К истории первого телефонного сообщения Санкт-Петербург – Москва
История развития электросвязи

К истории первого телефонного сообщения Санкт-Петербург – Москва

Изучение жизни и деятельности выдающегося отечественного электротехника П. Д. Войнаровского (1866-1913) позволило установить некоторые малоизвестные факты истории проектирования и строительства первой в России линии дальней телефонной связи между Петербургом и Москвой. В течение двух десятилетий, на рубеже XIX-XX веков, Войнаровский принимал участие во всех крупнейших разработках по электротехнике в России, а с 1906 по 1912 гг. был выборным директором Петербургского Электротехнического института (преемником А. С. Попова).

Телеграфный инженер и преподаватель телефонии Петербургского Электротехнического института Павел Дмитриевич Войнаровский

Телеграфный инженер и преподаватель телефонии Петербургского Электротехнического института Павел Дмитриевич Войнаровский

Идея соединения двух промышленных, экономических и политических центров России телефонной связью возникла в 1887 г., когда, отклонив ходатайства о разрешении постройки и эксплуатации телефонной линии С.-Петербург – Москва частных лиц – бельгийского подданного, члена Королевской академии наук Мурлона и московских инженеров Ф. Попова и А. Столповского, – Министерство внутренних дел России поручило решить этот вопрос Главному управлению почт и телеграфов.

Началась длительная работа специалистов связи Петербургского почтово-телеграфного округа и Главного управления и Технического комитета при нем. Долгое время обсуждался вопрос выбора направления телефонной линии: вдоль Петербургско-Московского шоссе или вдоль Николаевской железной дороги. Каждый вариант имел свои "за" и "против". Вдоль железной дороги – более короткое расстояние: 609 верст против 667 верст по шоссе, а потому дешевле и экономически более выгодно. Но вдоль железнодорожного полотна, по обе его стороны, были протянуты телеграфные провода; их индукционное влияние затруднило бы или сделало невозможным телефонную передачу. Вдоль шоссе и расстояние больше и большая опасность хищения провода, "которое у нас не представляется редкостью", зато отсутствует мешающая телефонной передаче телеграфная линия.

Через два года, в сентябре 1889-го, был представлен проект устройства, содержания и эксплуатации телефонного сообщения Петербург – Москва, разработанный помощником начальника Петербургского почтово-телеграфного округа И. Н. Деревянкиным. Выбор был сделан в пользу шоссе Петербург – Москва. В проекте обосновывался в основном выбор направления линии. Проект носил сметный характер и не давал основания для начала работ.

Почти 10 лет вопрос телефонной связи Петербурга с Москвой не могли сдвинуть с места ввиду его новизны для России и отсутствия опыта в строительстве протяженных линий.

В сентябре 1895 г., по распоряжению начальника Главного управления генерал-лейтенанта Н. И. Петрова, была организована комиссия из ответственных чинов Почтово-телеграфного ведомства в составе надворных советников И. Н. Деревянкина и Л. А. Корнатовского, статского советника В. А. Воскресенского, а также молодого инженера П. Д. Войнаровского для проведения опытов по определению влияния телеграфных проводов на телефонную передачу. Во время опытов одна из действующих телеграфных линий С.-Петербург – Москва использовалась для телефонной передачи, по другой – работали аппараты Юза и Уитстона; в одном опыте для телефонной передачи использовался один провод, вторым была земля; в другом опыте была организована двухпроводная связь – телефоны включались в оба провода. По результатам испытаний выбрали двухпроводную схему телефонной передачи и сделали вывод, что соответствующие меры помогут избавиться от влияния телеграфных проводов.

Разработать проект Н. И. Петров поручил П. Д. Войнаровскому. Сложность вопроса состояла в отсутствии сведений об устройстве такого рода линий. Данные, разбросанные по разным источникам на иностранных языках, были противоречивы.

13 апреля 1896 г. Войнаровский представил проект телефонной линии с обоснованием направления – вдоль железной дороги, подтвержденным опытами, с расчетами параметров линии при условии включения двух трансляторов. Проект содержал также практические сведения, касающиеся постройки линии (расчет необходимого натяжения проводов с учетом колебаний температуры), ее эксплуатации. Были определены схемы соединений с центральной междугородной станцией абонентов городских телефонных станций, бирж и переговорных "кабинетов", т. е. кабин, приложены чертежи их устройств, рассчитана стоимость пятиминутного разговора, исходя из окупаемости в течение 10 лет затрат на сооружение, эксплуатацию и ремонт линии, составлены технические условия для заказа и приема бронзовой проволоки. Из справки Главного управления почт и телеграфов от 19 апреля 1896 г.: "VII отделение рассмотрело составленный по приказанию Вашего Превосходительства телеграфным инженером Войнаровским проект устройства телефонного сообщения между С.-Петербургом и Москвой...

Проект этот в отношении службы и устройства телефонных станций разработан достаточно полно и заключает в себе полезные сведения, которыми можно будет воспользоваться, когда вопрос об устройстве сообщения будет окончательно решен. " [1]

Созданная Войнаровским в Электротехническом институте первая физическая модель телефонной линии в 500 верст позволила исследовать процессы, в ней происходящие, рассмотреть влияние самоиндукции и емкости линии на фазу и амплитуду звукового сигнала на дальнем конце, определить параметры проектируемой линии и влияние двух цепей друг на друга. При посещении Электротехнического института в феврале 1898 г. Великим князем Михаилом Александровичем в лаборатории электроизмерительных приборов Войнаровский показал ему "приборы для исследования телефонии на далекие расстояния при помощи искусственной линии в 500 верст, заключенной в особый ящик" (для безопасности испытаний) [2].

Результаты работ П. Д. Войнаровского по изучению процессов, происходящих в протяженных линиях связи, обобщены им в ряде работ [3, 4]. Его "Теоретическое и практическое руководство по телефонии" было первым для России опубликованным пособием по телефонии. За свои труды Павел Дмитриевич в 1897 г. был награжден орденом Святого Станислава третьей степени.

После составления проекта Войнаровским были решены принципиальные вопросы технического устройства линии. В начале 1897 г., по составлении смет, Государственный совет согласился выделить кредит на ее устройство в размере 400 тыс. руб. Таким образом, вопрос строительства линии был окончательно решен.

Телеграфный инженер Александр Александрович Новицкий

Телеграфный инженер Александр Александрович Новицкий

Руководить строительством было поручено инженеру А. А. Новицкому, старшему механику Рижского почтово-телеграфного округа, имевшему практический опыт устройства телеграфных линий. Предварительно он был командирован за границу. Из справки Главного управления почт и телеграфов от 27 августа 1897 г.: "Проект устройства названного телефонного сообщения рассмотрен инженером Войнаровским, и в настоящее время для выяснения некоторых технических деталей устройства командирован заграницу инженер Новицкий для участия в работах по устройству телефонной линии Буда – Пешт – Берлин" [5].

В апреле 1898 г., по возвращении Новицкого, он представил Техническому комитету, в состав которого входил и Войнаровский, отчет об устройстве телефонных междугородных линий в Австрии, Венгрии, Германии. После обсуждения отчета Новицкого Технический комитет указал на детали, которые следует использовать, и поручил Новицкому составить технический проект. Из справки Главного управления: "Два года назад в связи с новизной дела не предвиделись мелкие работы и заготовки, характер которых определился лишь по изучению дела заграницей и по представлении инженером Новицким своего отчета о командировке" [6].

Технический проект Новицкого содержал следующие положения: соединение проектируемой линии и городской телефонной сети; выбор типа коммутаторов; технические детали устройства линии (скрещивание проводов, положение изоляторов на столбах, подвеска, спайка проводов, перевязка проводов на изоляторах). Проект обсуждался на заседаниях Технического комитета, были внесены поправки и изменения (в отношении выбора вида подвески проводов, типа спайки проводов, размеров деталей кронштейнов). В окончательный вариант проекта, объемного и трудоемкого, к которому была приложена смета, вошли и положения проекта Войнаровского и изменения, внесенные Техническим комитетом.

Перед строительством телефонной линии, еще летом 1897 г., с правой стороны железной дороги направления из С.-Петербурга были освобождены от проводов телеграфные столбы, устроена новая телеграфная линия по другую сторону полотна и на нее перенесены снятые провода. Этой сложной и ответственной работой руководил помощник начальника Почтово-телеграфного округа Петербурга И. Н. Деревянкин; в помощь ему был назначен телеграфный инженер Л. П. Гейман. При перенесении проводов нельзя было ни на минуту прерывать связь, особенно железнодорожных телеграфов, которые обеспечивали безопасность движения поездов.

Летом 1898 г. под руководством А. А. Новицкого началось сооружение телефонной линии. Участие в нем принимали лучшие специалисты почтово-телеграфных округов России, в том числе на летнее время были командированы пять студентов третьего курса Электротехнического института (телефонию в то время в институте преподавал Войнаровский). Ход работ был четко продуман. О проделанном регулярно шли рапорты в Главное управление.

Устройство телефонной линии было закончено 7 октября 1898 г., и не просто хорошо, а образцово.

Когда работы на линии близились к концу, произошло бедствие. 30 сентября в Петербурге с 2 ч. дня до 11 ч. следующего дня, почти сутки, при сильном западном ветре и температуре +5 по Реомюру, повалил снег. Это был первый снег в том году. Ночью и утром температура упала до нуля. От сильного ветра ветви и стволы деревьев падали на провода, обрывая их. На Полюстровской набережной упала вся телефонная линия – 17 столбов со всеми проводами. На Почтамтской улице оборвалась и легла поперек улицы магистраль с 50 проводами. В двух местах на Васильевском острове лежали оборванными 100 проводов. Падая, столбы и провода преграждали движение экипажей и вагонов конки. По Б. Конюшенной от Главной центральной городской станции вся магистраль со 1300 проводами висела оборванной. Телеграфные и телефонные провода, "соприкоснувшись с электрическими проводами, давали снопы искр и даже вольтовы дуги, приводя прохожих в недоумение и страх". С 7 ч вечера 30 сентября до 7 ч утра 1 октября была полностью прервана телефонная связь Петербурга с внешним миром. Только 2 октября действие телеграфов было восстановлено. Городские телефонные линии были восстановлены через 17 дней непрерывной работы [7].

Устройство междугородных центральных станций и городских участков междугородной линии было поручено телефонной компании Белла. Компания окончила работы 28 декабря 1898 г., а 30 декабря в 1 час дня были назначены осмотр и прием центральной телефонной станции в Петербурге комиссией в составе начальника Петербургского почтово-телеграфного округа П. Н. Глаголева, инженеров Л. А. Корнатовского, П. Д. Войнаровского, П. С. Осадчего, Н. Л. Семеновича.

В канун Нового года было окончено строительство русскими специалистами первой, самой протяженной в России телефонной линии, соединившей две столицы.

Общая протяженность линии была 618 верст; подвешены две телефонные цепи, каждая из двух бронзовых проводов диаметром 4 мм. Провода крепились на крюках (посредством изоляторов), ввинченных в столбы в шахматном порядке. Два верхних провода составляли первую цепь, два нижних – вторую. Всего было подвешено 2450 верст проводов. Для уничтожения взаимоиндукции телефонных цепей и индукции соседних телеграфных провода цепей скрещивались: первой цепи – через каждые 16 столбов (одну версту), второй – через 32 столба. Скрещивание произведено на 920 столбах, при помощи кронштейнов, скрепленных из углового и полосового железа.

Сопротивление телефонной цепи, с включением коммутаторов Московской станции: первой цепи – 2380 Ом, второй -2400 Ом; сопротивление цепи при выключении всех приборов: первой цепи -2030 Ом, второй – 2060 Ом.

В устройство этого грандиозного для России по тем временам сооружения вложен труд многих специалистов связи: ответственного за строительство линии начальника Главного управления генерал-лейтенанта Николая Ивановича Петрова, талантливого организатора, находившего нужных людей, ответственных за определенные работы, начальника Петербургского почтово-телеграфного округа Павла Николаевича Глаголева, непосредственных участников проекта И. Н. Деревянкина, телеграфных инженеров П. Д. Войнаровского, А. А. Новицкого и других.

31 декабря 1898 г. состоялось открытие телефонного сообщения С. -Петербург – Москва. О нем рассказали петербургские и московские газеты.

Московская газета "Русские вести" писала: "Вчера, 31 декабря, торжественно совершено открытие московской станции телефонного сообщения с Петербургом. В здании центральной станции в 12-м часу дня отслужено было молебствие в присутствии Начальника управления почтово-телеграфного округа О. А. Пистолькорса[1], почт-директора Г. К. Радченко, членов управления и служащих". По окончании богослужения подано было шампанское и первый тост при единодушном "Ура!" – за здоровье Государя Императора. Затем следовали тосты за Министра внутренних дел, начальника Главного Управления почт и телеграфов и других. Затем по телефону из Петербурга было сообщено об открытии там местной станции и переданы поздравления с открытием связи. "После молебствия, совершенного духовенством Казанского собора в помещении Петербургской телефонной станции, убранной тропическими растениями, генерал-лейтенант Петров перерезал желтую ленту, которой был перевит главный коммутатор", подано было шампанское и при громких криках "Ура!" провозглашен был первый тост "За Государя Императора!", а следующие два – за Министра внутренних дел и за генерал-лейтенанта Н. И. Петрова" [8].

3 января "Петербургский листок" сообщил: "Несмотря на дорогую плату, желающих поговорить по телефону с Москвой находилось весьма много, и станция работает беспрерывно почти весь день и ночь: в Новом году весьма многие петербуржцы поздравили по телефону своих московских знакомых". Газета писала, что "для биржевых деятелей телефон, без сомнения, окажет большую услугу". А московское купечество возбуждало "ходатайство об устройстве в Москве переговорного пункта, кроме биржи, еще в одном из московских трактиров, где собираются коммерсанты после биржевых и иных торговых операций" [9].

Телефонная линия Петербург – Москва начала работать.

Остается выразить надежду, что за повседневной суетой и политическими спорами страна не забудет 13 января 1999 года (по новому стилю) отметить столетие со дня открытия первой в России линии дальней связи и вспомнить людей, внесших вклад в ее устройство.

Примечание

1. Деда известного российского ученого, классика радиотехники, члена-корреспондента РАН Александра Александровича Пистолькорса (1896-1996).

Литература

  1. Российский государственный исторический архив – РГИА, ф. 1289, оп. 2, д. 1618, л. 233.
  2. Посещение Августейшим Покровителем Его Императорским Высочеством Великим Князем Михаилом Александровичем Электротехнического института // ПТЖ. – 1898, февраль, с. I-IV.
  3. Войнаровский П. Д. Опыты исследования распространения переменного тока по длинным проводам. Применение к телефонированию на большие расстояния // ПТЖ. – 1896, май, с. 709-726; июнь, с. 847-854.
  4. Войнаровский П. Д. Теоретическое и практическое руководство по телефонии. 1898.
  5. РГИА, ф. 1289, оп. 3, д. 1270, л. 1.
  6. РГИА, ф. 1289, оп. 3, д. 1270, л. 144.
  7. Гололедица в Петербурге 1 октября 1898 года и ее последствия для телеграфа, телефона и электрического освещения. Статья ст. механика С.-Петербургской Главной конторы техника Барабанова. // ПТЖ. – 1899, январь, с. 24-33.
  8. Газета "Русские вести". – М.: 1899, 1 января.
  9. Газета "Петербургский листок". – СПб.: 1899, 3 и 7 января.
  10. История открытия первой линии связи Санкт-Петербург – Москва в документах // Электросвязь. – 1998. – № 10.

Статья опубликована в журнале "Электросвязь" №12, 1998 г., стр. 34.
Перепечатывается с разрешения редакции.