Страницы истории МГТС. 1917-1941 гг.
Ольга Козловская
К 1917 г. в Москве Центральная телефонная станция и более 10 подстанций обслуживали около 60 тыс. номеров. Но во время революционных боев большая часть оборудования и линейных сооружений были значительно повреждены. Два зала ЦТС Московской городской телефонной сети общей емкостью 30 тыс. номеров оказались полностью выведенными из строя, остальные нуждались в капитальном ремонте.
К 1921 г. в Москве удалось восстановить оборудование, обеспечивающее связью всего 17 тыс. абонентов. Для города с многомиллионным населением этого было недостаточно, поскольку большинство номеров по специальному декрету Совета Народных Комиссаров использовалось для хозяйственных нужд и стратегических целей. Капитальный ремонт и восстановление основной части станционных и линейных сооружений начался только в 1922 г.
К 1925 г. удалось восстановить два из четырех залов Центральной телефонной станции МГТС и отремонтировать линейные сооружения в Китай-городе, Замоскворечье, на Арбате и Остоженке. В 1926 г. закончилось восстановление еще одного зала ЦТС и линейных сооружений в направлениях Ярославского шоссе, Чистых прудов, ул. Чернышевского и Ильинских ворот.
Спрос на телефонную связь возрастал. Однако из-за загруженности кабельной сети установка телефонов в районах, отдаленных от Центральной телефонной станции, была затруднена. Поэтому в конце 20-х годов особое внимание уделялось монтированию телефонных подстанций на окраинах города. К 1930 г. на Московской городской телефонной сети было введено в строй 14 подстанций, емкость каждой составляла от 100 до 1000 номеров. Это позволило значительно увеличить число абонентов и довести его до уровня 1916 г.
Наряду с восстановлением и развитием Московской городской телефонной сети шли работы по модернизации телефонного и станционного оборудования. В 1927 г. завод "Красная заря" в Ленинграде выпустил первый телефонный аппарат с номеронабирателем, предназначенный для работы от автоматической телефонной станции. К этому времени в Москве уже шли работы по строительству первых АТС - Замоскворецкой и Бауманской емкостью соответственно 8000 и 7000 номеров. В эксплуатацию они были приняты спустя четыре года после начала работ - осенью 1930 г. За десять последующих лет в Москве было введено в строй еще 14 автоматических телефонных станций общей емкостью 120 850 номеров.
Одновременно с увеличением количества телефонных станций и подстанций естественно развивались и линейные сооружения. Новая кабельная сеть монтировалась из тех же типов голых освинцованных кабелей, что применялись и раньше. Однако увеличилась их емкость - до 400, 500, 800, а позже и 700х2 жил. Сначала монтаж кабелей производился с помощью медных гильз, в которые вставлялись кабели, и зажимов, соединяющих эти кабели. А в первой половине 30-х годов жилы стали скручивать вручную и изолировали их бумажными гильзами. В это время основная часть кабелей проходила по воздуху. Но после ввода в строй новых АТС воздушные линии, оборудованные стойками и металлическими кабельными столбами, перестали соответствовать современным требованиям.
Работы по подвеске и перекладке проводов были крайне трудоемкими, это затрудняло развитие сети. Кроме того, воздушные линии часто повреждались, мешали строительству новых зданий. В 1934 г. МГТС начала реконструкцию воздушной сети. Она была направлена на упразднение всех стоек воздушных линий большой емкости и металлических кабельных столбов. Работы проводились авральным способом и захватывали помимо рабочих дней еще и выходные. Это были так называемые воскресники, организованные по инициативе профсоюзов. На объектах реконструкции трудились все работники МГТС. Они рыли траншеи и котлованы, прокладывали трубы канализации, затягивали кабели, упраздняли воздушные линии. В результате реконструкцию удалось завершить в рекордно короткий срок - в течение года.
Однако число повреждений кабелей хоть и уменьшилось после реконструкции, но еще оставалось значительным - главным образом по причине электрической и химической коррозии свинцовых оболочек кабелей. Для борьбы с этим процессом на кабельной сети стали внедрять электрические дренажи, а позже - катодные станции и анодные электроды. А поскольку причинами коррозии являлись блуждающие токи от разветвленной трамвайной сети, было решено провести работы и на трамвайных путях. Стыки рельс стали заваривать и улучшать их изоляцию от земли. Для борьбы с химической коррозией кабельные вводы в здание из земли стали переносить с боковых стен на фасадные.
До 1932 г. структура МГТС состояла из отдельных линейных районов и АТС. Они подчинялись отраслевым отделам управления сети. Но объем станционных и линейных сооружений увеличивался, росло число обслуживаемых территорий. Это ставило руководство МГТС перед необходимостью структурной реорганизации. Были созданы пять телефонных узлов: Центральный, Замоскворецкий, Миусский, Арбатский и Бауманский. Они занимались вопросами эксплуатации, ремонта, текущего развития всех видов сооружений, размещенных на обслуживаемой территории. Каждый узел функционировал как самостоятельное предприятие, возглавляемое начальником и главным инженером, однако подчинялся руководству МГТС.
После ввода в эксплуатацию Таганской АТС в 1933 г. и Дзержинской АТС в 1939 г. были дополнительно организованы Таганский и Дзержинский телефонные узлы. А после того как МГТС были переданы подстанции пригорода Управления Московской области, был создан Пригородный ТУ. Он включал 37 подстанций в семи районах: Мытищинском, Красногорском, Химкинском, Кунцевском, Ленинском Люберецком и Балашихинском. В 1941 г. на МГТС прошла реорганизация с укрупнением телефонных узлов. Миусский и Дзержинский были объеденены в один - Миусский ТУ, Кировский и Арбатский - в Кировский ТУ, Таганский и Бауманский - в Таганский ТУ. Это позволило сократить управленческий аппарат телефонных узлов и высвободить часть служебных площадей в зданиях АТС. Общая численность штата МГТС после реорганизации составляла 4772 чел. Таким образом, в 1941 г. в структуру МГТС входило пять телефонных узлов: Таганский, Миусский, Центральный, Кировский и Пригородный, а также производственная лаборатория, механические мастерские, автобаза, контора снабжения и ремонтно-строительная контора. Перед началом Великой Отечественной войны общая монтированная емкость МГТС составляла 167 800 номеров, в Москве было установлено 2775 телефонов-автоматов.