Первому «радиосигналу бедствия» – 105 лет!
История развития электросвязи

Первому «радиосигналу бедствия» – 105 лет!

Как известно, А. С. Попов служил в военно-морском ведомстве и разрабатывал радиотелеграфию в первую очередь для нужд флота. Г. Маркони же первоначально внедрял беспроволочную связь в почтовом ведомстве между малыми островами Британского архипелага там, где прокладка кабеля по дну пролива была экономически убыточна. Одними из первых радиотелеграфом оснащались маяки, многие из которых строились на островках, выдвинутых в море. Но кроме стационарных маячных башен имелись и т. н. "плавучие" маяки – специально оборудованные баржи (с облегченной башенной надстройкой), излучающие маячный сигнал и поставленные на якорь.

Ранним утром 3 марта 1899 г, во время густого тумана, на один из таких плавучих маяков – "Ист Гудвин" (был расположен у восточной части песчаных отмелей Гудвин-Сэндз) – натолкнулась баржа "Мэттьюз". С маяка (он был оснащен радиостанцией тремя месяцами ранее) впервые в мире ушли в эфир сигналы бедствия, которые своевременно были приняты на берегу. Баржа, еще не потерявшая плавучесть, была своевременно отбуксирована к берегу, а экипаж добрался на шлюпках. Это была первая в мире аварийно-спасательная операция на море с использованием радиосвязи.[1]

Второй сигнал бедствия прозвучал в эфире через 11 месяцев. Незадолго до этого была построена радиотелеграфная линия (около 40 км) между островами Кутсало (около г. Котка) и Готланд (осенью 1899 г. в данном районе сел на мель броненосец "Апраксин"). Руководил постройкой островных радиостанций А. С. Попов. Сообщение о том, что пятидесяти рыбакам грозит гибель, стало первой служебной радиограммой, переданной по этой линии связи. 5 февраля 1900 г.[2] в 15 часов на борту ледокола "Ермак" получили радиограмму с приказом спасать рыбаков. Вскоре 27 человек были доставлены на борт "Ермака" в Ревеле (ныне Таллинн), что стало первой в мире операцией по спасению человеческих жизней с использованием радиосвязи.

Следует отметить, что "Международный регламент радиосвязи" и "Перечень специальных сигналов" появились позже. В те времена позывные сигналы радиостанций выбирались, как правило, двухбуквенными – с использованием производных от локальных названий местности.

В 1903 г. в Берлине собралась Первая международная радиотелеграфная конференция (в составе делегации от России был А. С. Попов), которая рекомендовала использовать телеграфный сигнал бедствия "SSS DDD" (вместо "CQ" – Сome Quick, применявшегося по негласному соглашению ранее). Однако фирма Маркони к радиостанциям ее производства прикладывала собственный "Регламент связи", в котором сигнал бедствия выглядел как "CQD" (Come Quick Danger).

В 1906 г., снова в Берлине, собралась Международная конференция, на которой был предложен сигнал "SOE", но его забраковали, т. к. букву Е ("точку") легко пропустить на фоне сильных помех, и продолжали использовать сигнал "CQD". В соответствии с "Международной радиотелеграфной конвенцией" 1906 г. для связи с судами были отведены волны длиной 300 и 600 м.

Телеграфный сигнал бедствия "SOS" был введен в международную практику профессиональной радиосвязи в 1908 г. и неофициально расшифровывается как "Save Our Souls" ("спасите наши души"). Он очень удобен и прост при передаче азбукой Морзе (три точки – три тире – три точки). Но "по инерции" использовали и "CQD" (например, в апреле 1912 г. с борта "Титаника" в первые часы передавали только сигнал "CQD", и лишь в конце катастрофы – поочередно "SOS" и "CQD").

В конце 1912 г. в Лондоне прошла очередная Международная конференция, которая ввела более жесткий "Регламент радиосвязи", включающий требования круглосуточной радиовахты на судах и обязанность иметь запасную аварийную радиостанцию. Для ускорения радиообмена был введен Q-код. Было принято решение об обязательном наличии на всех судах без исключения дополнительного приемника на 600 м (500 кГц).

В 1927 г. на Международной конференции в Вашингтоне было узаконено требование о круглосуточном дежурстве на судовых и радиостанциях. Кроме того, каждый час в течение шести минут (от пятнадцатой до восемнадцатой и от сорок пятой до сорок восьмой) на частоте 500 кГц (т. н. "частоте бедствия") все судовые радиостанции обязаны были прослушивать эфир для приема возможных сигналов "SOS". Ввели сигнал срочности – "ХХХ", предваряющий срочное сообщение и сигнал безопасности – "ТТТ", предваряющий сообщения по навигации и о погоде.

В 1932 г. в Мадриде очередная конференция ввела т. н. "периоды молчания" на частоте 500 кГц: с 15 по 18-ую и с 45 по 48-ую минуты каждого часа. Скорость обмена на 500 кГц ограничили величиной не более 16 стандартных слов (по системе"PARIS") в минуту – т. е. 80 знаков.

Каирская Конференция 1938 г. узаконила телефонную частоту бедствия 1650 кГц, а также "периоды молчания" на ней (первые 3 минуты каждого часа). Конференция 1947 г. в Атлантик-Сити заменила 1650 кГц на 2182 кГц.

Женевская Конференция 1959 г. перенесла трехминутные периоды молчания на четверть часа (минуты 00-03 и 30-33). Для передачи сигналов тревоги, бедствия, срочности и безопасности дополнительно была введена частота в диапазоне УКВ (156,8 МГц).

Примечания

1. Сигнал тревоги для телефонии – поочередная передача синусоидальных тональных сигналов с частотами 1300 и 2200 Гц.

2. 05.02.1900 г. по новому стилю – это 24.01.1900 г. по старому стилю. Некоторые издания дают дату 6 февраля – это ошибка перерасчета: до 28 февраля старого стиля (12 марта по новому стилю) разница была 12 дней, а с 29 февраля – 13. 1900 г. – високосный только по старому стилю, а по новому – нет.

Литература

  1. Л. Ф. Черниев. Азбука судовождения (для ПТУ); "Транспорт"; М.; 1984 г.
  2. А. И. Суханов. Радиосвязь на промысловом флоте (для курсантов – радистов мореходных училищ); "Легкая и пищевая промышленность"; М.; 1984 г.

Статья опубликована на сайте www.qrz.ru.
Перепечатывается с разрешения автора.