Летопись на пластике
Ольга Лобоомыслова
Телефонные карты АО МГТС – не только платежное средство. Сегодня это предмет коллекционирования и рекламоноситель.
Театр, как известно, начинается с вешалки. С чего начинается МГТС? Для абонента, разумеется. С телефонного аппарата? Пожалуй. Но для большой части москвичей, да и гостей столицы тоже, возможность воспользоваться услугами связи прочно ассоциируется с наличием в кармане или бумажнике маленькой пластиковой карточки – телефонной карты АО МГТС. Своеобразный "джентльменский набор" среднего москвича – единый билет на все виды транспорта и телефонная карта. Тогда мобилен. Тогда неуязвим. Ведь обладатель телефонной карты имеет возможность на улицах города, под дождем, градом и снегом, получить практически тот же комплекс услуг, что и при пользовании офисным телефонным аппаратом.
Но есть люди, регулярно покупающие в кассах метрополитена (и не только там) эти пластиковые прямоугольнички вовсе не из-за того, что в них вмонтирован чип, позволяющий обладателю в нужный момент ощутить себя частью телекоммуникационной вселенной. Для них телефонная карта – предмет коллекционирования. Совершенно естественным образом потеснивший сегодня марки и открытки. Как, впрочем, и телефонная связь потеснила эпистолярный жанр.
Российский коллекционер телефонных карт – явление относительно новое, как и сами карты и карточные таксофоны. Одни из первых карточных таксофонов (пермского производства) в порядке опыта были установлены в Зеленограде шесть лет назад. И карты к ним по заказу АО МГТС изготавливались там же – тиражами "опытными".
Привычные для нас сегодня таксофоны появились несколько лет назад. И они вовсе не пермского производства – поначалу установили 300 французских таксофонов, а сегодня москвичи чаще всего пользуются таксофонами из Испании. Телефонные карты к этим таксофонам тоже какое-то время печатали во Франции, но дизайн был полностью российским. И идеология дизайна принадлежала той же группе людей, стараниями которой российская телефонная карта сегодняшних дней вызывает к себе жгучий интерес коллекционеров не только российских.
Возможно, все дело в магии слова "Франция" – карты АО МГТС отличает неизменный вкус.
К наиболее ярким их образцам можно отнести телефонные карты вышедшей летом серии "Миг общения с вселенной". Четыре карты объединяет не только кляссер, но и идея красоты как величайшей целесообразности и гармонии, чего бы это ни касалось – творения Божьего или творения рук человеческих.
Коллекционеры сразу оценили достоинства этих карт – высокий художественный уровень и, если можно так выразиться, степень эксклюзивности. Дело в том, что серия "Миг общения с вселенной" исключительно презентационная. Однако даже самые простые телефонные карты АО МГТС, на которых для передачи идеи использована пиктограмма, рождают чувство, что мир, нас окружающий, удивительно гармоничен и прекрасен. Наиболее четко, на мой взгляд, эта мысль сформулирована в названии одной из серий – "Мы часть этого прекрасного мира". Серия была выпущена в 1998 году.
Узнаваемость, свое лицо телефонная карта АО МГТС обрела примерно за год до выхода этой серии, в феврале 97-го, когда московская телефония праздновала свое 115-летие. Тогда 50-тысячным тиражом вышла презентационная серия "115 лет АО МГТС". Это была первая серия телефонных карт, изготовленная по новейшей технологии "еврочип" французской фирмой Schlumberger. Дизайн же абсолютно всех телефонных карт АО МГТС неизменно разрабатывался и разрабатывается в российских дизайн-студиях и дизайн-центрах. Но столь же справедливо будет сказать, что дизайн разрабатывается в недрах компании. Специалисты отдела маркетинга и рекламы "болеют идеями" и очень тщательно подбирают художников для их реализации.
Тематика карт обусловлена нашей действительностью и стремлением МГТС использовать телефонную карту не только как платежное средство, но и как средство формирования положительного имиджа компании.
Названия серий говорят сами за себя: "Разум против наркотиков", "Помогите детям", "Спорт объединяет мир", "Всемирные юношеские игры", "Старая Москва", "Москва минувших лет", "Новая Москва", "200 лет А. С. Пушкину", "Проблема 2000", "С Новым годом!". Большой интерес вызвала вышедшая этим летом серия, приуроченная к годовщине начала Великой Отечественной войны.
За последние три года специалисты МГТС разработали около 150 телефонных карт. По ним какой-нибудь историк будущих времен без труда сможет составить для себя представление, чем жили и дышали его предки на рубеже тысячелетий.
И конечно, с пластиковой поверхности карт он получит достаточно полное представление об истории АО МГТС, потому что компания использует это платежное средство и как свой рекламоноситель. "Из истории московского телефона", "Без телефона жизнь трудна, а с телефоном жизнь красна" – это названия серий, посвященных телефонии вообще и АО МГТС в частности. Большими тиражами (100 000–200 000 экз.) выпускаются карты, рекламирующие телефонные справочники, новые услуги, предоставляемые компанией.
Однако наш историк грядущих веков без труда составит представление не только о МГТС, но и о множестве других компаний – АО МГТС рекламирует на своих картах не только себя. В 2000 году делать это стало легче: телефонные карты теперь печатаются в России – на уровне мировых технологий. Стали экономически целесообразны относительно маленькие тиражи: 50 и даже 10 тысяч. Это сулит новые перспективы коллекционерам и рекламодателям. Хотя среди последних есть и такие, что готовы купить под свою рекламу площадь годового тиража (а он сегодня составляет около 4 млн.). Но пусть москвичи не пугаются, перспектива в течение года покупать телефонные карты одного вида им не грозит: в компании не склонны к такого рода шагам – по вполне понятным причинам. И летописание на пластике продолжается.
Началось и летописание этого летописания. В 1998 году компания выпустила, если можно так выразиться, неформальный каталог всех своих телефонных карт (с 1994 по 1998 год). Неформальный потому, что по форме это не каталог, а МГТС-обозрение, издание отпечатано на великолепной бумаге в отличной типографии. В нем приведены параметры телефонных карт и даны их изображения в натуральную величину.
Коллекционеры сразу оценили это издание по сути, а не по форме, и назвали его "МГТСовским большим" (то есть все-таки каталогом).
Каталог телефонных карт АО МГТС в классическом понимании этого слова вышел в 1999 году. Своеобразный итог шести лет работы. Очень интересно было бы заглянуть в каталог года 2000, 2001-го. Максим Соболев, Маргарита Блитман, Сергей Ерофеев – идеологи "телефонкарточных программ" АО МГТС (прошлых и будущих) – люди нежадные и поделились бы, наверное, с читателем чем угодно, но только не творческими планами. И мы относимся к этому с пониманием – вопрос-то ведь стратегический. Поэтому нам остается только ждать. Ждать новых, интересных серий и, приобретая очередной пластиковый прямоугольничек, вновь и вновь ощущать себя не только частью мира телекоммуникаций, но и частью этого большого прекрасного мира, который так ярко и тонко звучит и будет звучать впредь с их пластиковой поверхности.
Статья опубликована в газете "Алло!" №11 (39), 2000 г., стр. 6.
Перепечатывается с разрешения редакции.