороной его личности было отношение к семье. Он многократно являл образец семьянина и отца. В то же время Давлет Исламович не делал послаблений для своих детей, не создавал им льготных условий: они были в общих отрядах с другими сверстниками в пионерских лагерях, не имели поблажек. В то же время он очень любил своих детей и относился к ним с огромной нежностью.
Когда мы вспоминаем о могучей творческой силе СВЦ, мы знаем, что первоисточником этой силы были гений и исключительные личные качества Большого Человека – Давлета Исламовича Юдицкого.
15.05.2009
Об авторе: К.т.н., главный инженер СВЦ с 1971 года
Из книги «Давлет Исламович Юдицкий ». 2011 г.
Помещена в музей с разрешения автора 7 марта 2014