Навстречу новым коммуникациям!
Компания Motorola в 1946-1955 гг.
Анна Мясникова
После окончания Второй мировой войны начался бурный подъем американской экономики. В это же время в Galvin Manufacturing Corporation начинаются фундаментальные изменения. Влияние на общество электронной индустрии и особенно телевидения были всеобъемлющими. Разработка новейшей технологии – полупроводников – вызвала изменения нового уровня, преобразившие не только компанию, но и весь мир. Именно в эти годы начинается беспрецедентный рост компании.
Оперативно отреагировав на потребности военных в начале 40-х годов, компания Гэлвина и теперь шла в ногу со временем, стремясь к максимальному удовлетворению спроса на потребительские товары. Для претворения в жизнь поставленных целей в 1946 г. на исследования выделяется более 1 млн. долл., и более 240 лучших инженеров со всего мира приходят в компанию для работы над экспериментальными проектами.
Боб (слева) и Пол Гэлвины, 1956 г.
В 1947 г. для компании начинается новый отчет времени – чтобы потребители более отчетливо идентифицировали продукцию компании с известной торговой маркой Motorola, Galvin Manufacturing Corporation сменила свое название на Motorola, Inc. Вскоре компания Motorola представила обновленную линейку мобильных и портативных радиоприемников, а также стационарных передатчиков. В 1947 г. компания выпустила первое мобильное двустороннее устройство Dispatcher, совмещавшее передатчик и приемник в одном корпусе, который можно было поместить как в багажник, так и под приборный щиток автомобиля. На следующий год в открытой продаже появилось портативное радиоустройство Handie-Talkie. В 1952 г. можно было приобрести более 100 моделей разнообразных двусторонних радиопродуктов, производимых компанией. Одновременно на рынок были выпущены микроволновые приемопередающие устройства, которые были первоначально разработаны для вооруженных сил в середине 40-х. Используя сверхвысокие частоты, можно было передавать одновременно несколько радиосигналов, а также телевизионные изображения и сигналы телетайпа. Эти системы – зачастую более дешевые, чем установленные или арендуемые телефонные линии – были быстро признаны лучшим средством связи. К 1952 г. на долю компании Motorola приходилось более 2/3 всех установленных микроволновых систем в США, а протяженность некоторых превышала 1000 миль (1600 км).
Используя свои военные разработки, инженеры компании создали первый портативный радиотелефон Handie-Talkie, предназначенный для людей, которым много приходилось передвигаться пешком. "Это была прямоугольная коробка с ручкой наверху, антенной и микрофоном, чем-то похожая на сундучок для ланча", – вспоминает инженер Джон Митчелл, принимавший участие в разработке этих радиоприемников. В рекламных кампаниях всегда акцентировали внимание на том факте, что эти приемники "меньше портфеля". Среди первых клиентов Motorola были крупные строительные и деревообрабатывающие компании. В период с 1948 по 1955 г. на рынок было выведено пять серий радиоприемников Handie-Talkie, включая Handie-Micro-Talkie, односторонний портативный передатчик, изначально предназначавшийся для работников железных дорог. На крышке этого устройства была помещена ручка со встроенной антенной, и его носили как фонарь.
В 50-е годы Motorola начала разработку принципиально нового класса потребительской продукции. Отличным примером может послужить ее первый пейджер, портативный радиоприемник Handle-Talkie 1955 года выпуска. Первоначально пейджеры и пейджинговые системы должны были заменить существующие системы коммуникации внутри отдельных зданий, например, па фабриках, в гостиницах и больницах. Это подразумевало достаточно дорогостоящую установку, в процессе которой антенный провод необходимо было протянуть по всему зданию. Сами пейджеры были относительно громоздкими и хрупкими. Первые устройства делались из небольших картонных трубок. И хотя продукция была далека от идеала, те, кто хотя бы раз воспользовались пейджинговыми системами, уже не могли от них отказаться: "Если бы вы отправились в больницу Mount Sinai (в Нью Йорке, где была установлена одна из первых пейджинговых систем), – вспоминает Джон Митчелл, – и попытались бы забрать этот первый пейджер обратно, они бы ни за что его не отдали. Трудно было отказаться от самой идеи.... Хотелось получить еще более совершенную модель, чем существовала на тот момент".
Постепенно в число корпоративных клиентов Motorola вошли железнодорожные компании, автобусные и таксопарки. Среди новых потребителей, пользовавшихся двусторонними радиостанциями, были также нефтяные, газовые компании и предприятия, работающие в таких отраслях, как энергетика, сельское хозяйство и лесная промышленность. К 1952 г. у "гражданских" находилось уже 350 тыс. раций, из которых половина была произведена Motorola. Компания стремилась предоставить каждому потребителю радиоприемники и радиосистемы, намного превышающие их индивидуальные пожелания. Высказывание "Underpromise and overperform" ("Сделать больше, чем обещали") стало кредо Motorola.
Статья опубликована в журнале "Спектр" №7, 2000 г., стр. 14.
Перепечатывается с разрешения компании Motorola.