Хранитель древностей
Екатерина Журавлева
Валентин Матвеевич Осташев – человек со скромной должностью "методист", а на самом деле – душа музея и ходячая история телеграфа вообще и Центрального телеграфа в частности. На телеграфе Осташев работает с шестнадцати лет, а шестнадцать ему исполнилось в 1942 году. Без отрыва от производства Валентин Матвеевич закончил техникум, а потом за отличную учебу его направили учиться в Институт связи. Но прием студентов в тот год был уже закончен, и он попал на факультет автоматики и телемеханики Энергетического, где и проучился, не прерывая работу на телеграфе, шесть лет. Позднее Осташев "повышал квалификацию" в Институте иностранных языков, изучая испанский, общался с иностранными делегациями. Ему даже приходилось переводить телеграммы, сейчас, правда, по его собственному признанию, он все благополучно забыл. Осташев учился почти всю жизнь и теперь даже не может вспомнить названий всех учебных заведений, которые закончил. "Надо посмотреть дома в куче дипломов, как этот институт точно назывался", – говорит он.
В. М. Осташев с полевым аппаратом Морзе
Мысль о необходимости создания Музея Центрального телеграфа Валентин Матвеевич высказывал еще в 50-е годы. Воплотил же эту идею в жизнь в 1986 г. В. М. Кургузов, руководивший в те годы телеграфом. Огромную работу по организации экспозиции проделали заместитель начальника по кадрам В. Д. Булаева и директор клуба В. Г. Коновалов.
Оформление музея – дело рук художников В. Новичкова, В. Андреева и Д. Королева. Кстати, Новичков – один из создателей знаменитой иллюминации, украшавшей здание Центрального телеграфа по праздникам. В нынешнем году к 850-летию Москвы была сделана попытка возродить эту традицию, преданную забвению в последнее десятилетие.
В музей телеграфа нужно обязательно приходить вместе с Валентином Матвеевичем, который является его неотъемлемой частью, самой большой достопримечательностью. Слушая Осташева, понимаешь, что повествование из первых рук совершенно несравнимо с чтением книг по истории чего бы то ни было, как бы интересно они ни были написаны.
Экспозиция начинается с портрета Павла Шиллинга, русского изобретателя с нерусской фамилией, которому человечество обязано появлением первого электромагнитного телеграфного аппарата. Он был испытан 21 октября 1832 г. в доме Шиллинга на Марсовом поле в Петербурге. В мире сохранилось всего два таких телеграфных аппарата: в московском Политехническом музее и в Центральном музее связи имени Попова в Санкт-Петербурге.
В 1841 г. первая в России линия электрического телеграфа соединила Зимний дворец с Главным штабом в Петербурге. Вскоре была построена Николаевская железная дорога из Петербурга в Москву (сейчас она носит название Октябрьская). 35 станций нуждались в связи друге другом, и между двумя российскими столицами был проложен подземный телеграфный кабель, впоследствии замененный воздушной линией. Таким образом, первый московский телеграф был открыт в здании нынешнего Ленинградского вокзала. В 1854-55 гг. телеграфные линии соединили Москву с Киевом, Одессой, Николаевым и Симферополем. Тогда же были изданы "государственные регалии", объявившие телеграфную связь в России государственной.
В 1856 году появился телеграф в Кремле. Он обслуживал царскую семью во время ее пребывания в Москве. А 23 сентября 1859 г. в частном доме коллежской советницы Бабиной в Газетном переулке (рядом с тем местом, где сейчас находится Центральный телеграф) была открыта Центральная городская телеграфная станция, предназначенная для обслуживания частных лиц. Через десять лет станция переехала на Мясницкую – в дом рядом с Почтамтом. Здесь телеграф располагался в течение 60 лет. К 1925 году помимо внутренней связи действовали уже 37 международных радиотелеграфных линий, в том числе с Парижем, Римом, Анкарой.
Но потребности в телеграфной связи все росли, места в доме на Мясницкой не хватало, и было принято решение построить новое здание. Предлагалось возвести его там, где теперь стоит памятник Юрию Долгорукому, на Лубянке, на Зубовской площади, но в конце концов остановились на том месте на Тверской, рядом с которым телеграф находился в течение 10 лет.
Был объявлен конкурс на лучший проект. Победителем стал И. И. Рерберг, руководивший постройкой универсального магазина "Мюр и Мерилиз" (ныне – ЦУМ), клиники им. Морозова на Пироговской улице, автор проектов Киевского вокзала и Конституционного суда. В музее хранится оригинал его рисунка будущего здания телеграфа. По словам Осташева, известный архитектор был человеком скромным и работы свои часто подписывал просто: "инженер Рерберг".
В начале века выбранное для строительства нового здания телеграфа место принадлежало страховому обществу "Россия", которое собиралось построить здесь доходный дом, заложило фундамент и даже возвело полтора этажа. Но в скором времени случилась революция, общества не стало, строительство было заброшено, и в подвалах "недостройки" поселились разнообразные деклассированные элементы.
Потом людям без определенного места жительства пришлось покинуть свое пристанище: землю отдали под телеграф, место расчистили и 22 мая 1926 г. состоялась торжественная закладка здания. К 1929 г. в нем уже была установлена вся необходимая техника и в ночь на 11 августа московский телеграф переехал на Тверскую (тогда – ул. Горького).
История телеграфа представлена в музее образцами телеграфной техники разных лет, уникальными документами и фотографиями. Здесь сохранился участок пневмопочты, когда-то опутывавшей все здание и предназначавшейся для передачи телеграмм с участка на участок.
В предвоенные годы на Центральном телеграфе были оборудованы одни из лучших в Европе радиостудий. Передачи оттуда шли прямо в эфир. Валентин Матвеевич видел выступавших в Радиотеатре знаменитых артистов Ливанова, Яншина, Качалова. Помнит он и Левитана, который в начале своей дикторской карьеры смешно "окал", а потом читал отсюда знаменитое обращение к советскому народу о начале войны. По словам Осташева, Левитан тогда в буквальном смысле жил на Центральном телеграфе.
Среди музейной телеграфной техники – аппараты СТ-35 (Советский телетайп), обслуживавшие первых абонентов сети Абонентский телеграф, которая начала действовать в 1947 г. С ее помощью была налажена оперативная документальная связь между организациями, расположенными в разных городах страны.
В 1956 г. на телеграфе приступили к созданию международной сети абонентского телеграфа Телекс. Вначале телексные связи были установлены с Берлином, Прагой, Будапештом, Варшавой. Первый в нашей стране пункт коллективного пользования для передачи данных открылся в 1976 г. на телеграфе.
Для обеспечения качественной современной связью Олимпийских игр 1980 г. было построено новое здание телеграфа в Газетном переулке (тогда – улица Неждановой), в котором установили оборудование и разместили необходимые службы. Тогда же открылась и первая в СССР международная электронная станция Телекс с программным управлением, купленная у фирмы "Эрикссон".
Олимпиада-80 вообще была для телеграфистов событием знаменательным. В Москве тогда было открыто 29 пресс-центров, откуда иностранные журналисты передавали информацию о ходе соревнований к себе на родину.
Валентин Матвеевич работал в пресс-центре велотрека в Крылатском. Здесь с ним случилось малоприятное происшествие, но благодаря природной находчивости Осташеву удалось преодолеть обстоятельства. Дело в том, что в первые же дни Олимпиады выяснилось, что пресс-центр в Крылатском не рассчитан на такой большой поток устремившихся туда корреспондентов. У факсимильного аппарата выстроилась порядочная очередь. В какой-то момент в здание ворвался французский журналист, который требовал, чтобы его пропустили без очереди, так как ему нужно "срочно передать". Валентин Матвеевич попытался объяснить работнику прессы, что здесь, в общем-то, всем нужно "срочно передать". Тогда разъяренный француз пошел жаловаться. А Осташев позвонил на телеграф и договорился, чтобы ему прислали второй факс (который и получил на следующее утро). Затем он пошел в ближайший магазин, купил альбом, украшенный олимпийской символикой и всех, кто пользовался услугами пресс-центра, просил занести в него свои впечатления о работе связистов. Благодарные иностранцы написали много хороших слов, а когда начальство спросило Валентина Матвеевича, почему это на него жалуются, тот сказал, что даже и представить себе не может, и в качестве доказательства показал свою книгу отзывов. Ее внимательно изучили, Осташева похвалили и отметили, что неплохо бы такие книжки завести и в других пресс-центрах. О том, завели их или нет, история умалчивает, но у Валентина Матвеевича до сих пор хранится этот альбомчик, ставший документом эпохи.
Заканчивает экспозицию музея огромная витрина, в которой выставлены подарки Центральному телеграфу от посетителей со всего мира. Зрелище, надо сказать, довольно впечатляющее. Записи в книге отзывов – на десятках языков.
А вот еще один документ: фотография сына Валентина Матвеевича на линейке в пионерском лагере. "Теперь его чаще по телевизору увидишь, чем дома", – жалуется Осташев. Оказывается, сын – гитарист, работает с Гариком Сукачевым, с "Лигой Блюза", и поэтому все время в разъездах. Валентин Матвеевич всегда просит сына приносить домой все, что может представлять исторический интерес: плакаты, старые инструменты, сценические костюмы. У Осташева вообще очень развито чувство того, как современность превращается в историю. Он всегда призывает своих коллег бережно относиться к мелочам их повседневной жизни и хранить то, что сегодня кажется ерундой, а завтра станет редкостным музейным экспонатом.
Мечта Валентина Матвеевича – скорее поместить в музей современную технику, использующуюся на телеграфе, организовать здесь доступ в Интернет, демонстрировать работу электронной почты, радиотелекса, возможности использования сотовой радиосети "Радиотел" для передачи банковской информации, сигналов охранной и пожарной сигнализации, телеметрии. "Надо спешить, – говорит Осташев. – Потому что чудаков, фанатиков вроде меня уже не остается".
А на таких чудаках, похоже, свет держится. По крайней мере – его лучшая часть.
Статья опубликована в газете "Алло!" №5, 1997 г., стр. 10.
Перепечатывается с разрешения редакции.