40 лет сибирскому Институту по изысканиям и проектированию сооружений связи («ГИПРОСВЯЗЬ-4»)
Б. И. Черников,
Генеральный директор ОАО "Гипросвязь-4"
Новосибирское отделение института "Гипросвязь" было создано на основании приказа министра связи СССР от 21. 08. 59 № 549. Реально функционировать он начал с 9 апреля 1960 г. - с момента назначения первого начальника Новосибирского отделения М. И. Туровского, прекрасного специалиста и великолепного организатора.
Особое участие в создании и становлении института приняли ведущие специалисты московской "Гипросвязи". Некоторые из них, покинув Москву, переехали на постоянную работу в Новосибирск. В их числе В. В. Селивон - первый главный инженер, роль которого в становлении института невозможно переоценить.
Очень большой вклад в выработку технической политики нового института внес талантливый инженер, начальник технического отдела Московского института "Гипросвязь" Л. Г. Шифманович. Костяк молодого предприятия составили выпускники Новосибирского электротехнического института связи. Многие из них затем стали ведущими специалистами и руководителями.
В шестидесятые годы Новосибирск превратился в крупнейший промышленный, культурный и научный центр Сибири. Это было незабываемое время. Шло интенсивное развитие необъятных восточных районов страны. Осваивались целинные земли, открывались и разрабатывались уникальные месторождения полезных ископаемых, строились промышленные и энергетические центры, города и целые экономические районы, возникали новые отрасли промышленности. И всем немедленно требовалась связь. Вот так, едва родившись, новый проектный институт сразу оказался в центре бурных событий.
Первыми его серьезными работами в 60-е годы стали проекты системы междугородных кабельных магистралей связи, строившихся в сложнейших природно-климатических условиях: Иркутск - Улан-Удэ - Чита - Хабаровск - Владивосток с ответвлениями на Якутск и Магадан.
Затем "Гипросвязь-4" (так стал называться институт после 1972 г.) напряженно трудился, внося свой вклад в развитие средств связи страны. Многие сотни и тысячи тяжелых таежных и горных километров прошли, в основном пешком, изыскатели института, с тем чтобы наметить трассы магистральных кабельных линий связи, выбрать сотни площадок для радиорелейных станций, усилительных пунктов, радиоцентров, транзитных пунктов, междугородных станций и многих других объектов, зачастую в местах, куда и самолетом невозможно долететь.
Не будет преувеличением сказать, что все сооружения связи, в том числе узлы коммутации, множество междугородных и городских телефонных станций практически во всех областных центрах и крупных городах от Урала до Тихого океана построены по проектам института или при участии его сотрудников. В активе института такая уникальная разработка, как цифровая радиорелейная линия связи Москва - Хабаровск.
В последние годы ключевым вопросом в деятельности "Гипросвязи-4" является разработка и внедрение системы управления качеством проектирования в соответствии с международными стандартами ИСО 9000 (модель ИСО 9001), на базе которой совершенствуется организация проектного производства. Закономерным подтверждением активной деятельности института в этой области стало присвоение ему в 1999 г. почетного звания "Лауреат конкурса Министерства связи Российской Федерации в области качества производства оборудования и предоставления услуг связи".
Существенную роль сыграл институт во внедрении на сетях связи Урала, Сибири и Дальнего Востока новейших технологий и оборудования, в том числе в организации высокоскоростных транспортных магистралей с потоками STM-4...STM-16, синхронных цифровых сетей городской телефонной связи и сетей сотовой
связи стандартов GSM-900 (1800) и NMT-450, во внедрении цифровых телефонных станций с использованием технологий радиодоступа DECT и СОМА, узлов доступа к сети Интернет, в создании сетей мультимедиа, сети с применением технологий Frame Relay и ATM, цифровых радиорелейных линий связи со скоростью передачи 155 Мбит/с на ствол, станции космической связи, транкинговых сетей и др. При этом особое внимание уделялось внедрению систем телеуправления и синхронизации, а также таких прогрессивных систем сигнализации, как ОКС № 7.
Высокий интеллектуальный потенциал коллектива, ориентация на проектирование собственными силами любых средств связи, а следовательно на принятие оптимальных решений, высокая ответственность за судьбу проектируемого сооружения позволили не только увеличить объем выполняемых институтом работ, но и расширить географию его деятельности. Так, из шести наиболее важных объектов, введенных в эксплуатацию в истекшем году, четыре (ВОЛС Москва - Хабаровск, ЦРРЛ Самара - Оренбург ЦРРЛ Тюмень - Сургут, МНЦК в Новосибирске) построены по проектам "Гипросвязи-4". Из намеченных к строительству и вводу в эксплуатацию важнейших объектов отрасли в 2000 г. большая их часть также спроектирована институтом "Гипросвязь-4". Это -ВОЛС Самара - Саратов - Волгоград (с ответвлением на Ростов-на-Дону и Элисту) - Буденновск, Пермь - Ижевск - Киров -Сыктывкар, Иссад - Мурманск и др. Принимает участие институт и в проектировании крупных объектов связи для предприятий других отраслей, например ВОЛС для нефтепровода Тенгиз - Новороссийск.
Таким образом, к своему сорокалетию институт подошел в хорошей творческой форме и с достаточным запасом прочности.
В основе этого - люди, которые создали институт, наращивали его потенциал. Прежде всего это его основатель М. И. Туровский, его последователи - А. И. Овсянников, А. А. Нехаева, Г. М. Китченко, которые в разное время возглавляли институт и оставили свои яркие следы в его истории. Это и те сотни людей и десятки предприятий, которые в разное время сыграли большую роль в становлении и деятельности института. Среди них В. Г. Бакланов (ныне директор СОМЭС ОАО "Ростелеком"), П. В. Гожерук (Главсвязьэкспертиза), В. И. Глинка (Минсвязи России), И. А. Пугачев, П. Н. Виноградов, М. А. Фоменко, а среди предприятий - московский, петербургский и киевский институты "Гипросвязь", ЦНИИС, НИИР, ЛОНИИС, НЭИС, МЭИС, МГСС, "Радиострой", "Связьстрой", филиалы "Ростелекома", региональные ОАО "Электросвязь". Надеемся, что и в будущем институт сохранит свои позиции и подтвердит это новыми делами.
Статья опубликована в журнале "Электросвязь" №5, 2000 г., стр. 2.
Перепечатывается с разрешения редакции.