«Времен связующая нить...»
Интервью с директором Центрального музея связи им. А.С.Попова в С.-Петербурге Л.Н. Бакаютовой
Беседовала В.Ф. Горянникова
С реди многочисленных великолепных музеев северной столицы Центральный музей связи имени А.С. Попова занимает особое место. Это один из старейших научно-технических музеев мира - ему более 130 лет. Он был основан в 1872 г. по инициативе директора Телеграфного департамента России К.К. Людерса, который так обосновал необходимость создания учреждения подобного рода: "...Для ознакомления телеграфных чинов, а также лиц, интересующихся телеграфным делом, со всеми в этом деле нововведениями и усовершенствованиями предполагается из предметов, составляющих телеграфный отдел на Московской политехнической выставке, образовать постоянный музей в С.-Петербурге". Уже в нашу эпоху, в связи с пятидесятилетием радио 7 мая 1945 г. бывшему музею народной связи было присвоено имя выдающегося отечественного ученого, изобретателя радио А.С. Попова.
К.К. Людерс (1815-1882),
основатель Телеграфного музея
Музей расположен в самом центре С.-Петербурга, недалеко от Исаакиевского собора, на Почтамтской, 7, в одном из прекрасных дворцов, построенных знаменитым итальянским архитектором Дж. Кваренги для князя А.А. Безбородко - сподвижника Екатерины II, главы Почтового департамента, а впоследствии - канцлера Российской империи. После смерти А.А. Безбородко в 1799 г. дворец перешел по наследству к его брату, в 1829 г. стал собственностью Почтового департамента, а затем - Почтово-телеграфного ведомства и его исторических преемников - Наркомпочтеля, Северо-Западного управления связи, а в 1924 г. в нем разместился Музей народной связи. К сожалению, многочисленные перестройки, революционные потрясения и военное лихолетье не пощадили дворец, и из-за аварийного состояния в конце прошлого века он был закрыт на десятки лет. Возродили дворец и музей к 300-летию Петербурга, в невероятно короткие сроки - всего за два года благодаря инициативе и постоянной поддержке Министерства информационных технологий и связи РФ, Российского фонда истории связи, ОАО "Связьинвест", ОАО "Телекоминвест" и других крупнейших российских и зарубежных телекоммуникационных компаний.
Сегодня собрания музея насчитывают более 8 млн. единиц хранения и содержат как документальные, так и вещевые коллекции по истории почтовой, телеграфной и телефонной связи, радиосвязи и радиовещания, телевидения, космической связи и современных средств телекоммуникаций. Прошлое, настоящее и будущее связи представлено здесь настолько наглядно, что кажется, будто музей незримой нитью связал давно прошедшие, нынешние и грядущие времена. По объему хранения музейные коллекции составляют: аппаратурные фонды - 15 тыс.единиц, архив документальных фондов - 55 тыс. единиц, филателия, в том числе Государственная коллекция знаков почтовой оплаты России - 8 млн. единиц, научно- техническая библиотека - 60 тыс.книг и журналов.
Основную роль в воссоздании музея сыграли связисты России, в их числе - и тот небольшой коллектив сотрудников музея, чьи поистине героические усилия влились в общий поток усилий и помогли возродить и само здание музея, и его экспозиционную и просветительскую функции. Опираясь на помощь и поддержку отрасли, сотрудники музея в очень непростых условиях сохранили и даже преумножили бесценные коллекции. О том, как проходила работа по восстановлению музея, о его сегодняшних проблемах и достижениях мы беседуем с директором Центрального музея связи имени А.С. Попова Л.Н. Бакаютовой.
Людмила Николаевна, скажите, как все-таки удалось осилить невероятную по масштабам работу -вернуть к жизни этот замечательный музей, причем силами горстки энтузиастов и в столь короткие сроки?
Дворец А.А. Безбородко,
в котором ныне располагается музей
(акварель М. Золотарёвой "Почтамтская ул., д.7")
Внутренний двор музея до реконструкции. Весна 2001 г.
Атриум (бывший внутренний двор) музея после реконструкции. Весна 2003 г.
Конечно, музей возрождала не только горстка энтузиастов, а вполне реальные и надежные силы отрасли "Связь". Я пришла в музей в марте 2000 г. Министерство уже строило планы по реанимации главного музея связи страны, и я была абсолютно уверена, что это произойдет. Результат превзошел все мои ожидания, но 2000 г. - было очень печальное время. Начиналось все трудно - у музея не было государственного статуса, не было бюджетного финансирования, его предполагали закрыть, а экспонаты передать в другие музеи. Осталась небольшая группа сотрудников, менее 15 человек, это были, в основном, хранители коллекций, настоящие энтузиасты, которые, даже не получая зарплаты, продолжали делать свое дело. Многие из них работают и сегодня, они составляют основу коллектива, в котором насчитывается теперь около 60 человек. Вообще из нашего музея сотрудники уходят нечасто, особенно те, кто на своих плечах вынесли все тяготы перемен. В январе 2001 г. статус музею был возвращен - это заслуга министра информационных технологий и связи Л.Д. Реймана, и стало немного легче. Но, конечно, возрождать все с нуля в очень короткие сроки - задача невероятной сложности. Для решения проблем финансирования был создан Российский фонд истории связи (председатель правления фонда - заместитель генерального директора компании "Северо-Западный Телеком" Г.Б. Черняк). Восстановление музея проходило в несколько этапов. Сначала из этого здания в экстренном порядке было вывезено на разные площадки все музейное имущество, в том числе фонды и коллекции, и в опустевшие залы пришли строители и реставраторы. Параллельно с реконструкцией здания и решением текущих проблем музея мы работали над новыми экспозициями, создавая тематико-структурный и тематико-экспозиционный планы музея, формировали концепцию его дальнейшей деятельности, подбирали оборудование - экспозиционное и для хранения коллекций. Затем, когда дворец приобрел сегодняшний вид, мы опять-таки в рекордно короткие сроки приобрели и разместили это оборудование, привязывая его к планам этажей, после чего вернули коллекции по прежнему адресу, но в совершенно новые помещения, оснащенные в соответствии с современными
Телефонные трубки Белла. Берлин. Фирма "Сименс и Гальске". 1878 г.
Передатчик телеграфного аппарата Уинстона. Лондон. Фирма "Маркони". Начало XX в.
Телефонный аппарат "Телекаль". С.-Петербург. В. Якоби. 1881 г.
А в чьем подчинении находится музей? Ведь как учреждение культуры он должен подчиняться Министерству культуры РФ, а как учреждение, имеющее прямое отношение к связи, Министерству информационных технологий и связи РФ?
Центральный музей связи имени А.С. Попова - ведомственный отраслевой музей. Мы непосредственно подчиняемся Федеральному агентству связи Министерства информационных технологий и связи РФ. Коллекции музея включены в музейный фонд Российской Федерации, который относится к Федеральному агентству по культуре и кинематографии Министерства культуры РФ. Как хранитель исторических коллекций, наш музей участвует в различных отечественных и зарубежных выставках, поэтому иногда приходится вывозить экспонаты за рубеж. При этом музей получает разрешение на экспонирование и в Министерстве информационных технологий и связи РФ, и в Министерстве культуры РФ.
Федеральное агентство связи оказывает музею материальную поддержку?
Центральный музей связи является федеральным государственным учреждением, его бюджетное содержание обеспечивается государством. Бюджетное финансирование идет через Федеральное агентство связи. Государственный бюджет выделяет деньги на заработную плату сотрудников, эксплуатацию здания, оплату коммунальных услуг, частично - на текущие расходы музея. Но основные средства нам предоставляет Российский фонд истории связи. Предварительно мы составляем смету расходов на последующий год, и фонд принимает решение о том, какие средства и на какие нужды выделить музею в соответствии с определенными бюджетными статьями. Фонд финансирует не только работы по содержанию здания музея, но частично охрану, строительство экспозиций, оборудование - экспозиционное и для фондохранилищ, реставрацию и приобретение экспонатов (правда, на это отводится очень небольшая сумма - 100-150 тыс. рублей в год) и др.
Каким же образом пополняется коллекция? При астрономических ценах на раритеты вряд ли вы можете составить достойную конкуренцию частным коллекционерам или приобретать редкие экспонаты на аукционах?
Буквопечатающий телеграфный аппарат Юза. С.-Петербург. Фирма "Сименс и Гальске". Начало XX в.
Первая практическая система радиосвязи А.С. Попова. Россия. Кронштадт. 1895 г.
Стрелочный телеграфный аппарат Деревянкина. И.Н. Деревянкин. С.-Петербург. 1867 г.
По решению Федерального агентства связи мы безвозмездно получаем все выпуски и утвержденные проекты почтовых марок для хранения в Государственной коллекции знаков почтовой оплаты. К нам поступают также марки всех стран - членов Всемирного Почтового Союза, так что посетители-филателисты довольны - у нас очень хорошая коллекция марок и подготовительного материала к их выпуску. С другими фондами сложнее - здесь приходится использовать служебные и личные контакты, обращаться к руководству отрасли, в предприятия связи, чтобы они помогли нам создать или пополнить тот или иной раздел. Часто бывают случаи дарения редких экспонатов, иллюстрирующих разные этапы развития связи, при этом существующий в музее отдел учета готовит документацию по поступающим объектам, а затем фондово-закупочная комиссия определяет целесообразность принятия дара, приобретения или получения экспонатов из других музеев на временное хранение и экспонирование.
Проводили ли вы исследования, кто, в основном, приходит в музей?
Такой анализ мы провели в прошлом году. Выяснилось, что в месяц к нам приходят около 2-2,5 тыс. чел., но если мы организуем какие-то мероприятия отраслевого профиля, то, конечно, эта цифра существенно увеличивается. В среднем за год музей принимает около 50 тыс. человек. Наши посетители подразделяются на две основные категории: специалисты и школьники, хотя приходят и работники музеев, и архитекторы, и представители общественных организаций. У нас есть особые детские программы (это направление музейной деятельности очень популярно сегодня в мире), так что школьники проводят здесь время с удовольствием и большой пользой для себя. Например, в зале музейных услуг установлено 17 компьютеров, подключенных к Интернету, которыми дети могут воспользоваться (час работы в Интернет-центре входит в стоимость билета). В этом же зале расположен фотокиоск, где можно распечатать фотографии с любого электронного носителя, почтовое отделение, в котором вам сделают специальное гашение конверта или открытки, кафетерий, читальный зал научно-технической библиотеки, куда можно прийти, даже не покупая билет в музей, и со своим портативным компьютером (этой возможностью очень широко пользуются студенты). Кроме того, в зале установлена интерактивная сфера, которая позволяет посетителям виртуально прогуляться по Москве или С.-Петербургу. Силами Университета телекоммуникаций разрабатывается мультимедийный продукт -виртуальная прогулка по почтовому кварталу для этого же объекта. И, наконец, самый главный экспонат этого зала - настоящий спутник связи "Луч-15", подаренный музею к открытию Министерством информационных технологий и связи РФ. Каждый современный музей стремится представить свою тематику в интерактивном виде, чтобы повысить эффективность ее восприятия подрастающим поколением. У нас в экспозиции "Услуги современной связи" широко представлены интерактивные экспонаты, иллюстрирующие физические явления электросвязи, в разделе "Почтовая связь" - пневмопочта и перфорационная машинка, которые привносят игровой эффект в подачу серьезного исторического материала.
Сколько стоит билет в музей?
Фрагмент экспозиции по истории телефонии
Фонограф Эдисона. США. Начало XX в.
Фрагмент экспозиции "Мемориальная комната А.С. Попова"
Для школьников - 10 руб., для взрослых посетителей - 50 руб., причем мы учитываем все группы граждан, имеющих право на льготы. Кроме того, цена билета для российских граждан и иностранцев одинакова -ни в каком другом музее нашего города такого не увидите. Правда, если иностранный гражданин нуждается в переводчике, мы предоставляем такую услугу, но уже за отдельную плату.
Существуют ли музеи подобного профиля за рубежом?
Да, существуют. Наш музей - член Международной ассоциации музеев транспорта и связи ( IATM ), а также член Международной организации музеев связи (СЕСОММ), которая собирается один раз в два года в разных музеях связи Европы. Очень интересны музеи связи Германии. Удивительно, как трепетно немцы относятся к истории техники! Наш брат-близнец - музей связи Берлина. Он идентичен нам по функциям, коллекциям, тематической направленности, году рождения и даже в какой-то мере - истории. Этот музей также был на реконструкции и открылся на три года раньше нас - в 2000 году.
Но, вероятно, в зарубежных музеях связи проблемы финансирования не стоят или стоят не так остро, как у нас?
Стоят и очень остро. Я бы даже сказала, что у нашего музея сегодня положение гораздо лучше, чем у многих зарубежных музеев связи. Мне приходилось бывать в Лиссабонском и Бернском музеях связи, в Берлинском и других музеях связи Германии и могу заявить совершенно определенно - финансовые проблемы есть везде. Но я убедилась в том, что тот подход к музею, которого придерживается наше министерство, очень современный, прогрессивный и правильный. Нужно отдать должное мудрости и стратегическому мышлению Л.Д. Реймана: где же, как не в музее, сохранять историю отрасли!
Вы, наверное, делали доклады на заседаниях СЕСОММ? Какие основные идеи были положены в основу ваших выступлений, то есть другими словами - что именно вы хотели донести до сознания своих зарубежных коллег?
Прежде всего, я хотела довести до сведения западных коллег то, что в России, к которой многие из них относятся предвзято, есть такой великолепный музей связи, что у нашей страны богатая история и что у нас есть желание и возможности успешно работать в условиях построения информационного общества. Кроме того, я рассказывала о нашем сотрудничестве со спонсорами, о том, что они делают для нас и что музей делает для них. Не сразу нам удалось завоевать признание, далеко не сразу нас приняли в свой круг музеи связи Европы, но теперь мы выступаем не только как их равноправный партнер, но и по ряду позиций возглавляем список самых передовых музеев связи.
Вы упомянули сейчас о спонсорах. Что они делают для вас - это, в общем, понятно. А вот что музей может сделать для спонсоров?
Стрелочный телеграфный аппарат Шиллинга. С.-Петербург. Мастерская И.А. Швейкина. 1832 г.
Настенный телефонный аппарат с индукторным вызовом системы МБ. С.-Петербург. Фирма "Эрикссон". Конец XIX в.
Мы предлагаем компаниям, которые нам помогают, целый комплекс услуг. Например, их логотипы размещены на музейном сайте, откуда есть выходы на сайты спонсоров. Если вы обратили внимание, при входе в музей есть так называемая доска спонсоров, где вместе со словами нашей благодарности размещены их логотипы. Спонсоры имеют возможность выставить в залах музея новые технические решения, использовать экспозиции и музейные помещения для проведения разных мероприятий - выставок, конференций, семинаров, больших торжественных приемов и форумов. Мы предлагаем также ус луги по организации конференций, презентации продукции спонсоров и многое другое. Ну и, несомненно, проводим экскурсии для спонсоров и их гостей по истории связи в наших экспозициях.
Есть ли существенные отличия в концепции построения экспозиций западных музеев связи и Центрального музея связи имени А.С. Попова?
Такие отличия есть, и главное из них заключается в том, что мы демонстрируем свои коллекции именно как технический музей, а у западных музеев подход несколько другой - гуманитарный. Иными словами, во многих экспозициях они делают ак цент не на само техническое новше ство или услугу, а на то, как это новшество изменило повседневную жизнь человека. Я не могу с уверен ностью сказать, чей подход правиль нее - их или наш. На данном этапе нам важнее то, что делаем мы, но я не исключаю, что, построив нормаль ную техническую экспозицию, мы при помощи различных музейных программ попытаемся охватить и гуманитарный аспект, так как он, конечно, очень важен. Ведь к нам приходят не только "технари", но и другие группы посетителей - напри мер, действующий у нас ежегодный фестиваль современного искусства "Мэйлартиссимо" привлек в музей художников, дизайнеров и других представителей творческих про фессий.
Какие еще просветительские программы, помимо подобных фестивалей, используются в музее?
Мы стремимся разнообразить наши музейные программы - лекционные, абонементные, тематические экскурсии, которые готовятся по заказам учебных заведений, предприятий, общественных организаций и пр. Помимо тем, имеющих чисто технический и связной профиль, мы предлагаем темы исторические, искусствоведческие. Как уже было сказано, с 1924 г . музей располагается в уникальном здании, памятнике архитектуры ХУШ в. - дворце канцлера Российской империи князя А.А. Безбо-родко, поэтому мы разрабатываем тематические программы, связанные с историей рода А.А. Безбородко, основными этапами строительства и реконструкции дворца, историей по-чтово-телеграфного ведомства, которое размещалось в нашем здании на протяжении почти века, и др.
Музей - это всегда собрание ценных экспонатов. Но в любой коллекции есть настоящие сокровища, жемчужины, являющиеся украшением собрания. Есть ли такие жемчужины у вас?
Фрагмент экспозиции
"Услуги современной связи"
Посетители музея в зале "Услуги современной связи"
Сокровищница знаков почтовой оплаты России
О современных экспонатах говорить не буду - пусть их ценность определят наши потомки лет через 20-30. Но у нас много поистине уникальных экспонатов, представляющих огромную историческую и научную ценность. Упомяну только некоторые из них, потому что назвать все просто невозможно - это первый приемник А.С. Попова, который 7 мая (25 апреля по старому стилю) 1895 г. осуществил легендарную передачу электромагнитных сигналов из одной аудитории в другую без проводов в С.-Петербургском университете; это первый электромагнитный телеграф барона Шиллинга (1832 г.); это первый коммутатор Гиллелянда для внутригородского сообщения на 50 линий (1882 г.) - очень редкий, его нет даже за рубежом; это первый междугородный коммутатор Эрикс -сона (1898 г.); прародитель телефакса, телеграфный аппарат Казелли, с помощью которого можно было передавать изображения (1860 г.). В области почтовой связи - это уникальная вывеска 1799 г. "Главное Почтовое Правление" с гербом Российской империи и Мальтийским крестом. Такой герб просуществовал очень короткое время, с момента, когда Павел I, став магистром Мальтийского ордена в ноябре 1798 г., издал указ об объединенном гербе, и до его трагической гибели в 1800 г. А.А. Безбородко, определявший почтовую политику России в качестве генерал-почт-директора, был в тот момент и гроссмейстером Мальтийского ордена, он-то и распорядился выпустить такой герб, причем надо заметить, что далеко не все министры отличались такой оперативностью, и гербы своих ведомств так и не выпустили. В нашем музее хранятся уникальные почтовые ящики - например, железнодорожный почтовый деревянный ящичек 1848 г., предназначенный для отправки корреспонденции "на Петербург" с железнодорожных станций ветки Москва - Петербург; мы располагаем макетами средств доставки почты, которые были изготовлены для международной Чикагской выставки 1893 г. Эти макеты завоевали награды и на Чикагской, и на Парижской выставке 1900 г. В музее хранятся уникальные экспонаты Госколлекции - раритеты знаков почтовой оплаты России, среди них: проект первой русской марки; марки земской почты, такие как марка Тамбовского уезда (самая маленькая марка), Котельнического уезда (уникальная) и др. Мы также располагаем ценнейшими документами ХУШ в. - это, например, подорожные Елизаветы Петровны, Николая Павловича, Александра II. Есть и многие другие экспонаты, не менее интересные, чем упомянутые.
Велики ли запасники музея?
Да, запасники у нас очень обширные. Однако далеко не все мы можем выставить в залах музея - например, исторические документы на бумажной основе, подготовительный материал к изданию почтовых марок, да и сами почтовые марки могут находиться в светлом помещении не более двух недель, поэтому требуется специальное оборудование для экспонирования. Благодаря поддержке отрасли у нас есть сокровищница, оснащенная таким оборудованием, где уникальные экспонаты хранятся в особых условиях фонда открытого доступа. Из 8 млн. знаков почтовой оплаты у нас выставлено только 1300, из аппаратурного фонда - всего лишь 5%, ничего не представлено из документального фонда, такая же ситуация и с тысячами библиотечных томов, однако в читальном зале мы проводим временные экспозиции. Что касается общей экспозиции, то в настоящее время сотрудники музея работают над строительством нескольких новых разделов, а также модернизацией зала "Почтовая связь" к международному конгрессу "Почтовая тройка-2007". Именно там на всеобщее обозрение в специализированном экспозиционном оборудовании будет выставлена Генеральная коллекция почтовых марок России с 1858 г. до наших дней.
Сувенирный блок рекламных марок Центрального музея связи имени А.С. Попова
Существуют ли проблемы, которые особенно волнуют вас, как директора такого огромного и сложного механизма, каким является сегодня Центральный музей связи имени А. С. Попова?
Существует одна общая и для нашего музея, и для музеев подобного профиля зарубежных стран проблема - это приток молодых кадров. Не за горами время, когда сотрудники-ветераны, настоящие патриоты музея, должны будут уйти на заслуженный отдых в силу естественных возрастных причин. Кто придет им на смену? К сожалению, зарплата сотрудника музея невелика, она совершенно не соответствует тому уровню, который предлагается связистам на рынке труда в нашем городе, и никак не может удовлетворить потребности современного молодого специалиста. Кроме того, у нас ограниченные возможности карьерного роста, поэтому молодежь к нам не стремится. Есть музейные работники, которые хотели бы здесь работать, но они не обладают достаточной компетенцией в области техники, а для такого специфического музея, как наш, это недопустимо. Так что проблема кадров стоит очень остро, и, конечно, меня, как директора музея, она беспокоит. Решить ее своими силами нам непросто, но то, что оптимальный выход будет найден, я не сомневаюсь - наш музей этого заслуживает.
Статья опубликована в журнале «Электросвязь: история и современность» 2006 год.
Перепечатывается с разрешения редакции.
Статья помещена в музей 25.06.2007 г.