5.16. Человек удивительный и непредсказуемый
Купцов Василий Яковлевич
Давлет Исламович был человек удивительный и непредсказуемый. Подтверждение тому – моё назначение на должность начальника цеха опытного производства СВЦ.
В понедельник, в мой первый рабочий день после отпуска, часов в 10 мне звонит секретарь директора и приглашает к Д.И. Юдицкому. Я подумал, что Давлет Исламович интересуется, какие новые детективы я привез из отпуска, чтобы почитать их, детективы он любил.
Захожу в его кабинет. Давлет Исламович сразу встаёт, идёт мне навстречу и, протягивая руку, говорит:
– Поздравляю, Вы назначены на должность начальника цеха.
От неожиданности я опешил. Меня, старшего инженера технического отдела, разработчика-схемотехника – и в начальники цеха!
– Как так, почему? Это же совершенно другая работа. Мне нужно подумать.
– А чего тут думать, я уже подумал. Приступайте к работе. После обеда выходите на новое рабочее место.
Вот так произошла моя нежданная коронация.
Первое время Давлет Исламович регулярно приезжал в цех. Садился на моё место, доставал из стола пепельницу, клал на стол две пачки Беломора (курил он папиросу за папиросой), говоря мне:
– Тебе сидеть некогда, ты должен вертеться, а когда возникнут вопросы, озадачивай меня, и я буду их решать.
Конечно, работать было трудно, без выходных, почти две смены ежедневно, т.к. изделия были опытные, разработчики постоянно вносили изменения в документацию, ибо наука и мысли не стояли на месте. Поэтому цех ежемесячно план не выполнял.
И вот однажды Давлет Исламович и говорит мне:
– Ты слишком честный человек. Таким трудно работать. Нужно быть немножко жуликом.
И посоветовал мне:
– Крупно завали план одного месяца, создав за счёт этого в цехе задел продукции. А в последующие месяцы сдавай не более 100,1% плана и всё будет хорошо. А плановый отдел у тебя здесь никогда не разберётся.
Так я дальше и делал с благодарностью за совет, а цех вышел из отстающих.
Давлет Исламович любил и ценил тружеников, не переносил враньё и некомпетентность. Однажды на оперативном совещании он спрашивает у начальника производства, будет ли за неделю изготовлен остро необходимый проверочный стенд. Тот ответил утвердительно. Через неделю Юдицкий спрашивает у него о готовности стенда, а тот начинает объяснять причины срыва срока изготовления. Давлет Исламович прервал его выступление и депремировал на 50%. После оперативки я подхожу к Юдицкому и пытаюсь оправдать начальника производства, объясняя, почему стенд был не изготовлен. А Давлет Исламович мне в ответ: “Начальник производства виноват не в срыве срока, а в незнании ситуации в производстве. Знал бы – не соврал бы о сроке”.
Однажды я получил от Давлета Исламовича несправедливый разнос. По каким-то внешним причинам нужно было некоторые изделия из “задела” сдать в счёт плана, о чём я не знал и не сдал. Поэтому я взорвался и разразился возмущённым монологом. А Давлет Исламович молчал. Я тоже замолчал, поднимаю голову и вижу, что Давлет Исламович, улыбаясь, смотрит на меня сверху вниз (с его-то ростом) и говорит: “А кто здесь директор? Кто на кого может кричать? Иди и работай”.
Конечно, любил он с утра устраивать разносы. Если видел, что ты после этого в плохом настроении, подзывал к себе, рассказывал какой-нибудь анекдот и советовал не расстраиваться.
Однажды мы с моим замом Г.Г. Богомоловым задали Давлету Исламовичу вопрос: “Неужели мы так плохо работаем, что Вы нас постоянно ругаете?”. Он рассмеялся и ответил: “За то, что Вы нормально работаете, Вам платят зарплату и премию. А все хорошие слова Вам будут сказаны на кладбище”.
В адрес Давлета Исламовича хорошие слова говорили не только на кладбище, но и при жизни. И продолжают говорить после его смерти, пока живы те, кто его знал.
20 сентября 2010 г.
Об авторе: начальник цеха опытного производства СВЦ
Из книги «Давлет Исламович Юдицкий ». 2011 г.
Помещена в музей с разрешения автора
28 марта 2014