Зарождение и развитие сети «Искра»
С. Л. Мишенков
21 ноября 1990 г. было организовано Малое Государственное предприятие "АСВТ", объединившее сеть фиксированной связи "Искра" и сеть мобильной связи "Алтай". В предлагаемой статье сделана попытка осветить историю создания сети, её становления, развития и будущего. Автор не является историком-профессионалом, поэтому приносит извинения за возможные фактические неточности, особенно касающиеся участия конкретных людей в различных фазах этого важного проекта. Историческая часть написана со слов участников создания "Искры", к которым я обращаюсь со словами глубокой признательности и благодарности. Особая благодарность Брусницыну Николаю Александровичу, уточнившему ряд положений создания сети.
Всё развитие связи, от гонцов и голубиной почты до современных средств электросвязи, проходило и проходит для удовлетворения требований пользователей, причем все требования формируются вокруг двух обобщенных: качество передачи и защита передаваемой информации. Широкое понятие качества должно включать защиту передаваемой информации, но реально, особенно в сознании пользователей, эти понятия существуют отдельно, характеризуя системы связи с разных точек зрения.
Под качеством передачи обычно подразумевают выполнение комплекса требований, обеспечивающих передачу информации с необходимой достоверностью, без искажений, потерь – они оговариваются показателями качества предоставляемого канала связи, его структурой, эксплуатацией.
Под защитой передаваемой информации подразумевают комплекс средств и мероприятий, затрудняющих утечку информации в процессе передачи и обработки в канале связи.
Как не может существовать абсолютно не искажающих каналов, так не может существовать и абсолютно защищенных каналов связи; возможны только определенные приближения к идеалу, задаваемые характером и значимостью передаваемой информации. Развитие общества всё более и более ужесточает требования к передаче информации. Рост требований скачкообразен и определяется изменениями общества на обслуживаемой территории.
Такие изменения намечались или происходили в СССР в 50–70 гг. XX в.: рост промышленности, науки и одновременно рост централизации управления. Для выполнения многих программ создавались огромные научно-промышленные комплексы (например, аэрокосмический), объединяющие до нескольких тысяч предприятий, распределенных по всей территории страны. Для успешного функционирования народного хозяйства и особенно военно-промышленного комплекса страны потребовался рост связи, её коренная перестройка.
Для удовлетворения основных требований всех потребителей формировалась Единая Автоматизированная Сеть Связи (ЕАСС), зарождались первые специализированные (в основном для обеспечения военно-космических нужд) цифровые сети. Объединение всех каналов, образованных в разнотипных системах передачи, в ЕАСС было сложной научно-технической задачей, но ученые ЦНИИСа её решили. "Лоскутное одеяло" обеспечивало заданные электрические показатели каналов связи внутри страны и гарантировало возможность выхода за рубеж.
Рост числа пользователей при задержке развития сетей связи приводил к задержкам в предоставлении услуг междугородной связи (на некоторых направлениях приходилось долго дозваниваться), кроме того, участились случаи утечки информации в каналах.
На 60-е годы приходится расцвет научного и технологического потенциала СССР и связанное с ним резкое расширение перехвата информации потенциальными противниками.
Для передачи информации, содержащей государственную тайну, применяются защищенные каналы правительственной связи. Но существует много информации, отдельные блоки которой не содержат гостайны, но их накопление приводит к раскрытию научных, технических, экономических, управленческих и иных замыслов, подрывая благосостояние страны.
В 1974–1975 гг. были сформулированы требования к структуре сети и качеству связи, а в 1976 г. вышли Решение Гостехкомиссии и Постановление Правительства о создании выделенной по обслуживанию междугородной сети связи, обеспечивающей предоставление услуг связи повышенного качества, с повышенной защищенностью. Первоначально сеть именовалась АСВТ (автоматическая сеть выделенной телефонии), при построении опытной зоны сеть получила название "Искра".
У истоков "Искры" стояли многие, но основной, системный вклад внесли: Талызин Николай Владимирович, Шамшин Василий Александрович и Кудрявцев Геннадий Георгиевич (МС СССР), Агарков Николай Васильевич, Брусницын Николай Александрович и Волошенюк Сергей Николаевич (Гостехкомиссия), Аджемов Сергей Артемович и Дедоборщ Василий Григорьевич (ЦНИИС), Оситис Анастасия Петровна (МГТС).
Принципы построения сети разрабатывали в ЦНИИСе Григорьев Дмитрий Иванович, Ильина Лидия Давыдовна, Прокофьева Галина Петровна, Пекарский Ефим Вениаминович, Мамонтова Любовь Петровна, Гуляева Лидия Иосифовна, Толчинская Любовь Григорьевна.
Сеть проектировали в Московской Гипросвязи Глинка Владимир Иванович, Гренадерова Альбина Петровна, Крейнин Роман Борисович и Юрасова Галина Павловна.
"Искра" -- комбинированная, междугородно-местная сеть (одна из первых сетей, предоставляющих комплексную услугу, гарантирующая качество связи от абонента до абонента "внутри" единой сети); "головные" абоненты находились в Москве, и большая часть трафика шла через Москву, поэтому создание сети было поручено службе спецсредств МГТС.
Уже в 1978 г. была создана полуавтоматическая сеть (в Москве и основных регионах на координатных станциях и с ручной коммутацией для работы с регионами, где автоматики ещё не было), причем для местных линий использовалась аппаратура ретрансляции (коррекции и усиления), позволявшая обеспечивать работу по медной паре до 70 км. Для обеспечения защиты информации первоначально использовались кабельные системы связи, а затем радиорелейные или спутниковые системы с условием закрытия всего потока.
Изначально при эксплуатации "Искры" повышенное внимание уделялось обеспечению качества связи, обеспечению приоритета при установлении связей. "Искра", пожалуй, первой обеспечила качественную передачу факса. Сокращенная нумерация, возможность образовывать виртуальные корпоративные сети, циркулярный вызов сделали её непременным атрибутом крупного предприятия. Иметь номер "Искры" стало так же престижно, как "кремлёвку" .На предприятиях междугородной связи каналы "Искры" обслуживались с повышенным вниманием, и в первую очередь, наравне с "главными" арендаторами (КГБ, МО), обеспечивался приоритет по занятию канала.
Работа "Искры", планы её развития находились под постоянным контролем Гостехкомиссии (Яшин Юрий Алексеевич, Шабанов Виталий Михайлович). Организационно "Искра" (местно-междугородная сеть) входила в МГТС, находясь в различное время в различных подразделениях.
В 1986 г. "Искра" стала полностью автоматической.
В последнюю четверть 20 века бурно растет цифровизация систем связи страны, причем если цифровизация в мире начиналась с междугородных систем связи, в России она началась с городских сетей, с внедрения цифровых систем межстанционных связей и квазиэлектронных и электронных АТС. Знаменитая система ИКМ 30 была разработана в 1976-78 гг. (НИИ ДС, главный конструктор Голубев Анатолий Николаевич) и широко внедрялась в МГТС к Олимпиаде-80. Москва стала первым Олимпийским городом, в котором основные каналы подачи программ звукового вещания и главные направления межстанционных городских связей стали цифровыми. МГТС превратилась в своеобразный полигон, на котором отрабатывалась новая техника.
Освоение цифрового оборудования стало основной задачей коллектива, и в первую очередь – Технического отдела, в котором работала Оситис Анастасия Петровна, и Службы спецсредств МГТС, которую она затем возглавляла. Ей удалось сформировать коллектив единомышленников, положивший начало современной "Искре", сочетающий знание сложной техники, творческий подход к её эксплуатации и четкую организацию. В ОАО "АСВТ" до сих пор работают пришедшие в МГТС в 70–80-е годы Алешин Александр Сергеевич, Богачев Владимир Федорович, Большакова Людмила Ивановна, Борисов Валерий Олегович, Борисова Елена Владимировна, Васильева Ирина Васильевна, Волкова Ирина Владимировна, Гришина Людмила Сергеевна, Дмитриева Марина Васильевна, Евсикова Ольга Владимировна, Клименко Николай Иванович, Кириллов Петр Александрович, Коток Галина Анатольевна, Морозов Борис Николаевич, Морозова Татьяна Анатольевна, Омельченко Владимир Федорович, Попова Любовь Владимировна, Попович Людмила Сергеевна, Тарасенко Надежда Валерьевна, Шмакова Антонина Александровна, Щукина Лариса Дмитриевна. Сложно проследить жизненные пути каждого при переходе из различных отделов и служб МГТС и в АСВТ. Перечень фамилий можно продолжать, но извинимся, если не приведены фамилии многих и многих работников: это отнюдь не умаляет значимости их работы на предприятии.
Сложившаяся на предприятии атмосфера взаимопонимания и направленности на единую цель, взаимовыручка, знание дела, способность и желание поделиться этими знаниями приводят к тому, что на работу приходят дети и даже внуки работников, заложивших основу АСВТ.
Развал централизованной системы управления и коллапс промышленности в 90-х годах привели к значительному оттоку абонентов – стало некому и нечем платить, сеть начала умирать.
Вторую жизнь в сеть вдохнуло решение Министерства Связи России о выделении части абонентской емкости на коммерческой основе. Пользователями сети стали биржи, банки, различные предприятия и физические лица. Способствовало этому выделение "Искры" в г. Москве в отдельное Малое Государственное Предприятие АСВТ (созвучно с первым названием сети). Генеральным директором АСВТ стала Оситис Анастасия Петровна, именно благодаря её творческому подходу, энергии один из первых альтернативных операторов из убыточного превратился в устойчивое, высокорентабельное предприятие. Получаемые от коммерческих абонентов средства шли на поддержание в критических ситуациях государственных абонентов и на развитие сети восьмидесятых годов,
К сожалению, разработка и выпуск отечественного цифрового оборудования практически прекратились, а его качество не могло конкурировать с качеством зарубежного. Операторы связи были вынуждены применять зарубежное оборудование. Первоначально на продажу последних разработок в области связи действовали запреты COCOM, и в Россию старались продавать по относительно доступным ценам устаревшую, снятую с эксплуатации технику, что соблазнило некоторых операторов, но не обеспечило впоследствии качественного предоставления услуг. АСВТ пошло другим путем: для сети "Искра", одной из первых в Москве, была установлена цифровая комбинированная (местно-междугородная) станция АХЕ–10, которая проходила сертификацию на предприятии.
Ввод в эксплуатацию нового оборудования потребовал от предприятия больших финансовых затрат и напряженной работы службы развития, которой руководила Попович Людмила Сергеевна.
Перевод некоторых абонентов на повременную систему оплаты потребовал создания биллинговой системы, которая была разработана собственными силами, отделом, в который пришли Дедоборщ Григорий Васильевич и Попов Константин Борисович.
В 1996 г. были разработаны и приняты ГКЭС концепция и затем Генсхема развития "Искры". Разработка проводилась при участии и на средства ОАО "АСВТ". Основными авторами были Оситис Анастасия Петровна (АСВТ), Жарков Михаил Александрович (ЦНИИС), Антонян Александр Багратович (Гипросвязь). Основная цель развития – построение мультисервисной цифровой сети, охватывающей всю страну.
Сеть проектировалась с опережением требований пользователей, предваряя развитие мультимедийных услуг. В качестве основных междугородных каналов закладывалось использование цифровых каналов Ростелекома с ОКС 7. Применение сквозной сигнализации позволяет обеспечить передачу любой информации по каналам, составленным из звеньев, принадлежащих различным операторам, т. е. полностью отвечает архитектуре сети "Искра". Ростелеком объединяет региональных операторов. Применение каналов Ростелекома гарантирует максимально возможную живучесть сети, минимальное время восстановления.
Учитывая возросшее качество работы каналов сети общего пользования, явное преимущество сети "Искра" в предоставлении связи как бы пропадает, вернее, снижается вероятность задержки соединения. Востребованность "Искры" начала падать, но каналы сети общего пользования не могут обеспечить требования защиты информации, поэтому для многих категорий абонентов она остается единственно приемлемой.
Изменение акцентов деятельности сети (элитарная, защищенная связь) требует совершенствования эксплуатации, повышения ответственности всех работников и, конечно, воспринимается многими региональными операторами отрицательно, так как тарифы невелики, зачастую даже ниже тарифов сети общего пользования. Цифровая "Искра" охватывает 79 регионов, но наиболее распространена она в Центральном, Северо-Западном и Южном регионах, промышленность в которых наиболее развита или возрождается.
Можно прогнозировать дальнейшее развитие "Искры", определяемое ростом объема промышленности во всех регионах и в связи с этим растущей потребностью в организации корпоративных сетей. Способствует этому наличие соответствующих лицензий и номерной емкости негеографического кода нумерации, позволяющего организовывать необходимые связи "внутри" сети, что упрощает техническую и организационную стороны.
Пересмотр точки зрения операторов отдаленных регионов неминуем из-за насыщения рынка связи традиционными услугами и необходимости внедрения новых услуг (комплекс услуг сети "Искра" представляет собой принципиально особый вид услуг связи).
Жизнь выдвигает повышенные требования к качеству и расширению ассортимента предоставляемых услуг, обеспечивать которые операторам сети общего пользования нерационально (количество абонентов, нуждающихся в таких услугах, относительно невелико, а затраты на построение универсальной для всех абонентов сети непомерны). "Искра" своим существованием хорошо подтверждает возможность организации элитарной сети на базе сети общего пользования.
Попытки строить новые ведомственные сети "с нуля", с похожим, но значительно более узким спектром услуг обречены на провал из-за значительных непроизводительных затрат и сложности охвата всей территории страны. Экономически оправдать такие затраты невозможно.
Мы прогнозируем четвертый период развития "Искры (1 – полуавтоматическая сеть, 2 – автоматическая сеть, 3 – цифровая сеть) – мультисервисная, элитарная, защищенная сеть, предоставляющая полный пакет инфокоммуникационных услуг. Конвергенция связи и информатизации неизбежно требует больших усилий от коллектива, как в техническом оснащении и организации эксплуатации, так и в поисках клиентов, воспитании их менталитета.
Связь – локомотив экономики, она должна предварять запросы общества. "Искра" способна удовлетворить потребности самых требовательных, "продвинутых" пользователей.
Статья опубликована 15.10.2004 г.