«Эрикссон» в России: вчера, сегодня, завтра
"Эрикссон" вчера
История "Эрикссон" в России берет начало в 1881 г., когда основателю компании Ларсу Магнусу Эрикссону поступил заказ из Петербурга на изготовление небольшой партии телефонов. Свою первую телефонную станцию в Россию компания ЛМ Эрикссон (LME) поставила в 1893 г.
Следующим, вполне логичным шагом компании на быстро развивающемся российском рынке стало открытие в С. -Петербурге мастерских для сборки оборудования LME из компонентов, поступающих из Стокгольма. В 1897 г. руководство шведской компании получило официальное разрешение на открытие телефонной фабрики в российской столице, что было несложно, учитывая, что Российское почтовое и телеграфное ведомство, закупавшее оборудование в основном у LME, уже давно оказывало давление на компанию с тем, чтобы она открыла производство в Петербурге. Это вписывалось в русло общей стратегии на индустриализацию, которую в 1890-е гг. проводил в России знаменитый министр финансов С. Ю. Витте.
Первое производство развернулось в доме на Васильевском острове, который был взят в аренду сроком на пять лет. Помещение быстро привели в надлежащий вид, и 31 декабря 1897 г. Совет торговли и мануфактур Министерства финансов России принял решение "...разрешить производство работ в означенном помещении".
За 4 года на Васильевском острове было собрано 12 тыс. телефонных аппаратов и около 100 коммутаторов на 100-200 абонентов каждый. Совсем скоро фабрике стало тесно в прежних рамках. К 1900 г. питерская мастерская переехала из арендованных помещений на Сампсониевский проспект в собственное здание, в строительство которого было вложено около миллиона крон. Это была первая зарубежная фабрика LME.
На рубеже XIX и XX веков российский рынок становится для "Эрикссон" одним из наиболее важных: телефонные станции поставляются уже в Киев (1893 г.), Харьков (1896 г.), Ростов (1897 г.), Ригу, Казань и Тифлис (1900 г.).
Президент и основатель компании, носящей его имя, Ларе Магнус Эрикссон, всерьез задумывался о переносе своего бизнеса в Россию. В этот период он, принимая новых сотрудников на фабрику в Стокгольме, часто спрашивал их, как они относятся к перспективе переезда в С. -Петербург.
К 1905 г. фабрика добилась прекрасных результатов: на предприятии работало уже 650 человек, а объем продаж вырос с 500 тыс. (в 1901 г.) до 2,3 млн. рублей. Фабрика же была трансформирована в российское АО. Так появилась Russische Actien-Gesellschaft LM Ericsson & Co. ("Русская LME") с акционерным капиталом 500 тыс. рублей.
С началом Первой мировой войны спрос на телефоны резко возрос – и, прежде всего, со стороны военных. Чтобы справляться с заказами, питерская фабрика была расширена и модернизирована. В 1914 г. акционерный капитал фабрики увеличился до 4 млн. рублей.
К 1917 г. на фабрике в С. -Петербурге работало вдвое больше сотрудников, чем на головном предприятии в Стокгольме – 3500 человек. Доходы и прибыль русской LME постоянно росли. Фабрика поставляла телефоны и коммутаторы для шведской компании SAT, для ее российских подразделений в Москве и Варшаве. Самыми крупными заказчиками фабрики были Управление почтой и телеграфом, Управление железными дорогами, другие военные и гражданские российские ведомства. Петербургская фабрика была эксклюзивным поставщиком оборудования для телефонных сетей в Харькове, Ростове, Казани, Саратове, Самаре, Астрахани, Омске, Томске и Нижнем Новгороде.
Однако события 1917 г. остановили успешное развитие с. -петербургской фабрики. К лету 1919 г. она была национализирована. Несмотря на то, что компания "Эрикссон" предприняла несколько попыток договориться с советскими властями о компенсации, все они оказались безуспешными. В истории питерской фабрики Эрикссона наступил новый этап: после национализации она получила название "Красная Заря" и существовала под этим названием до недавнего времени.
Национализация фабрики привела бизнес "Эрикссон" в России к серьезному спаду. Но вскоре сотрудничество компании возобновилось уже с Советским Союзом. В СССР поступали самые современные на то время телексные, координатные городские и междугородные телефонные станции "Эрикссон", а затем – квазиэлектронные междугородные станции и начиная с 90-х гг. – цифровые коммутаторы АХЕ 10.
Позиции "Эрикссон" в России еще более укрепились с созданием в 1994 г. в Москве компании со 100%-ным участием шведского капитала "Эрикссон Корпорация АО", около 300 сотрудников которой работают в Москве и С. -Петербурге.
"Эрикссон" сегодня и завтра
Сегодня "Эрикссон" предлагает системы, сервисы, базовые технологии для производства мобильных терминалов и их лицензирование, а совместная компания Sony Ericsson – полную линейку продукции в области мобильных мультимедийных решений. Заказчики полагаются на уникальные возможности компании "Эрикссон" по предоставлению законченных и эффективных решений, гарантирующих успешное развитие их бизнеса.
Являясь мировым лидером в области мобильной связи, "Эрикссон" занимает очень сильные позиции и на российском рынке, поставляя решения для всех сотовых стандартов – GSM 900/1800, NMT 450, AMPS/ТDМА и СDМА. В области сотовой связи среди крупнейших российских заказчиков "Эрикссон" – такие ведущие операторы мобильной связи, как ОАО "ВымпелКом", ОАО "Мегафон", ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС).
Компания "Эрикссон" играет ведущую роль в развитии мобильного Интернета в мире. Контракты на поставку систем пакетной передачи данных – GPRS заключили с "Эрикссон" крупнейшие российские операторы мобильной связи: "МегаФон" в Москве, "ВымпелКом" и МТС в С. -Петербурге и регионах.
Лидирующие позиции в разработке систем следующего поколения связи (3G) позволили компании "Эрикссон" в феврале 2002 г. (в рамках выставки "Норвеком") осуществить первую не только в России, но и в Восточной Европе междугородную (Москва – С. -Петербург) видеоконференцию между двумя пользователями мобильной системы третьего поколения (3G), развернутой в качестве одного из фрагментов опытной зоны UMTS сети "Мегафон".
"Эрикссон" является одним из крупнейших в стране поставщиков решений для связи общего пользования. Более 160 цифровых станций АХЕ-10 емкостью, превосходящей 3 млн. портов, внедрены на всех уровнях сети России. Более 70% междугородных и международных звонков проходят через коммутаторы компании, которая помогает операторам совершенствовать существующие и строить новые мультисервисные сети для предоставления услуг телефонии, доступа в Интернет и мультимедиа. Решение ENGINE, позволяющее операторам предоставлять абонентам широчайший спектр услуг, становится в России все более популярным.
Компания предлагает полный спектр услуг для проектирования, построения, управления и оптимизации работы сети оператора, включая консультационные услуги по развитию бизнеса и росту сети, интеграции и управлению сетью связи, а также обучению персонала, в частности, в собственном Трейнинг-центре в Москве. Центры технической поддержки работают в Москве и Красноярске. За последнее время потребности заказчиков в услугах компании "Эрикссон" заметно возросли.
Совместное предприятие Sony Ericsson Mobile Communications предлагает мобильные телефоны и продукцию для передачи мультимедиа. В России производится автомобильный комплект Hands-free ("свободные руки") Sony Ericsson.
Помимо коммерческой деятельности "Эрикссон" в России участвует в решении социальных вопросов. Разработана и успешно воплощается благотворительная программа, направленная на поддержку детей-сирот, в частности, оказывается помощь одному из Домов ребенка.
"Эрикссон" активно сотрудничает с российским университетским сообществом. Компания уделяет большое внимание обучению специалистов, передаче знаний и уникального know-how "Эрикссон" российским экспертам. Хороший пример тому – Трейнинг-центр "Эрикссон" (совместное предприятие с Московским техническим университетом связи и информатики), за время существования которого, начиная с 1996 г., общетеоретические и специализированные курсы прошли около 12000 человек.
В 2002 г. "Эрикссон" учредил стипендии для студентов 5-6-х курсов и аспирантов, специализирующихся в области телекоммуникационных и информационных технологий Московского технического университета связи и информатики, Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана, Московского физико-технического института, С. -Петербургского университета телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича. В рамках выставки "Инфокоммуникации России – XXI век" дипломы четырем победителям вручали первый заместитель Министра РФ по связи и информатизации Б. Д. Антонюк и президент "Эрикссон" в Восточной Европе и Центральной Азии Б. Хемстад.
В этом году "Эрикссон" объявил открытый конкурс среди студентов на лучшую идею телекоммуникационной услуги, которая могла бы представлять реальный коммерческий и пользовательский интерес для операторов сотовой связи, абонентов их сетей и сервис-провайдеров, с использованием технологии OSA/Parlay. На конкурс было представлено 90 заявок от конкурсантов из различных вузов и научных центров страны. Помимо традиционных участников из Москвы и С. Петербурга, заявки поступили из Архангельска, Красноярска, Новосибирска, Самары, Саратова, Тюмени, Уфы и ряда других городов России. Интерес к конкурсу был проявлен также студентами Украины и Белоруссии.
Награждение четырех победителей состоялось 2 сентября 2003 г. в рамках шведско-российского бизнес-форума в С. -Петербурге. Стипендии победителям открытого конкурса вручили первый заместитель министра РФ по связи и информатизации А. В. Короткое и Б. Хемстад.
"Эрикссон" принимает активное спонсорское участие в реконструкции музея связи им. А. С. Попова в С. -Петербурге. Так, компания "Эрикссон" стала одним из спонсоров создания Интернет-центра в здании музея, оснастив 18 мест для удобной работы в Интернете. Кроме того, в зале современных технологий, который, по замыслу руководства музея, должен отражать развитие средств и технологий связи, установлена витрина, демонстрирующая последние технические решения "Эрикссон".
Вчера, Сегодня и Завтра – под этим же девизом осуществляется деятельность компании "Эрикссон" в России. Оглядываясь назад, мы видим богатую историю прошлого, являющуюся залогом будущего компании "Эрикссон", вносящей свой вклад в развитие телекоммуникаций мирового уровня в России.
Статья опубликована в журнале "Электросвязь" №11, 2003 г., стр. 83.
Перепечатывается с разрешения редакции.