Мир простился с сигналом SOS
Ольга Матвеева
Статья опубликована в газете "Вольный Ветер" (http://www.turizm.ru/veter), 2001г., №47, стр. 8. Перепечатывается с разрешения редакции.
Американский художник Самюэль Финли Бриз Морзе в 1835 г. изобрёл удивительно простую систему связи - азбуку Морзе. Первоначально она состояла из трёх символов: точка, короткое тире и длинное тире. И лишь в 1851 г. на конференции европейских стран все коды были переведены на два знака: точка и тире.
Изобретая свою азбуку, Морзе использовал принцип печатной машинки (наиболее часто встречающиеся буквы располагаются в центре) и присвоил самым употребляемым буквам (Е и Т) короткие коды. Морзе предлагал правительству купить своё изобретение за $100 тыс., но ему отказали: чиновники решили, что это изобретение не найдёт широкого применения. Тогда Морзе организовал собственную компанию, которая занималась разработкой средств связи с использованием новой азбуки. Первое послание было передано 24 мая 1844 г. из Верховного суда США в Вашингтоне на станцию Монте-Клэр, находящуюся в 60 км. Затем заработала линия Нью-Йорк - Балтимор - Вашингтон. А в 1851 г. провода связали уже все главные города США.
На море азбука Морзе пришла позже. В 1865 г. её взял на вооружение британский ВМФ как основу семафорной азбуки (для передачи сообщений днём флажками, а ночью - фонарями). С изобретением радио в 1905 г. коды Морзе начинают звучать в эфире.
Вскоре придумали и знаменитый сигнал SOS. Причём это был не первый сигнал бедствия. Первый предложила в 1904 г. фирма "Marcony Int. Company". Он состоял из букв CQ ("come quick", в переводе - "приходите быстро"). Потом была добавлена ещё одна буква D ("danger" - "опасность"), и стало CQD - "приходите быстро, опасность". Лишь в 1908 г. этот сигнал был заменён на SOS. Вопреки общепринятому мнению, это не означало "Save Our Souls" ("спасите наши души") или "Save Our Ship" ("спасите наш корабль"), не означало и "Stop Other Signals" ("остановите другие сигналы"). Буквы SOS не имеют никакой расшифровки. Они просто были выбраны Международной радиотелефонной конвенцией как наиболее простая, быстрая и отчётливая комбинация (три точки, три тире, три точки). И с тех пор 48 раз в сутки, 2 раза каждый час (с 15-й по 18-ю минуту и с 45-й по 48-ю) наступали три минуты тишины в эфире. В это время обрывались на полуслове все сообщения, и радисты всего мира настраивались на частоту 500 Гц в ожидании сигналов бедствия. Первый раз они прозвучали в эфире 14 апреля 1912 г. с печально знаменитого "Титаника". Радист тогда передавал оба сигнала - и SOS, и CQD. Но, увы, на другом корабле, проплывавшем в зоне действия сигнала, радист в тот момент отлучился.
Азбукой Морзе весь мир пользовался долгие годы, а позывные SOS спасли сотни тысяч жизней. Они настолько вошли в наше сознание, что говорили, будто на затонувшем "Курске" выстукивали именно SOS (хотя у подводников существует свой сигнал - SSS).
Время шло, и к концу XX века мир постепенно стал переходить на новую систему подачи сигналов бедствия ГМССБ (Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности, английский вариант - GMDSS, Global Maritime Distress Safety System), и с традиционными позывными SOS пришлось распрощаться.
Наша страна тоже подписала документы Международной конвенции по охране жизни людей на море 1974 г. (СОЛАС-74) и поправки к ней 1988 г. Выполняя свои обязательства, Россия перешла на новую систему с 1 февраля 1999 г., хотя сделать это было не просто. Скажем, с распадом Советского Союза завод навигационного оборудования в Севастополе, где уже шли испытания готовых образцов, отошёл к Украине. Пришлось размещать заказы на других предприятиях. Бюджетное финансирование, как водится, отсутствовало. Поэтому расходы по переоснащению флота легли на плечи судовладельцев, а переоборудование береговых станций финансировалось в основном из портовых сборов. Тем не менее все работы были выполнены в срок. Так, "по состоянию на 1.01.2000 г. практически все конвенционные (т.е. плавающие в другие страны. - Прим. авт.) суда России отвечают международным требованиям" (из отчета комиссии по ГМССБ). Внутренние суда и порты сейчас проходят переоснащение по несколько упрощённой схеме, не столь дорогостоящей.
Чем же плоха была старая добрая "морзянка"? А почему мир переходит на цифровые телевизоры? Да потому, что технический прогресс остановить нельзя. Например, знаменитое SOS передавалось на частоте 500 Гц, а зона распространения сигнала этой частоты всего 400-500 миль. Правда, существовали ещё аварийные радиотелефонные позывные: достаточно было произнести "Мэ-Дэ" (французское "M'aider", в переводе "помоги мне") на любой аварийной частоте - и это было бы воспринято как просьба о помощи (хотя иногда этот сигнал называют "May Day", но это неверно, и ничего общего с майским днем он не имеет). Кроме того, использовались и более мощные коротковолновые сигналы. Каждый порт (!) самостоятельно освобождал какие-то частоты в диапазоне от 4 до 22 МГц для аварийной связи. И вот где-то в начале 70-х годов две морские организации - Морской союз электросвязи и Морская организация при ООН - решили покончить с этой неразберихой и начали работы по созданию новой единой системы аварийной связи ГМССБ.
В ней, во-первых, использование современного оборудования позволяет осуществлять связь в автоматическом режиме, с применением буквопечатающих устройств и факсимильных аппаратов. Так, оператор может спать или отлучиться куда-то - сообщение всё равно будет получено. Даже если судно быстро затонет, сообщение будет отправлено автоматически. Причём эти сообщения в отличие от SOS содержат более полную информацию: даются координаты, описывается характер бедствия, указывается принадлежность судна. Во-вторых, значительно повысилась скорость передачи сообщений. Из-за цифровой обработки информации снизился уровень шумов, а значит, увеличилась помехозащищённость. И в-третьих, конечно же, использование современной космической связи. Отпала необходимость соблюдать 3 минуты тишины, так как спутники постоянно настроены на аварийные частоты и принимают сообщения круглосуточно. Со спутника сообщение передаётся на наземные станции, а с них - в ближайшие спасательные службы. Зона охвата - практически весь земной шар. Но это не значит, что по новым правилам любое прибрежное судёнышко должно иметь сложную и дорогостоящую аппаратуру. Для экономии введены 4 категории пространства. Так, А1 - зона прибрежная, до 30 миль. Суда, плавающие в этой зоне, имеют несложную аппаратуру УКВ-диапазона. Зона А2 - до 200 миль. Здесь, помимо УКВ, надо иметь станции, работающие в диапазоне 2-3 МГц. Зона A3 - это практически всё водное пространство (кроме Антарктиды и Арктики). Здесь уже задействованы спутники космической связи системы Inmarsat и требуется аппаратура для работы с ними. И, наконец, А4 - весь земной шар. Для связи используются короткие волны диапазона 4-22 МГц.
Пока что введённая новая система затронула в основном морских путешественников. Например, яхтсмен, выходящий в море, обязан оснастить свою яхту хотя бы радиобуем, отвечающим требованиям ГМССБ. Для путешествующих по суше такой "обязаловки" нет.
Создав такую мощную морскую систему, разработчики стали думать, как же использовать её на суше. И вот были разработаны портативные устройства, работающие в системе космической связи Inmarsat. Они имеют много модификаций, есть размером с кейс или меньше. Связь осуществляется с использованием телефона или буквопечатающего устройства. И путешественникам, отправляющимся в дальние вояжи, хорошо бы иметь такие устройства связи. Например, Ф. Конюхов во время своих кругосветных путешествий использовал связь Inmarsat. Для консультаций можно обращаться в "Морсвязьспутник" по тел. (095) 967-18-60 и 967-18-63. Если же вы отправляетесь за пределы России, то надо проконсультироваться и с той страной, куда вы собираетесь, какой прибор у них можно использовать.
Сейчас разработаны и более дешёвые варианты приборов, отвечающих требованиям ГМССБ - радиобуи системы КОСПАС-САРСАТ (Космический поиск аварийных судов). Но об этой системе мы расскажем в следующий раз.
Автор благодарит специалистов "Морсвязьспутника" В. Бобкова и К. Иванова за помощь в подготовке материала.