«Новым русским» хорошо, а связистом лучше...
Наталья Богоявленская
Во все времена существовали так называемые престижные профессии. Люди постарше помнят, как в тридцатые годы молодежь, не исключая девушек, мечтала о карьере военных, летчиков и летчиц. А в шестидесятые, после полета Юрия Гагарина, все – от октябренка до комсомольца – потянулись к космосу. Потом молодое население поделилось на две половины: одни рвались "в знойные степи" и "на разведку в тайгу" – геологами, другие видели себя физиками-ядерщиками в белых халатах, с нахальным задором молодости уничтожающими тщедушных "лириков". Шли годы – менялись ориентиры. Дипломаты и артисты, бухгалтеры и менеджеры, фотомодели и манекенщицы... Но, казалось бы, никогда не было в этом почетном списке профессии связиста. И все же...
И все же в этом году конкурс в Московский технический университет связи и информатики превысил шесть человек на место. А самый высокий проходной балл был именно на специальности, касающиеся сетевой связи. То есть именно связиста.
Помните фильмы о Великой отечественной войне? "Живые и мертвые", "Два бойца", "Тишина"? Какими там показаны связисты, помните? Человек, сгибающийся под тяжестью огромного ящика, тянет по земле провод. Провод перебивает снарядом – обрыв связи! – и он под пулями, по грязи, по снегу, с тяжелыми инструментами снова ползет, забывая о смерти, прощупывает каждый сантиметр провода, ищет место обрыва. Какая тяжелая физически и опасная работа! Или другая картина – уже мирных времен. Огромный зал с телефонным оборудованием – АТС. Очень тесно сидят девушки. Каждая что-то кричит в трубку, пытаясь наладить связь, и каждая что-то выслушивает – то ласково-хамоватую просьбу, то брань, то явную угрозу. Девушки держат в руках телефонную связь огромного города, а может быть, и страны. А почтальон, каждое утро спешащий "с толстой сумкой на ремне"? Это работники связи. И не все из описанных здесь картин ушли в прошлое – очень многое осталось.
Тем не менее мы видим, как стремительно развиваются сейчас технологии и средства связи. Уже никого не удивляет, скажем, человек, идущий по улице и разговаривающий по сотовому телефону. Все прочнее входят в наш обиход такие понятия, как факс, электронная почта, Интернет. Мы привыкаем к терминам "виртуальный", "беспроводной".
Чтобы управлять всеми этими технологиями, нужны грамотные, высокообразованные специалисты. Именно таких специалистов и готовит МТУСИ. Это учебное заведение имеет уже немалую историю: существует оно с 1921 года. Сейчас здесь учатся свыше 11 тысяч студентов, в том числе 300 иностранцев. Среди его преподавателей – 72 профессора, 62 доктора наук, члены и члены-корреспонденты различных академий – РАН, Российской инженерной академии, Международной академии информатизации и др.
Ректор университета академик Ваган Ваганович Шахгильдян дает высочайшую оценку своим сотрудникам: "Кадры в университете сосредоточены уникальные. Здесь работают специалисты достаточно широко известные в России и за рубежом".
Сейчас на подъеме развития компьютерных и особенно сетевых технологий молодые люди поняли перспективность работы в этой области. Конкурс в университет связи с каждым годом возрастает, а в этом году он был самым высоким среди технических вузов Москвы. Конечно, вопрос о пропаганде здесь не пущен на самотек. Университет сотрудничает с 23 школами, где ведутся занятия в старших классах, проводятся дни открытых дверей. Ведь сейчас "юношей, обдумывающих житье", прежде всего интересует возможность найти интересную и хорошо оплачиваемую работу по окончании института. А на поприще связи для молодежи открываются самые широкие возможности в этом отношении: постоянно появляются новые компании, активизируют свою деятельность старые, расширяется спектр услуг связи.
Между прочим, повышаются требования к интеллектуальному уровню абитуриентов. Об этом можно судить хотя бы по тестовым заданиям: нужно не просто решить математическую задачу, но проявить смекалку, способность логически мыслить. Например, сообразить, что больше: З400 или 4300. Или сказать, сколько квадратных корней имеет такое-то уравнение. Или вот еще задачка: "На некоторый товар были дважды снижены цены – сначала на 15%, а затем на 20%. Каков общий процент снижения?" Просто, не правда ли? А вы попробуйте.
В университете есть специальная лаборатория социологии, которая проводит тестирование поступивших студентов. Исследования этой лаборатории показывают, что социальная активность молодых людей стала существенно выше, чем, скажем, 4–5 лет назад. По мнению профессора Шахгильдяна, они более развиты, лучше подготовлены к высшей школе и поэтому с ними проще работать.
Но и в разработке самого учебного процесса в университете немалое внимание уделено общему развитию студентов. Вспомните, какие предметы, не касающиеся специальности, изучали в технических вузах раньше. Иностранный язык – причем на очень слабом уровне: практически ни один советский инженер, изучавший язык в школе и в вузе, на самом деле языка не знал абсолютно. Еще – научный коммунизм, в обязательном порядке. Ну здесь, думается, комментарии излишни. Вот, пожалуй, и все. Остальное – физика, математика, начертательная геометрия, нежно любимый студентами сопромат. И конечно же – специальность, специальность, специальность.
Сейчас человеку, занимающемуся системами связи, без хорошего знания иностранного языка, особенно английского, просто не обойтись: в условиях все более тесной интеграции российских и западных технологий наши специалисты должны владеть языком почти в совершенстве. Но не это главное, и не это удивительно. В МТУСИ в обязательном порядке изучают... историю. Историю отечества, историю религии, современную историю. Именно это и дает право на звание человека с высшим образованием. Может быть, мы и вернемся когда-нибудь к такому общественному состоянию, когда к инженеру относились с уважением, видя в нем не только специалиста своего дела, но интеллигента, разбирающегося во всех сторонах жизни.
По нескольким беседам можно составить собирательный образ студента МТУСИ[1]: это молодой человек, вполне отдающий себе отчет, чем занимается сейчас и что его ждет в будущем. Все в один голос заявили, что учиться в университете интересно. Почему-то особенно запомнился парнишка – пятикурсник, занимающийся по специальности "многоканальные сети связи". Выбрав этот вуз, фактически пошел по стопам родителей. Учится с удовольствием. В свободное от учебы время может на что-нибудь отвлечься, но если найдется занятие по специальности, предпочтет его. Между прочим, любит, когда ломается телевизор: можно покопаться, починить. Где будет работать, пока не знает, но за будущее не опасается: место найдет. Правда, у девушек настроение несколько иное. Так, две студентки третьего курса сознались, что институт выбрали случайно, плохо представляя себе, что их тут ждет и кем отсюда выйдут. Правда, учиться им здесь все равно интересно, хотя и испытывают трудности с математикой. А вообще считают это не женским делом.
Выпускники университета работают практически во всех организациях, где нужны специалисты по телекоммуникациям: "Ростелекоме", МГТС, компаниях по междугородной телефонной связи, на Почтамте, телеграфе, в банковских структурах, Госсвязьнадзоре, ФАПСИ и т. д.
Среди окончивших МТУСИ можно назвать такие имена, как председатель Госкомсвязи РФ А. Е. Крупнов, бывший министр связи, сейчас российский вице-премьер В. Б. Булгак, генерал-полковник А. А. Иванов, академик А. Л. Микаэлян.
Повысив статус (раньше вуз назывался Московский электротехнический институт связи), университет существенно расширил номенклатуру специальностей: если раньше их было пять, то теперь около пятнадцати. Судя по проходному баллу, самые популярные из них – "сети связи и системы", "вычислительные машины" и "программное обеспечение". Интересно, что весьма понизилась былая популярность экономических специальностей: их проходной балл составил 13 против самого высокого – 17.
Кроме того, университет дает весь спектр образовательных услуг, которых раньше не было: появились и бакалавры и магистры.
Изменились учебные планы: появились фундаментальные курсы, курсы по выбору, введены общественные науки – все это характерно именно для университетского образования. Расширяя свою деятельность за пределы страны, университет совместно с несколькими зарубежными компаниями создал интернациональные учебные центры по переподготовке и повышению квалификации специалистов. Таких центров три – совместный с бельгийской компанией "Алкатель", итальянской "Италтель", шведской "Эрикссон". По словам академика В. В. Шахгильдяна, эти центры, оснащенные самым современным оборудованием, очень помогают в учебной работе. Цель их и состоит прежде всего в том, чтобы приобщать студентов к современным технологиям. Помимо этого университет сотрудничает и с учебными заведениями ближнего зарубежья, помогая им готовить специалистов на основе технологии дистанционного образования. Это дает возможность, в частности, приблизить к университету филиалы, которые находятся в Ростове, Нижнем Новгороде и др.
Самые тесные связи поддерживаются с ведущими российскими организациями телекоммуникаций. Так, подписан стратегический договор о сотрудничестве с "Ростелекомом", хорошие отношения сложились с МГТС, руководитель которой B. C. Лагутин заведует также и базовой кафедрой университета.
Установились довольно тесные связи и с академическими институтами.
Интересное направление представляет собой развитие дистанционного образования. Это очень важно для такой огромной страны, как Россия, где люди, нуждающиеся в консультационной поддержке, находятся в тысячах километров от Москвы. А благодаря такой форме обучения люди, повышающие свою квалификацию или занимающиеся подготовкой специалистов, могут иметь тесную связь с университетом. Поэтому развиваются современные технологии обучения и переподготовки кадров с использованием электронных каналов связи, современные технологии дистанционной связи.
Таким образом, университет успешно развивается, адаптируется к новым условиям. Как сказал академик Шахгильдян: "Нам приятно, что семьдесят шестой год своего существования МТУСИ встречает на подъеме; в этом, конечно, большая заслуга Госкомсвязи РФ и предприятий, с которыми мы тесно сотрудничаем. Несмотря на трудности университет живет, развивается, и я надеюсь, что дальнейшее его развитие дает нам и новые направления подготовки кадров, и новые технологии обучения".
Статья опубликована в газете "Алло!" №5, 1997 г., стр. 19.
Перепечатывается с разрешения редакции.
Примечание
1. Автор не претендует на социологическое исследование. Здесь дается личное впечатление, сложившееся по нескольким беседам со студентами.