Связь на колесах
История развития электросвязи

Связь на колесах

При все ускоряющемся темпе современной жизни нельзя оставаться без связи ни на минуту. Автомобиль также является неотъемлемым ее атрибутом, поэтому связи из автомобиля и с автомобилем уделяется немало внимания. У автолюбителя есть три возможности: спутниковый (Globalstar) и сотовый телефоны, а также Си-Би-связь.

В европейских странах водителям запрещено во время движения пользоваться мобильными средствами связи, если автомобиль не оборудован hands free (устройство "свободные руки"). Если полицейский заметит, что водитель держит трубку в одной руке, а второй крутит руль и переключает передачи, ему грозит штраф, значительно превышающий стоимость комплекта hands free. В России пока таких законов нет, тем не менее многие владельцы мобильных средств связи, которые заботятся о комфорте и собственной безопасности, устанавливают в машины подобное оборудование, ведь гораздо удобнее пользоваться телефоном, не отрывая рук от руля.

Оборудование hands free очень удобно, когда вы работаете в офисе, занимаетесь в спортивном зале или, как мы уже говорили, управляете автомобилем.

Все комплекты hands free можно разделить на три типа: портативные, переносные, стационарные.

Портативный комплект (гарнитура) – самый простой из всех устройств hands free. Он состоит из наушника и микрофона, соединенных единым проводом, которые крепятся к телу человека. Очень прост в обращении: для его эксплуатации необходимо лишь воткнуть штекер в мобильный телефон и вставить наушник в ухо. Питание – от батареи телефона. Используется в основном для работы в офисе (цена 15–50 долл.).

Переносной комплект состоит из выносного микрофона, динамика, держателя телефонного аппарата, коммуникационного блока и соединительных кабелей. Предназначен для салона автомобиля, прост в установке и не требует для этого участия профессионала. Обеспечивает питание и зарядку батареи телефона во время движения автомобиля. Включает систему эхо- и шумоподавления, предусматривает возможность использования выносной антенны. Подключается к прикуривателю. Комплект легко переносится из одного автомобиля в другой. К достоинствам комплекта можно также отнести компактность, которая позволяет легко помещать его в сумку или "дипломат" во время транспортировки (цена 50–150 долл.).

Стационарный комплект громкой связи состоит из микрофона, держателя телефонного аппарата, коммуникационного блока, соединительных кабелей и при необходимости динамика. Предназначен для установки в салоне автомобиля и обеспечивает самую высококачественную связь по сравнению с другими комплектами. Комплект сложен в установке и требует для этого профессиональных навыков. Подключается непосредственно к электрике автомобиля, оставляя гнездо прикуривателя свободным. Работает через динамики аудиосистемы автомобиля, автоматически понижая уровень звучания автомагнитолы во время телефонного звонка. Обеспечивает питание и зарядку батареи телефона во время движения автомобиля. Включает систему эхо- и шумоподавления. Предусматривает возможность использования выносной антенны (цена 100–200 долл.).

Си-Би (CB)-связь

Об этой связи наша газета уже писала, но поскольку интерес к ней постоянно растет, мы решили вновь обратиться к этой теме.

Си-Би-связь прочно занимает свою нишу. В США, например, более 50 млн. таких радиостанций, и для большегрузных автомобилей они фактически стали штатным средством связи. Станции недорогие и удобные и не требуют поминутной оплаты. Основное преимущество такой связи – доступность. Си-Би-станции позволяют автомобилистам поддерживать связь между собой, получать оперативную дорожную информацию, помощь при выборе маршрута, в незнакомой местности, при авариях и неполадках, при вызове "скорой помощи" и т. д.

Использование Си-Би, или 27 МГц, для гражданской радиосвязи в России стало возможным благодаря двум правовым актам – решению Государственной комиссии по радиочастотам СССР о выделении данного диапазона для гражданского использования (1988 год) и утвержденным Министерством связи СССР правилам продажи, регистрации и эксплуатации радиостанций (1990 год). Эти документы позволяют использовать все типы радиостанций диапазона 27 МГц как отдельным гражданам, так и юридическим лицам – при наличии соответствующего разрешения Главгоссвязьнадзора России.

У нас в стране разрешено использовать частотную (FM), амплитудную (AM) и однополосную модуляцию (SSB) в сетках C и D (80 каналов, по 40 в каждой сетке), применяя мощность до 10 Вт. Для связи на небольших расстояниях, в первую очередь в городе, целесообразно использовать FM. Она отличается наиболее качественным звучанием (при сильном сигнале) и позволяет подавить большинство помех, носящих амплитудный характер. AM хороша для средних и больших расстояний, когда FM-сигнал оказывается слабым. Дальность связи в AM и FM практически одинакова. Для очень больших расстояний рекомендуется использовать SSB. Тем не менее преимущества SSB перед FM и AM настолько велики (дальность связи на 50–75% больше), что она находит все более широкое применение.

Дальность связи зависит от многих факторов: высоты установки антенн над уровнем окружения, геодезической высоты, точки установки, вида используемых антенн, поляризации излучения (горизонтальной или вертикальной), мощности передатчика, уровня помех в точке приема, наличия преград на трассе связи, вида используемой модуляции и даже погодных условий. Вот усредненные данные при мощности передатчика 4–10 Вт: автомобиль – носимая – 5–7 км; автомобиль – автомобиль – 12–14 км; автомобиль – стационар – 14–32 км. Дальность пропорциональна квадратному корню из мощности, то есть если возможна связь на 30 км при мощности 10 Вт, то для обеспечения связи на 60 км необходимо 40 Вт. Поэтому, особенно в городах, где сильны электромагнитные помехи, часто используют усилители, хотя это и незаконно. На дальность и качество связи сильно влияет установка высокоэффективных антенн, недаром говорится, что "лучший усилитель – это хорошая антенна". Это касается как радиостанций, так и телефонов.

Современные радиостанции имеют много дополнительных возможностей, например, телефонные интерфейсы, позволяющие выходить в телефонную сеть или сочетать в себе одновременно и радиостанцию, и автомагнитолу, к примеру, как ALAN 318.

ALAN 318 включает кассетный плейер, радиоприемник и Си-Би-радиостанцию, имеет съемную переднюю панель.

В Москве с Си-Би-радиостанциями ездит 30–40 тысяч автомобилистов. Конечно, их гораздо меньше, чем владельцев сотовых телефонов, но все же цифра солидная. Кстати, сотовый телефон по цене сопоставим с радиостанцией.

Особая значимость Си-Би-связи признана и на государственном уровне. Действующая федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в России" предусматривает создание сети диспетчерских служб вдоль основных автотрасс. Уже сегодня в диапазоне 27 МГц работает более 100 таких служб, в том числе в Московском регионе – более 20. Диспетчерские радиослужбы предоставляют владельцам Си-Би-радиостанций следующие услуги; помощь в экстренных ситуациях путем вызова "01", "02", "03" и т. д.; информирование участников движения о ситуации на дорогах ("пробки", нарушения дорожного покрытия и т. п.), выбор оптимального маршрута; справки (вокзалы, аэропорты, магазины, больницы, услуги, АЭС и т. д.); передача информации от пользователей Си-Би абонентам АТС и обратно, в том числе отложенные сообщения, "почтовый ящик"; ретрансляция сообщений от удаленных, плохо слышимых корреспондентов Си-Би.

Первая круглосуточная диспетчерская служба "КРИК", (позывной "ПЕТРОВКА") начала свою работу на 9-м канале гражданского диапазона в мае 1993 года в Москве. Сегодня подобные службы созданы во многих городах России. Постановлением № 653 от 7 июня 1996 года "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в России" на 1996– 1998 годы" предусмотрено создание систем оперативной радиосвязи на сети федеральных дорог и установление Си-Би-радиостанций на 6800 автомобилях, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки на пригородных и междугородных маршрутах.

Позывной "ДЕВЯТКА" для оперативных радиослужб девятого канала Си-Би раздается из Твери, он звучит в эфире с 1994 года. С 15 мая 1995 года из Твери начала активно работать информационно-оперативная радиослужба "ДЕВЯТКА" на частоте 27, 065 FM. С сентября 1995 года открыта радиослужба "ДЕВЯТКА-Торжок". До конца года система "Девятка" охватит сетью взаимосвязанных радиослужб всю территорию Тверской области. В настоящее время на север от Москвы вы можете услышать радиослужбы "ДЕВЯТКА-Клин" и "ДЕВЯТКА-Дубна". Наличие единого позывного служб 9-го канала Си-Би очень удобно для пользователей – по приезде в любой город оператор вызывает лишь один известный позывной.

Результаты работы радиослужб системы "ДЕВЯТКА" – это сотни спасенных человеческих жизней, сообщений о пожарах, несчастных случаях, правонарушениях, преступлениях против имущества и личности. По системе "ДЕВЯТКА" информация быстро передается на большие расстояния за счет прямой радиосвязи между службами.

Поэтому на вопрос, кому нужна Си-Би, ответ простой – она нужна многим, только не все об этом догадываются.

Некоторые службы, доступные пользователям Си-Би-радиостанций

Город Позывной Канал Частота, Мгц Служба Режим работы Специализация
Москва МЧС-База Зс 26,985 Поисково- спасательная Круглосуточно Спасательные работы
Москва Полет-27 9d 27,515 Ассоциация-27 Круглосуточно А
Москва Петровка Зс 26,985 Служба "КРИК" Круглосуточно А
Москва Служба спасения 27,065 Служба спасения Круглосуточно В
Москва Служба спасения 19с 27,185 Служба спасения Круглосуточно Б
Москва Служба спасения 21d 27,665 Служба спасения 9.00-21.00 Б
Москва Мастер 20е 28,105   Круглосуточно Г
Москва Алмаз 28а 26,385 Перевозка грузов Круглосуточно Д
Москва Спас-Столица 26,155 Спас-Столица Круглосуточно Эвакуация

А – ДТП, экстренные вызовы, звонки, погода, информация и т. п.;
Б – телефонные звонки, информация, погода, курсы валют и т. п.;
В – ДТП с пострадавшими, ДТП, нерабочие светофоры;
Г – техническая помощь автомобилистам;
Д – перевозка грузов для населения и организаций.

Статья опубликована в газете "Алло!" №10 (38), 2000 г., стр. 16.
Перепечатывается с разрешения редакции.