Фоторепортаж. По европейским музеям связи с МГТС
История развития электросвязи

Фоторепортаж. По европейским музеям связи с МГТС

"Московская городская телефонная сеть" /МГТС/ организовала поездку по нескольким городам германии и Швейцарии, где расположены музеи телекоммуникаций. Поездка приурочена к 125-летию телефонной связи в России и задумана как логическое продолжение экспозиции по истории связи, развернутой при поддержке МГТС в московском Политехническом музее.

Маршрут европейского музейно-телекоммуникационного турне включал в себя музеи Берлина, Франкфурта-на-Майне и Берна.

Итак, остановка первая – Берлин.

Следы пуль и осколков на фасаде здания Берлинского музея почты
Берлинский Имперский музей почты

Берлинский Имперский музей почты

Берлинский музей был основан в 1872 г как Имперский музей почты /Reichspostmuseum/ по инициативе главного почтмейстера Германии Хайриха фон Стефана /Heinrich von Stephan/. Вначале музей располагался в помещении почтамта. Вскоре по проекту архитектора Эрнста Хаке /Enst Hake/ для музея было построено специальное здание, в которое музей переехал в 1898 г и в котором работает до настоящего времени. Правда, теперь он называется Музей коммуникаций.

Музей расположен в самом центре города – на Лейпцигер-штрассе, минут в пятнадцати неспешной ходьбы от Бранденбургских ворот и Рейхстага. Из-за такого расположения музей оказался во время сражения за Берлин в 1945 г в центре ожесточенных боев. Следы пуль и осколков сохранились на фасаде здания и даже на некоторых внутренних колоннах.

роботы в музее

роботы в музее

Во время нашего посещения музея в нем проходила выставка, посвященная робототехнике. Поэтому в вестибюле посетителей встречали действующие роботы.

Одни из них гоняли в мяч, не обращая внимания на народ.

Другие, заметив вблизи от себя посетителя, решительно подъезжали к нему и начинали что-то объяснять. Правда, только по-немецки, но наверняка что-то интересное.

Отличительной чертой Берлинского музея коммуникаций является тщательная продуманность экспозиции. Это не просто склад экспонатов, более или менее как-то расположенных на выставочном пространстве, как нередко бывает в технических музеях. Это специально спроектированная экспозиция, учитывающая то, что эти экспонаты собраны здесь и сейчас именно для того, чтобы на них смотрели люди, пришедшие в музей. В результате в музее просторно и удобно и экспонатам и посетителям.

Композиция музея достаточно традиционна: она выстроена в хронологическом порядке.

В одном из первых после вестибюля залов представлены модели верстовых столбов, когда-то стоявших на почтовых трактах.

модели верстовых столбов

В соседнем зале – коллекция почтовых ящиков разных времен и народов. Среди них – и наши отечественные.

       

Почтовый ящик Российской почты 1910 г.

 

Почтовый ящик – Белорусской ССР 1930 г.

Еще несколько интересных экземпляров.

Венгрия, 1902 г. Бавария, 1899 г. Пруссия, 1850 г.

Продолжая почтовую тему, нельзя не упомянуть о нескольких настоящих раритетах, представленных в экспозиции берлинского музея.

К ним относится, например, письмо на глиняной табличке из Месопотамии, которому около 4 тысяч лет.

письмо на глиняной табличке из Месопотамии

реестр писем, поступивших в канцелярию фараона
компонентная модель почтовой кареты

А вот древний документ, проходящий непосредственно по почтовому ведомству. На этом египетском папирусе 2 тысячи лет назад был составлен реестр писем, поступивших в канцелярию фараона.

Как символ до-телекоммуникационного периода истории, в одном из залов представлена, так сказать, компонентная модель почтовой кареты.

В телекоммуникационных разделах много чего интересного, однако наш репортаж никак не может претендовать на статус путеводителя или каталога, поэтому покажем наиболее этапные экспонаты.

деталь реечного телеграфа

Это – настоящая деталь реечного телеграфа.

Такой телеграф представлял собой передающее устройство из трех подобных реек, подвижно соединенных друг с другом и установленных на возвышенной опоре. Опоры телеграфа располагались на расстоянии прямой видимости друг от друга, а буквы при передаче информации кодировались различными комбинациями взаимного расположения реек.

Первым массовым средством электросвязи был, как известно, электрический телеграф. Передача сигнала осуществлялась по проводам, а на дальние расстояния – по достаточно сложно устроенным кабелям.

Здесь представлены поперечные срезы различных типов телеграфного кабеля лондонской компании Sub Marine Telegraph Company образца 1859-1861 гг. Кабели армированы стальной проволокой и имеют оплетку. Кабель самого большого сечения использовался на линиях протяженностью до 25 миль, самого малого сечения – на линиях до 380 миль.

Из экспонатов телефонной эры наиболее интересны относящиеся к самому ее началу.

один из первых появившихся в Германии телефонов Белла

Вот, например, один из двух первых появившихся в Германии в 1877 г телефонов Белла /Bell/.

Как видно, в аппарате нет отдельных микрофона и телефона, поэтому слушать и говорить приходилось "в одну воронку". Дальность связи с помощью такого аппарата составляла до 70 км. Затем на базе этой модели фирма Siemens выпустила собственные аппараты аналогичной конструкции, обеспечивавшие связи на расстоянии уже до 100 км. Эти аппараты использовались как штатное оборудование немецкой почтой.

Еще интересный экспонат – одна из первых моделей телефона с возможностью набора абонентом вызываемого номера. Аппарат относится к 1909 г.

Разумеется, появление таких аппаратов стало возможным только после введения в строй первых автоматических телефонных станций /АТС/. А до этого соединение осуществлялось по названному абонентом номеру знаменитыми "барышнями" с помощью ручных коммутаторов.

Интересны некоторые специальные требования, предъявлявшиеся к барышням при отборе на эту работу. От кандидаток требовались: воспитанность, скромность и достаточно большой размах рук.

Если с воспитанностью достаточно понятно, то размах рук и скромность требуют некоторого пояснения, так как были обусловлены исключительно техническими особенностями работы.

Что касается размаха рук – то он был необходим, чтобы барышня могла доставать штекером контактного устройства до всех гнезд коммутатора не вставая со стула. Иначе ей бы пришлось в течение всей смены то и дело вскакивать с места.

А скромность была исключительно важным качеством потому, что разъединение абонента после окончания разговора происходило так же вручную, как и соединение. А другого способа узнать об окончании разговора, кроме как время от времени прослушивать соединенную линию, не было. Поэтому только скромность "телефонной барышни" обеспечивала тайну телефонных переговоров.

В Берлинском музее коммуникаций еще много чего интересного, включая редчайшие почтовые марки – розовый Маврикий и голубой Маврикий, однако всего здесь не расскажешь.

Так что – до следующей остановки в музейном круизе.

Остановка вторая - Франкфурт-на-Майне.

Франкфурт-на-Майне – город с давней историей, вот главная площадь его старой части.


Однако в последние годы здесь культивируется дух модернизма, и в центре рядом со старым городом построен пяток высотных стеклянно-металлических зданий. Эту часть местные жители гордо называют "Манхэттеном".

Музей коммуникаций во Франкфурте тоже решен в духе техно-веяний, в отличие от большого имперского стиля здания музея в Берлине.

Вот фасад франкфуртского музея.

фасад франкфуртского музея

футуристическая скульптура конного телеком-рыцаря
стадо овец с шерстью из телефонного шнура и телефонными головами

почтового ящика германской почты XIX века

Рядом со входом установлена и вовсе футуристическая скульптура конного телеком-рыцаря.

Внутри в вестибюле – тоже техно-живность: стадо овец с шерстью из телефонного шнура и телефонными же головами.

Впрочем, с исторической частью в музее, как и положено, все в порядке. Не обошлось, конечно, без очередного красивого почтового ящика германской почты XIX века.

Достаточно много места в этом музее уделено реальным образцам транспорта, использовавшегося в разное время для перевозки почты.

 

 

 

Помните "компонентную" модель потовой кареты в Берлинском музее? А вот такая карета в сборе во франкфуртском.


Вот почтовый грузовик начала XX века.


Почту перевозили и на легендарных "жуках" Volkswagen.


Среди экспонатов эпохи электронной связи есть любопытный экземпляр телефона-автомата /таксофона/ берлинской компании Mix&Genest 1900 года. Как видно, у него нет даже телефонной трубки – слушать и говорить нужно было через объединенный встроенный микрофон-динамик. Однако это был полноценный таксофон: 3 минуты разговора стоили 10 пфеннигов. Плати и говори. А набор номера, как водилось в то время, через барышню.


А вот так выглядел передатчик беспроводного телеграфа производства компании Telefunken 1924 года. Мощность сигнала – 1,5 КВт.

Музей во Франкфурте, помимо средств собственно связи, располагает несколькими образцами средств шифрования времен Второй мировой войны. Наиболее интересные – это две модели знаменитой немецкой шифровальной машины Enigma. История с ними достаточно известна, напомним только, что в результате предпринятых Великобританией усилий по расшифровке кода Enigma и благодаря захвату образца машины, союзники получили возможность перехватывать и читать радиообмен между немецкими подводными лодками в Атлантике и командованием. Это, в свою очередь, сыграло важную роль в успехе борьбы союзников с подводными силами Германии.

Вот шифровальная машина Enigma 1936 года с тремя валиками, цифры на которых составляли комбинации кодовых групп шифра, автоматически составлявшихся в процессе печатания текста на буквенной клавиатуре.


Это – четырехвальная Enigma 1944 года.


Есть и более ранний представитель шифровального оборудования – шифровальная машина T-52b компании Siemens.



Теперь – в швейцарский Берн.

Городок весьма небольшой, но именно он – столица Швейцарской конфедерации. Расположен на крутых берегах реки Ааре, причем "крутые берега" – не фигуральное выражение, а факт, потому что город находится в предгорьях Альп, что добавляет живописности его и без того своеобразному облику.


Примечательное место для каждого русского в Берне – знаменитая в России бернская Блюменштрассе, на которой попал в засаду профессор Плейшнер.

Вот эта улица.

бернская Блюменштрассе, на которой попал в засаду профессор Плейшнер

окно на третьем этаже с цветком, который сигнализировал об опасности

А вот окно на третьем этаже с цветком, который сигнализировал об опасности. Цветок на месте.

Это, разумеется, шутка: этот эпизод "Семнадцати мгновений весны" снимался в Риге. А улицы Блюменштрассе в Берне вообще нет. Улица на фотографии называется Юнкернгассе /Junkerngasse/. Это одна из улиц старого города, параллельная центральной Марктгассе /Marktgasse/.

Но ведь похоже. Да и по справедливости Юнкернгассе вполне могла бы носить название Блюменштрассе – Цветочная – потому что цветов на подоконниках домов этой улицы действительно много.

Теперь к музею.

Как и предыдущие, музей коммуникаций в Берне был когда-то основан как музей почты. Однако после недавнего переезда в новое специально построенное здание акцент в экспозиции сделан на коммуникации вообще, как на важнейшую для человека функцию.



Один из наиболее интересных разделов – раздел истории вычислительной техники. Может быть, это как-то связано с тем, что Швейцария, как известно, банковский центр мира. А деньги счет любят.

Во всяком случае, в этой части экспозиции есть немало примечательного.

Например, электромеханическая вычислительная машина IBM 601 образца 1935 г. Это, кстати, вниманию тех, кто думает, что компьютеры появились только после Второй мировой войны. И поработала эта машина неплохо – она использовалась на Швейцарской железной дороге вплоть до 1956 г. Машина была способна выполнять 1 действие сложения/вычитания в секунду, а вот 1 действие умножения требовало уже 6 секунд. Объем оперативной памяти был равен 2х9 цифр. Ввод информации осуществлялся с помощью перфорированных карт.

А вот то, что называлось у нас "большая цифровая машина". Это машина ERMETH 1956 г. Машина построена с использованием 1900 электронных ламп компании ETH. Рабочая частота – 23 КГц, оперативная память 80 Кбайт.



Машина была снабжена "жестким диском", если можно это так назвать. Тоже не маленьким.

Далее идут более привычные компьютеры.

Машина IBM-360-50, модель 1968 г. Частота 2 МГц, оперативная память 256 Кбайт.




А это один из первенцев поколения настольных персональных компьютеров – Apple Lisa, 1983 год. Частота 5 МГц, оперативная память 1 Мбайт.

Несколько странная вещь – калькулятор Epson HX-20 1982 года. Еще не ноутбук, конечно, но переносной и оснащен функцией записи программ вычислений на магнитной кассете и возможностью распечатки результатов на бумажной ленте.


На этом – с большим сожалением – заканчиваем краткие заметки об этой поездке. С сожалением потому, что не получается рассказать и показать подробнее. Остается надеяться, что удалось донести основное – было интересно.


Статья помещена в музей 28.10.2007
Публикуется с разрешения автора.
Опубликована в ПРАЙМ-ТАСС, 3 и 9 августа 2007 г.