Московский таксофон любим и доступен
Надежда Видонова
В 1997 году московская городская телефонная сеть отметила свое 115-летие. 1 июля 1882 г. международная компания телефонов Белла открыла в районе Кузнецкого моста станцию, абонентами которой впервые стали 28 москвичей. И уже в следующем году был поднят вопрос о том, чтобы за определенную плату люди могли звонить с телефонов, установленных в общественных местах, но в течение двадцати лет Городская Дума отклоняла проекты установки таксофонов. Разрешение было получено только в 1903 г., когда число абонентов московской телефонной сети достигло трех тысяч. В престижных местах, посещаемых богатой публикой, – театрах, дорогих магазинах, больших аптеках – разместили восемь таксофонных кабин, а к 1912 г. их стало 23.
В 30-е годы в столице было 810 телефонов-автоматов, позвонить с которых стоило 10 копеек. В следующем десятилетии кроме аппаратов уличной связи появились квартирные таксофоны, предназначенные для жильцов коммуналок. При пользовании ими ежемесячная абонентская плата не взималась, а тариф за каждый звонок составлял 2 копейки. С 1947 г. в Москве размещаются аппараты новой серии АМТ-47 с деревянной кабиной (тариф – 15 копеек). В 1961 г. все таксофоны были переведены на работу от 2 копеек. Эта плата сохранялась в течение 30 лет. На смену устаревшим аппаратам АМТ-47 в 1970 г. пришли АМТ-69, которые служат до сих пор. С 1993 г. московские таксофоны работают от жетонов, а в конце 1995 г. было установлено 300 карточных аппаратов французской фирмы Monetel.
Сегодня в Москве 30 000 жетонных и 1000 карточных таксофонов. Эксплуатация жетонных аппаратов в нашем городе будет постепенно прекращаться, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, они морально устарели. Во-вторых, столицу захлестнула волна хищений таксофонных копилок с целью дальнейшей продажи жетонов, а при взломе аппараты так повреждаются, что чаще всего восстановлению уже не подлежат. Об этом варварстве было подробно рассказано в репортаже "Вскрытие показало: таксофон работал отлично!", опубликованном в первом номере газеты "Алло!". В-третьих, очень много фальшивых жетонов. Нанося многомиллионные убытки МГТС, они еще и дискредитируют ее работу, потому что часто не срабатывают (люди не знают, что купили поддельный жетон, а думают, что таксофон не работает). Кроме того, дорого стоит инкассация жетонных аппаратов.
Карточные таксофоны для Москвы изготавливает фирма Amper (Испания). Они расположены в основном в метро и на центральных магистралях. Аппараты Amper успешно прошли жесткую проверку различных характеристик (в первую очередь – вандалоустойчивости) в специальном подразделении МГТС. Испанские таксофоны изготовлены по самой современной технологии и, конечно, немало стоят, но альтернативного варианта (такого же качества и более дешевого) пока нет.
В настоящее время для столичных таксофонов применяются чиповые карточки (с микросхемой), имеющие повышенную степень защищенности.
Комитетом по связи и информатизации Российской Федерации рассматривается вопрос о введении в Москве единой таксофонной карты. Сейчас в столице размещены телефоны-автоматы нескольких фирм-операторов местной связи, кроме "МГТС" ("ММТ", "Комстар", "Ател" и др.), и случается, что, купив карточку одной из этих компаний, абонент потом обращается с жалобой, что она не подходит к таксофонам МГТС. Решена проблема и с выпуском карточек малой емкости, которые и стоят дешевле. Сегодня минута разговора по таксофонной карте МГТС стоит 667 рублей.
Таксофонные кабины, которые мы видим сегодня на улицах города, выполнены в двух вариантах – закрытого типа и открытого (полукабины). Они разработаны в 1980 г., отслужили немалый срок и уже начинают выходить из строя. В настоящее время создаются более совершенные модели. Уже установлено 250 новых кабин (трехгранной формы, с большими стеклами, без двери, серебристо-стального цвета). Модели, предлагаемые зарубежными производителями, очень дороги и не подходят для наших климатических и социальных условий из-за своей хрупкости. Для защиты от вандалов стекла кабин московских таксофонов делают с повышенной ударопрочностью (закаленный триплекс толщиной до 9 мм), кроме того, они крепятся потайными винтами.
Обслуживают телефоны-автоматы специальные бригады электромонтеров. На каждого мастера приходится до 110 таксофонов, профилактический осмотр которых производится ежедневно. Аппараты в метро обходят даже дважды в день, так как вместо жетонов в них опускают посторонние предметы и сутки они просто не выдерживают.
Таксофонная карта, выпущенная к юбилею Москвы
Из-за большого количества фальшивых телефонных карточек предыдущей серии городские таксофоны были отключены от междугородной и международной связи, потому что, не получая никакой прибыли, МГТС приходилось оплачивать услуги операторам этих сетей. Технически вопрос еще не до конца решен, но в недалеком будущем обязательно появится возможность с уличного таксофона позвонить в другой город и даже в другую страну.
К 850-летию столицы выпущены в продажу таксофонные карты МГТС с видами старой и новой Москвы. Кабины телефонов-автоматов и сами аппараты украсили юбилейной символикой.
Московская городская телефонная сеть ведет интенсивную работу по обновлению таксофонного хозяйства. В 2000 г. к услугам жителей и гостей столицы будет уже около 8500 карточных телефонов-автоматов.
Статья опубликована в газете "Алло!" №2, сентябрь 1997 г., стр. 9.
Перепечатывается с разрешения редакции.