Узлов Москвы великое зерцало...
Вера Шульцева
Вихрь безвременья стер с периферии столицы следы былого благоустройства. Исчезли детские городки, дворовые песочницы, качели, наконец, урны и скамейки. Ломать – не строить, дело нехитрое. Кленовый бульвар, увы, не исключение. Поэтому палисадник у дома № 3 кажется оазисом в нашем перевернутом мире. Царицынский телефонный узел встречает своего абонента мозаикой цветов на клумбах, красивыми стилизованными скамейками. Здесь все сделано с любовью и вкусом. Для посетителей установлены три бесплатных таксофона, работает магазин по продаже телефонных аппаратов (причем по доступным ценам). Фантастика! Неудивительно, что порой сюда приходят не только решить свои дела, но и просто отдохнуть, совмещая приятное с полезным. И вряд ли посетитель знает, что телефонный бизнес признан одним из самых сложных в мире, особенно в мегаполисе, а уж тем более в условиях нынешней России! Однако никто из работников узла на трудности не жалуется. Напротив, с большой теплотой о жизни коллектива рассказывают: А. И. Лысенко – управляющий, А. Г. Федоров – главный инженер, Е. Д. Качановская – начальник отдела по персоналу.
Царицынский: история только начинается
А. И. Лысенко – управляющий телефонного узла
На самом же деле свои первые 25 лет узел отметил еще в прошлом году. Много это или мало? Для истории телефонной цивилизации – возраст детский, а в современных условиях, когда срок жизни каждого поколения техники сокращается почти вдвое, а инновации рождаются каждые 1,5–2 года – самое время реинкарнации. Не за горами очередное ее возрождение на новой технологической базе. Царицынский уже готовится к пуску транспортного кольца, который планируется осенью, а выход на заданную нагрузку ожидается в ближайшие 1–2 года. Но прежде – немного истории с географией.
Узел создан в 1973 г. в связи с разукрупнением Кировского и назван Красногвардейским. Революционная символика соответствовала свершениям. Развитие узла было стремительным, его пик пришелся на середину 80-х годов. Тогда телефонизация района шла в ногу с жилищным строительством: если в год сдавался 1 млн кв. м площадей, Красногвардейский вводил 3–4 АТС (это 30–40 тыс. номеров). Такие достижения позволили ему уже скоро претендовать на "бронзу" по емкости в масштабах Москвы. Теперь Красногвардейский узел уступал лишь сетям Москвы и Ленинграда. Но при этом тяжеловес в масштабах МГТС стал плохо управляем и в 1985 г. был подвергнут "хирургии". Из его структуры был выделен новый узел – Советский. "Всеобщая структурная перестройка" МГТС прошлого года существенно не затронула Красногвардейский узел: штаты увеличились на 40 человек, количество станций – на три. Поменялось лишь название – уж очень хотелось вернуть в географию сети старые московские названия. Сейчас зона ответственности узла простирается на районы: Орехово-Борисово, Братеево, Сабурово, Москворечье, Ленино-Дачное, Бирюлево, Нагатино.
Вопросы техники
О молодости узла, исключительно по российским меркам, можно судить прежде всего по классу используемой коммутационной техники. Если преобладает координатное оборудование – лет узлу сравнительно мало, если шаговое – считай, старый. Из 42 действующих телефонных станций в Царицынском шаговых только 3, остальные координатные (35) и электронные (4). Отметим, что в странах ЕС процесс цифровизации телекоммуникационных сетей в целом закончен. Шведы и французы уже в 1995 г. официально объявили об изъятии из эксплуатации последней аналоговой АТС, немцы – в 1997 г. Из-за недальновидной отечественной технической стратегии в советские времена было потеряно целое поколение электронной коммутационной техники, поэтому наши связисты вынуждены приобретать оборудование за рубежом: на Царицынском узле около 10 лет работают финские станции системы DX-200 и постепенно наращивает мощность гордость современной инженерной мысли, электронная АТС типа EWSD фирмы Siemens.
"Именно эта станция позволила снять напряжение в районе Братеево, – рассказывает А. И. Лысенко. – Первая очередь была сдана в эксплуатацию 9 мая. Около тысячи участников Великой Отечественной войны получили подарок к Дню Победы. Сейчас идет процесс массовой установки телефонов. К концу года число новых абонентов достигнет 4, 5 тыс. человек".
В остальных районах ситуация вполне удовлетворительная, кроме Орехово-Борисово. "В структуре абонентской базы там изначально преобладало население, около 98%, – продолжает управляющий. – Перестройка внесла существенные коррективы. Было организовано 8 муниципальных управ, появились коммерческие структуры, налоговая инспекция, милицейский колледж, таможенный комитет и т. д. В результате резко возросла потребность в телефонной связи. Три года назад мы сдали в эксплуатацию первые 5 тыс. номеров 343-й электронной АТС, но этого оказалось недостаточно. Сейчас зарегистрировано 2200 желающих получить телефон. А мы, к сожалению, ввести следующие 5 тыс. номеров не можем – нет средств. Проблема нарастает, но МГТС находится в сложнейших экономических условиях". По предварительным данным, разрешение ситуации планируется в 2001 г. Конечно, в век высоких скоростей такая перспектива очень уж далека, но московские связисты что-нибудь придумают. Обязательно что-нибудь придумают!
Статья опубликована в газете "Алло!" №9, 1999 г., стр. 4.
Перепечатывается в сокращении с разрешения редакции.