Развитие отечественной военной радиосвязи
История развития электросвязи

Развитие отечественной военной радиосвязи

Организация войск связи в российской армии относится к началу прошлого столетия. В апреле 1918 г. Наркомат по военным делам образовал Военную радиотехническую лабораторию (ВРТЛ), находившуюся в ведении Главного военно-инженерного управления (ГВИУ). На лабораторию были возложены задачи проведения исследований по радиотелеграфной тематике. В 1919 г. начальником лаборатории был назначен профессор М. В. Шулейкин (в последующем – академик АН СССР). Под его руководством проводились научные изыскания в области радиосвязи, были сделаны практические шаги по развертыванию стационарной радиостанции в Сокольниках [1, 2].

С 1921 г. в ВРТЛ были предприняты усилия по созданию радиотелефонной сети связи для армии. 15 апреля 1923 г. ВРТЛ была преобразована в Научно-исследовательский институт Военно-технического совета связи армии (ВТСС РККА). В августе 1923 г. начальником института был назначен А. Л. Минц, возглавлявший до этого радиолабораторию Высшей военной школы связи. Впоследствии А. Л. Минц стал руководителем разработки мощных радиовещательных станций, академиком АН СССР, лауреатом Ленинской и Государственных премий, директором (с 1957 г.) Радиотехнического института АН СССР [1, 2].

Под руководством А. Л. Минца и М. В. Шулейкина были проведены исследования по распространению радиоволн в коротковолновом диапазоне, созданы первые образцы приемопередающих устройств КВ-связи. В сентябре 1924 г. опытная радиостанция института начала передачи, признанные по качеству лучшими в стране.

В 1924 г. специалисты приступили к созданию радиостанции для танков, а в 1925 г. были проведены первые испытания радиотелеграфной танковой станции. Развитием этих исследований явилась разработка радиостанций для артиллерии (СТОГ, "Гора I", "Гора II", "Гора III").

Тематика исследований института постоянно расширялась. С 1926 г. здесь проводились работы по "подслушиванию" телефонных переговоров, а с 1927 г. началось создание аппаратуры "секретного телефонирования". В это же время в институте приступили к созданию армейского коротковолнового радиопеленгатора.

В январе 1933 г. институт стал называться Научно-исследовательским институтом связи и электромеханики (НИИ СЭМ) РККА, а в январе 1935 г. из его состава был выделен Научно-исследовательский институт связи (НИИС) РККА с тематикой "связь и радиоразведка".

Исследования и разработки института в период 1929-1938 гг. явились основой для создания нового поколения военных средств связи, радиолокации, радионавигации и радиопеленгации.

К 1940 г. институтом были созданы образцы танковых радиостанций с кварцевой стабилизацией частоты: 9Р, 10Р, КРСБ, радиостанций механизированного корпуса РСМК, в войска переданы базовые радиостанции РБ, РБМ и РСБ, принята на вооружение автомобильная радиостанция РАФ. Радиостанция РБМ по габаритам, удобству и простоте эксплуатации не имела себе равных среди отечественных и импортных радиостанций. Весной 1942 г. по решению ГКО в Москве (в Замоскворечье) был создан завод 2 НКО по производству радиостанций. Уже с середины года завод ежемесячно выпускал сотни ранцевых КВ-радиостанций 13Р. В конце 1942 г. на заводе была разработана и подготовлена к серийному выпуску УКВ-ЧМ-радиостанция А-7. В это же время в институте были созданы подвижные узлы связи для штаба и представителей Ставки. Заметным событием этого периода стало создание радиостанции "Партизанка".

В июне 1946 г. институт был переименован в Научный исследовательско-испытательный институт связи сухопутных войск (НИИИС СВ). В 1946-1947 гг. здесь были разработаны переносные УКВ-радиостанции с частотной модуляцией РАУ-2 (впоследствии "Астра-2", Р-109, Р-109Д). В них впервые была реализована беспоисковая, бесподстроечная связь. На основе РАУ-2 были разработаны УКВ-радиостанции РАУ-1 ("Астра-1", Р-108, Р-108D) и РПС-3 ("Астра-3", Р-105, P-105D).

В начале 50-х годов в институте были проведены исследования разборчивости речи и сделаны начальные шаги по созданию речепреобразующих устройств (М. А. Сапожков, О. И. Репин). Сотрудники института разработали ряд радиорелейных станций, в том числе Р-400, Р-400 М2, Р-402. К этому времени относятся первые результаты работ в области радиомаскировки. Были выбраны оптимальные виды помех в КВ-диапазоне и обеспечена скрытность радиосвязи.

В 1951-1955 гг. под руководством Б. И. Рассадина проводились научно-исследовательские работы, целью которых являлся поиск путей использования KB и УКВ военной радиосвязи с однополосной модуляцией. В 1958 г. в институте были созданы экспериментальные макеты самолетной однополосной КВ-радиостанции "Полоса-C" и УКВ-радиостанции "Альбатрос". Эти исследования послужили основой для последующей разработки в промышленности семейства однополосных радиостанций.

В 1956 г. специалисты института начали работы по созданию тропосферных радиолиний. В 50-е годы институт совместно с московским НИИ Радиосвязи и государственным НИИ Радио приступили к разработке систем спутниковой связи военного и гражданского назначения.

В период 1961-1993 гг. с участием института были созданы новые поколения однополосных УКВ-радиостанций (Р-140, Р-137, 135 и Р-130), переносных и возимых УКВ-радиостанций (Р-107 и Р-111) с автоматической перестройкой частоты.

В июле 1994 г. институт стал называться 16-м Центральным научно-исследовательским испытательным институтом Министерства обороны Российской Федерации (16 ЦНИИИ МО).

История развития военной радиосвязи на примере работ, выполненных 16 ЦНИИИ МО, наглядно отражает общие тенденции развития радиосвязи, приоритеты в обеспечении обороны и безопасности страны. В то же время эти исследования позволили создать в нашей стране промышленность и научные коллективы, специализирующиеся на проблемах связи, – словом, все то, что способствовало быстрому развитию и созданию систем подвижной радиосвязи общего пользования и систем сотовой связи, занимающих сегодня доминирующее положение на рынке.

Первые системы подвижной радиосвязи относились к классу радиальных систем и использовали принцип фиксированного закрепления частотных каналов за отдельными группами пользователей.

Можно выделить три основные проблемы, которые решались на первом этапе развития подвижной радиосвязи:

  • поиск более эффективного использования спектра частот для увеличения числа обслуживаемых абонентов;
  • увеличение дальности радиосвязи;
  • снижение массогабаритных характеристик оборудования подвижной связи.

Фиксированное закрепление каналов связи за отдельными группами абонентов приводило к неэффективному использованию потенциальной пропускной способности систем радиосвязи из-за неравномерного распределения нагрузки на сеть различными группами пользователей в течение суток.

Дальность первых систем радиосвязи была ограничена и определялась, главным образом, мощностью передатчиков сигналов, чувствительностью приемных устройств, эффективностью и высотой размещения приемопередающих антенн. Типовое значение дальности связи составляло 20-50 км. Громоздкие, тяжелые, энергоемкие приемопередающие устройства, построенные на радиолампах, ограничивали развитие подвижной радиосвязи. В состав автомобильных радиостанций входили, например, громоздкие преобразователи напряжения с постоянного (12,6 В) на переменное (100/220 В).

Первая из указанных проблем, связанная с повышением эффективности использования выделенного спектра частот, первоначально была решена на основе принципа свободного доступа к выделенному частотному ресурсу с автоматическим назначением пользователю свободного канала. Так появились системы транкинговой связи. Фундаментально проблема более эффективного использования спектра частот была решена на основе принципов сотовой радиосвязи, впервые предложенных в 1947 г. компанией Bell Labs в США.

Литература

  1. На службе отечеству. – М.: Информационно-издательский центр СФК "Наше наследие". – 1993.
  2. Инстиут военной связи. История и современность. 1923-1998 гг. 16 ЦНИИИ МО. – М.: Мытищи, 1998.
  3. Громаков Ю. А. Стандарты и системы подвижной радиосвязи. – М.: Экотрендз. – 2000.
  4. Campbell R. W. Soviet and Post-Soviet telecommunications. West-view Press. – 1995.

Статья опубликована в журнале "Электросвязь: история и современность" №2, 2005 г., стр. 26.
Перепечатывается с разрешения редакции.