Выдержки из книги «Воспоминания маршала войск связи»
А. И. Белов
Андрей Иванович Белов
Сегодня не нужно быть крупным военным специалистом, чтобы понять, казалось бы, очевидную вещь: самое наимощнейшее и современнейшее оружие, самые подготовленные войска не могут быть эффективно использованы при отсутствии разветвленной, надежной и защищенной системы связи. Почему система связи определяет "лицо" любой армии? Да потому, что в условиях повсеместного сокращения численности Вооруженных Сил и наступательных вооружений, а также наличия высокоточного и сверхмощного оружия, реального перевеса над противником можно добиться лишь за счет совершенствования системы управления и, в первую очередь, ее основы системы связи и автоматизированного управления.
* * *
Демонополизация услуг связи, формирование в этой сфере рыночных отношений привели к появлению на территории России сетей связи, принадлежащих акционерным обществам и частным лицам. Их многообразие ставит перед Министерством Российской Федерации по связи и информатизации и пользователями услуг по связи (в том числе Вооруженными Силами) ряд новых проблем, среди которых одной из важнейших является координация создания, развития и использование ресурсов этих сетей в интересах обороноспособности государства. Немаловажная роль в решении этой проблемы принадлежит начальнику связи Вооруженных Сил с подчиненным ему коллективом.
* * *
Через некоторое время (после назначения) начальником войск связи РСВН нами совместно с Министерством связи (Н. В. Талызиным) было подготовлено несколько постановлений ЦК и Совета Министров, на основании которых началось комплексное развитие средств связи в стране и Вооруженных Силах с приоритетным учетом потребностей управления Ракетными войсками. По всей стране прокладывались кабельные магистрали, была создана радиорелейная и тропосферная связь. Также в результате совместных научно-исследовательских работ, проведенных институтами Министерства обороны и промышленности в 1962-64 гг., впервые была продемонстрирована возможность создания военных систем спутниковой связи. Я и мои подчиненные Г. И. Чигогидзе, Н. В. Рытвинский, А. А. Недин, А. В. Гаркавенко принимали самое непосредственное участие в руководстве этим процессом.
Очень важно отметить, что эти линии связи проектировались, строились и в дальнейшем использовались не только для военных, но и гражданских целей. Строить отдельные линии связи для каждого потребителя было бы слишком дорого и нецелесообразно. Здесь шла речь даже не о миллионах, а о многих миллиардах рублей. Прокладывая кабели и оборудуя защищенные узлы связи для Ракетных войск, мы старались, чтобы это было полезно и для народного хозяйства.
Для решения этой задачи были привлечены многие научно-исследовательские, проектные институты, промышленные предприятия, Министерство обороны, Министерство связи, Министерство радиопромышленности. Помимо Н. А. Талызина, огромный вклад внесли такие видные деятели, как В. А. Шамшин, В. Д. Калмыков и многие другие. Благодаря эффективному сотрудничеству между различными организациями и государственными ведомствами были обеспечены связью район Архангельска, Урал, Сибирь, Казахстан, Дальний Восток, другие отдаленные регионы страны.
Причем, учитывая необходимость непрерывной и устойчивой связи при ядерной войне, она обеспечивалась на очень высоком уровне. Например, была предусмотрена автоматическая система резервирования, что означает следующее: если какой-то участок выходил из строя, то на его место автоматически, без участия оператора, подставлялся другой, исправный канал.
* * *
После моего назначения начальником войск связи Министерства обороны передо мной и моими коллегами встала задача коренного совершенствования системы связи Вооруженных Сил.
Для обеспечения более эффективного решения этой задачи мы провели структурные и кадровые изменения в Управлении начальника войск связи Министерства обороны, зафиксировали состояние средств связи и сформулировали перспективные задачи их развития. Вначале мы объездили все производственные объединения, научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, обследовали всю промышленную базу, и, выяснив ее возможности, при участии органов правительства приняли меры по ее укреплению. Затем силами лучших специалистов аппарата НВС МО, Главного оперативного управления Генерального штаба с привлечением ведущих ученых Минобороны, промышленности и Академии наук разработали сначала тактико-технические требования, а затем и план создания перспективной системы связи с учетом последних достижений науки и техники.
Нами были выделены основные направления работы, в число которых входили повышение боеготовности связи, обеспечение ее непрерывного действия и своевременности доведения до исполнителей подлинной, неискаженной информации. Это касалось всей системы связи в целом и, в первую очередь, связи со стратегическими ядерными силами и войсками ПВО, причем сроки доведения боевой информации для разных видов Вооруженных Сил были различными.
Выполнение этих требований вызывало необходимость как существенного улучшения качества каналов государственной и военной связи, непрерывности их функционирования с учетом резервирования и автоматического засекречивания информации с гарантированной стойкостью, передаваемой по всем каналам связи, так и применения физико-математических методов повышения достоверности передачи информации (при этом за исходную принималась достоверность 10 в минус второй степени).
Нами были подготовлены крупные мероприятия по замене всех магистральных линий и линий к стратегическим объектам, <...> на подземные кабельные, а в последующем, на волоконно-оптические, созданию систем спутниковой связи и разведки различного назначения и других систем на высокоэллиптической и геостационарной орбитах, низколетящих спутников разведки и навигации, а также в перспективе боевых спутников противоракетной и противовоздушной обороны, повышению защищенности магистральных линий связи, транзитных и оконечных узлов связи, окольцеванию крупных населенных пунктов и автоматическому резервированию каналов, ведущих к стратегически важным правительственным, военным и особо важным гражданским объектам.
Мы немедленно приступили к осуществлению этих планов, хотя нужно отметить, что их реализация заняла 10-12 лет и потребовала колоссальных финансовых затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские, производственные и строительно-монтажные работы.
Статья опубликована в журнале "Электросвязь" №1, 2002 г., стр. 45.
Перепечатывается с разрешения редакции.