Из истории местной телефонной связи в России: земские телефонные сети
История развития электросвязи

Из истории местной телефонной связи в России: земские телефонные сети

Данная статья посвящена одной малоизвестной странице развития телефонного сообщения в нашей стране – земским телефонным сетям. Осмысливая опыт прошлого, мы можем по-новому увидеть нашу жизнь, которую сегодня нельзя представить без телефона. Удивительное изобретение – он был создан не как оружие, не для ведения войны, а для того, чтобы помочь людям общаться, сделать их ближе друг к другу. Сейчас, в XXI столетии, поражает скорость, с которой 100 с лишним лет назад телефон завоевал мир.

Телефонная связь пришла в Россию в тот момент, когда потребность в новых, более оперативных видах связи ощущалась особенно остро. Стремительно развивались промышленность, финансы, строились железные дороги. Отмена крепостного права и 20 лет реформ подготовили этот экономический взлет.

Всех привлекали доступность нового вида связи, простота в использовании и, главное, – скорость. Первая в России междугородная телефонная сеть заработала в 1880 г. на Царскосельской железной дороге. Оценив преимущества нового вида связи, российские предприниматели стали обращаться с ходатайствами к правительству о выдаче разрешения на строительство телефонных линий. 27 февраля 1881 г. вступило в силу Высочайше одобренное Положение Комитета министров “Об устройстве телефонных сообщений”. Согласно этому документу для того, чтобы построить телефонную линию частного пользования, надо было получить разрешение министра почт и телеграфов и согласовать технический проект с телеграфным департаментом.

Началось строительство небольших частных телефонных сетей, и сразу же стало ясно, что возможности нового вида связи значительно шире. 25 сентября 1881 г. Александр III утвердил Положение “Об устройстве городских телефонных сообщений”, ставшее законодательной базой для развития телефонных сетей в России. Предприниматели получили право строить и эксплуатировать городские телефонные сети в коммерческих целях. К 1886 г. телефонные сети уже действовали в С.-Петербурге, Москве, Варшаве, Одессе, Риге, Лодзи, Нижнем Новгороде и других городах, приносят хороший доход своим владельцам.

Наконец, правительство решилось своими силами построить телефонную сеть в Киеве, и в 1886 г. она начала свою работу. Через пять лет сеть полностью себя окупила и стала приносить прибыль. Этот успех вызвал неожиданные последствия. Правительство приостановило выдачу разрешений на строительство новых телефонных сетей. С этого момента и до начала XX в. телефонные сети в России строились преимущественно на государственные средства. Предприниматели получали концессии на строительство только небольших телефонных сетей.

В результате процесс телефонизации страны существенно замедлился. У Почтово-телеграфного ведомства не хватало сил и средств на то, чтобы провести телефонную связь хотя бы во все губернские города, не говоря уже об уездных. Правительство стремилось сохранить за собой монополию, прежде всего, на междугородные телефонные сообщения. В 1887 г. русские и иностранные предприниматели предлагали проекты постройки телефонной магистрали Петербург – Москва, но в выдаче концессии им было отказано. Строительство этой самой длинной в России и четвертой в мире по протяженности междугородной магистрали заняло у государства десять лет. Телефонная линия Петербург – Москва заработала в декабре 1898 г.

В 1889 г. несколько иностранных телефонных компаний обратилось к российскому правительству с просьбой предоставить им право на строительство и эксплуатацию междугородных линий Варшава – Лодзь, Таганрог – Ростов и др., но им также было отказано.

Интересная ситуация с развитием телефонной связи сложилась в Финляндии. Великое Княжество Финляндское обладало определенной автономией в рамках Российской империи. Финские власти поняли, какую пользу может принести новый вид связи для экономического развития малонаселенного края с недостаточно развитой инфраструктурой. Опираясь на собственное законодательство, они взяли на себя смелость самостоятельно разрешать строительство новых городских, пригородных и междугородних сетей. Эта практика привела к тому, что к началу XX в. Финляндия намного опережала остальную часть Российской империи по длине линий, охвату территории, количеству телефонных аппаратов.

Ограничения со стороны государства, стеснявшие развитие междугородной телефонной связи, привели к тому, что инициативу проявили снизу. В российской провинции всегда существовал резерв активных и широко мыслящих людей, стремившихся к деятельности вне государственной службы. Согласно Положению о губернских и уездных земских учреждениях, утвержденному императором Александром II в 1864 г., лица, обладавшие определенным имущественным цензом, имели право участвовать в выборах в органы местного самоуправления – земские уездные и губернские управы. В основном, это были представители местного дворянства, буржуазии и верхушки крестьянства. Первоначально земские управы были созданы в 34 из 50 центральных губерниях европейской части России, а также в Бессарабской губернии и в области Войска Донского.

Земские управы получили определенные полномочия в вопросах развития инфраструктуры своих регионов, на средства земств создавались больницы, школы и благотворительные заведения, они занимались строительством и содержанием дорог. мостов. К началу XX в. земства уже имели большой опыт организации почтового сообщения в сельской местности (внутри уездов) – земской почты.

Финансовые капиталы, которые использовали земства для своих начинаний, складывались из земских сборов, которыми облагалось недвижимое имущество жителей данной местности, денег попечителей, благотворительных пожертвований и средств из других источников.

Строительство телефонных сетей в городах, быстрое развитие междугородных телефонных сообщений за рубежом не могли не привлечь внимания наиболее инициативных земских деятелей. Преимущества телефонной связи на российских просторах были неоспоримы. Вопрос о телефонных сообщениях, созданных за счет земств, вызвал бурную дискуссию в печати. Развернулось обсуждение вопроса, насколько нужен телефон в сельской местности, как велики затраты на строительство телефонной сети, по силам ли местным земским управам ее содержание. Сторонники указывали на сокращение расходов за счёт того, что сообщения будут передаваться быстрее, отпадёт необходимость в посылке нарочных, сократятся затраты на транспорт, улучшится медицинское обслуживание населения и т. д. Противники считали, что строительство телефонных линий потребует больших средств, а телефон не облегчит жизнь простого крестьянина, он нужен только земской администрации. Известный историк земства Б. Веселовский писал, что земские телефоны – это модная игрушка, которая скоро надоест. “Телефоны... разделили участь многих земских увлечений, почти не оставивших после себя следов”, – писал он в 1910 г.

Иной точки зрения на значение земских телефонных сетей придерживался помощник начальника Главного управления почт и телеграфов П. С. Осадчий. Занимаясь по долгу службы проблемами развития электросвязи, он первый сделал попытку обобщить накопленный земствами опыт, опубликовал несколько работ, посвященных истории создания и развитию земских телефонных сетей. Профессор Электротехнического института, крупный чиновник, будущий заместитель председателя Госплана СССР, он понял значение земских сетей для развития телефонной связи в России, особенно в сельской местности.

Карта земской телефонной сети Лебединского уезда Харьковской губернии. 1899 г.

Карта земской телефонной сети Лебединского уезда Харьковской губернии. 1899 г.

Так сложилось, что развитие телефонных сетей в отдельных регионах европейской части России пошло не традиционным путем, от крупных, экономически развитых центров к более мелким уездным городам и далее, а наоборот. По инициативе уездных земских управ и на их средства, обычно совместно с заинтересованными частными лицами, создавались небольшие уездные телефонные сети, которые в дальнейшем соединялись с городскими и междугородными коммуникациями.

Первая земская телефонная сеть была построена в Лебединском уезде Харьковской губернии в 1899 г. после долгих согласований с высшими и местными властями. Сначала предполагалось соединить телефонной сетью уездную земскую управу в Лебедине, 14 хуторов и сел, для чего надо было построить 57 верст телефонных линий, установить 17 телефонных аппаратов, и открыть две небольшие центральные телефонные станции. Уже в процессе строительства стало ясно, что сеть необходимо расширить. 5 августа 1899 г. она начала свою работу.

Земская телефонная сеть в Лебединском уезде по своей структуре и по стоимости строительства представляла собой типичный пример небольшой местной сети, удовлетворяющей нужды местного самоуправления в быстрой и эффективной связи. Линия железной дороги была доведена только до уездного центра, и только в самом Лебедине имелись почта и телеграф. Таким образом, земская телефонная сеть дополняла систему государственных почтово-телеграф-ных сообщений, приближая её к населению уезда.

Основные особенности земских телефонных сетей можно определить уже на примере этой первой сети. Каждая земская сеть состояла практически из двух различных частей: собственно городской телефонной сети в самом уездном городе, и, если можно так выразиться, междугородной сети, соединявшей отдельные населенные пункты и уездный город между собой. Эта особенность привела к тому, что фирма “Эрикссон” начала выпуск специальных земских коммутаторов, которые широко использовались на местных и междугородных линиях.

Абонентами земских телефонных сетей являлись органы местного управления: уездная земская управа и волостные управления, земские школы, больницы, медицинские приемные покои, ветеринарные пункты и т. д., и обязательно – земские должностные лица – председатель и члены управы, врачи, агрономы, ветеринары и пр. К сети также подключались правительственные учреждения в уезде, станции железных дорог, правительственные должностные лица, чины полиции, а также жители уезда, пожелавшие пользоваться телефоном. Последние оплачивали земству расходы на строительство линии, и ежегодно – затраты на содержание той части телефонной сети, которая строилась непосредственно для них. Для местных жителей оборудовали специальные переговорные пункты при земских управах, волостных правлениях и т. д.

В последующие два года земства построили небольшие земские сети в Юрьеве -Польском, Петровском, Бугурусланском, Богодуховском и Ирбитском уездах.

Новый этап развития наступил в 1901 г., когда начала работу земская телефонная сеть в Лохвицком уезде Полтавской губернии. Были построены центральная телефонная станция в Лохвице, пять узловых станций, проложены 322 верст телефонных линий, 438 верст проводов, установлены 64 телефонных аппаратов, из которых 20 – в самой Лохвице и 44 – в уезде. Кроме того, к Лохвицкой телефонной сети были присоединены два населенных пункта соседнего Лубенского уезда. Оба уездных центра – Лохвица и Лубны – были соединены телефонной линией в 1902 г. Таким образом, уже через три года после открытия первой земской сети было организовано телефонное сообщение между двумя уездными городами.

Для удешевления строительства сети часто строились однопроводными. На расстояния до 200 верст обычно использовалась стальная проволока. В дальнейшем на городских линиях стали использовать бронзовую проволоку, а магистральные и городские линии делали двухпроводными.

Министр внутренних дел России дал разрешение на строительство Лохвицкой телефонной сети на определенных условиях, которые позже стали обязательными для всех вновь строящихся земских телефонных сетей. Основные требования к ним заключались в следующем: технический проект утверждался в Главном управлении почт и телеграфов; строительство должно было вестись по правилам, принятым на государственных телефонных сетях, и с использованием аналогичных материалов. Земские телефонные сети рассматривались как частные телефонные сообщения, то есть их владельцы были обязаны использовать сети только для своих надобностей и не допускать телефонных переговоров за плату.

Земский телефонный коммутатор фирмы Эрикссон

Земский телефонный коммутатор фирмы "Эрикссон"

Почему государство разрешило земствам создавать собственные телефонные сети? Приравнивая земские телефонные сети к категории частных телефонных сообщений, в них не видели серьёзного конкурента правительственным сетям. Мало того, что земства за свой счет обеспечивали сельское население телефонной связью, им не возмещали затраты на подключение к сети государственных учреждений и установку в них телефонных аппаратов – на железнодорожных станциях, в полицейских участках и т. п. Наоборот, владельцы сети были обязаны возмещать убытки казне за конкуренцию государственному телеграфу. За каждый населенный пункт, где имелась государственная почтово-телеграфная контора, земства были обязаны вносить ежегодно в казну 75 руб., за телефоны на станции, где имелся железнодорожный телеграф – 25 руб. В любой момент министр внутренних дел имел право закрыть телефонные сообщения без возмещения затрат и убытков. Тем не менее, земские телефонные сообщения продолжали развиваться.

Новый вид связи требовал больших первоначальных затрат, и первыми его начали осваивать земства богатых черноземных губерний – Полтавской, Харьковской и других. Большинство уездов в этих губерниях имело сравнительно небольшую территорию (Лохвицкий, Лебединский и др. ). В 1902 г. были построены небольшие земские телефонные сети в Льговском и Суджанском уездах Курской губернии. Впервые уездные города были соединены с губернским центром – Курском – и подключены к Курской городской правительственной сети.

Совсем иной характер имела земская телефонная сеть Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. В этой местности была широко развита металлургическая и горнодобывающая промышленность. Ещё в 1898 г. местное земство подало ходатайство о создании телефонной сети в уезде за счёт казны, но безрезультатно. Тогда решено было создать земскую телефонную сеть. Местные горнопромышленники предложили покрыть до 50 % затрат на её строительство. В июле 1901 г. проект сети был утвержден, и получено разрешение на условиях, одинаковых с Лохвицкой уездной телефонной сетью. Бахмутская сеть начала работать летом 1902 г. Было построено 8 центральных станций, 435 верст телефонных линий, 1112 верст проводов, установлено 90 аппаратов, из них 20 –для нужд земского самоуправления, остальные 70 – для частных абонентов. Частные лица, желавшие иметь телефонную связь, вносили на создание сети 750 руб. единовременно, и ежегодно платили на содержание и обслуживание до 150 руб.

Запрет на платные разговоры по телефону посторонних лиц оказался весьма обременительным для земских телефонных сетей. Очень немногие могли выложить большие по тем временам деньги, чтобы в дальнейшем иметь возможность пользоваться телефоном. Уже весной 1902 г. Бахмутское уездное земство ходатайствовало о том, чтобы телефонную сеть разрешили эксплуатировать как сеть общего пользования – с продажей платных абонементов, возможностью платных переговоров и обмена платными телефонограммами. Это стало толчком для начала нового этапа в развитии земских телефонных сетей.

С 1903 г. согласно Высочайше утвержденному Положению Комитета министров на земских телефонных сетях разрешалось предоставлять возможность платных переговоров для всех желающих, осуществлять платный обмен телефонограммами, подключать к сети платных абонентов с отчислением в казну 3% с поступающих сборов. В 1904 г. было отменено взимание сборов за конкуренцию телеграфу. Эти законодательные акты позволили земским телефонным сетям развиваться более свободно. Но в период 1905—1907 гг. наблюдался определённый спад в строительстве земских уездных сетей – их было построено всего 12, в то время как в 1903—1904 гг. телефонные сети заработали в 21 уезде. Скорее всего, это было вызвано событиями первой русской революции и волнениями в сельской местности. Тем не менее, в 1906 г. начала работу единственная в своем роде Казанская губернская телефонная сеть. Она охватила сразу всю территорию губернии – 12 уездов.

Почти все земские телефонные сообщения создавались по инициативе уездных управ. Казанская губерния стала исключением. В 1902 г. губернская земская управа предложила обсудить вопрос о создании телефонных сообщений в уездах. В четырех из 12 уездов посчитали телефонизацию губернии преждевременной. Тем не менее, вопрос о строительстве сети решили положительно. В 1905 г. было получено разрешение от министра внутренних дел, в котором особо оговаривалось, что эта сеть могла быть в любой момент выкуплена государством, кроме того, Почтово-телеграфное ведомство имело право подвешивать свои провода на столбы земской телефонной сети. Не допускалось включение в сеть населенных пунктов вблизи городов, где уже имелись телефонные сети, созданные на государственные средства.

Две другие земские губернские сети были значительно скромнее по своему назначению и размерам. В 1906 г. было разрешено строительство губернской телефонной сети в Могилевской губернии, но эта сеть практически не получила развития. Телефонная сеть в Полтавской губернии возникла путем объединения нескольких уже существовавших уездных сетей. Были построены телефонные линии, соединившие Полтаву с уездными городами, а также сети в тех уездах, где телефонной связи ещё не было.

К 1910 г. Казанская губернская сеть имела 1300 верст телефонных линий, более 30 узловых станций, и представляла собой самую развитую телефонную сеть в сельской местности (без учёта Финляндии). Она сразу строилась с учётом, в первую очередь, интересов губернии. Все уездные центры были соединены с Казанью и между собой, но особой необходимости в этом не было: во многих из них уже имелась почтово-телеграфные конторы, в то время как телефонизация глухих уголков откладывалось.

Густота сети и доступные тарифы придали Казанской губернской сети коммерческий характер. По этому пути пошли и некоторые другие земские телефонные сети, что было связано с новыми тенденциями в их развитии.

С 1908 г. начался резкий подъём в строительстве земских уездных телефонных сетей. Этому немало способствовало принятие новых законодательных актов, которые расширили возможности земств относительно порядка их эксплуатации. Пик строительства пришёлся на 1912—1914 гг. – было построено свыше 80 сетей. Телефонизировались обширные районы Поволжья, Украины, Белоруссии, Урала. Стало ясно, что для земств это довольно выгодное дело. Разрешение брать плату за разговоры частных лиц весьма существенно сокращало затраты на содержание сети, кроме того, уменьшались расходы на служебный транспорт. Некоторые земства даже получали неплохой доход от своих телефонных сетей.

В средней России небольшое число уездов решило обзавестись телефонной связью. Это было связано с тем, что там давно и успешно функционировала московская загородная телефонная сеть. На Севере земства были небогаты, а хорошо развитая земская почта и наличие телеграфа в достаточной степени обеспечивали потребности населения в услугах связи.

Земские уездные телефонные сети разрослись, и возникла новая проблема – на каких основаниях подключать их к правительственным телефонным сетям? Первый опыт имел место в 1903 г. в Курской и Полтавской губерниях. В Курске и Полтаве к тому времени уже существовали правительственные телефонные сети. Почтово-телеграфное ведомство приняло решение считать земские уездные центральные телефонные станции загородными абонентами правительственной сети. В соответствии с этим земство платило 125 руб. в год за каждый соединительный провод в районе двух верст от правительственной станции, далее 15 руб. за каждую версту, и обязано было содержать за свой счет сеть за пределами города. Такая практика заставила земские управы искать средства на содержание и оплату переговоров по телефонным линиям, подключенным к казенным сетям. Было принято естественное решение брать плату за разговор по такой линии со всех, в том числе и с абонентов земской сети. 12 сентября 1912 г. были установлены новые правила: теперь земства платили абонементную плату за каждую линию, соединявшую их с правительственными сетями, и 5 коп. за каждый трехминутный разговор абонента земской сети. Абоненты правительственной сети платили за разговор 5 коп. в пользу казны и дополнительно – плату в пользу земства, утвержденную министром внутренних дел особо для каждой земской сети.

Сети развивались, и всё чаще и настоятельнее возникала необходимость соединить соседние города одной губернии или двух смежных губерний, в которых имелись земские сети. Для этого необходимо было в каждом отдельном случае получить разрешение министра внутренних дел.

В 1909 г. земствам было разрешено строить междугородные линии общего пользования на основе правил, установленных для частных предпринимателей. Земствам выдавали концессии на 18 лет, по истечении которых телефонные линии должны были безвозмездно перейти в пользование государства. Кроме того, земства были обязаны отчислять в казну 10% всех доходов. В 1910 г. заработала первая земская междугородная линия Белгород-Харьков. Концессии на строительство и эксплуатацию междугородных линий получили Екатеринославское уездное земство, Киевский губернский комитет, Курское губернское земство, Эстляндское дворянство и земство. Всего к 1916 г. функционировало 9 земских междугородных линий.

Таким образом, земские телефонные сети, вначале служившие интересам местного самоуправления, постепенно стали сближаться с коммерческими сетями общего пользования. Особенно этот процесс был заметен там, где земские телефонные линии соединяли крупные торгово-промышленные центры.

С началом Первой мировой войны строительство земских сетей замерло. Большие территории на западе страны были оккупированы. В стране углублялся общий экономический и политический кризис. Тем не менее, к 1916 г. земские телефонные сети работали в более чем 190 уездах европейской части Российской империи, а также в Прибалтике, на Урале, и в области Войска Донского.

В 1919 г. нарком почт и телеграфов В. Н. Подбельский в своём обзоре состоянии отрасли отмечал, что земские телефонные сети были одним из самых демократичных начинаний в деревне, и после гражданской войны они вошли в состав единой телефонной сети советской России. Земские телефонные сети были различными по плотности, охвату территории, длине линий, числу абонентов, но, несомненно, благодаря начинаниям земств телефон стал доступен жителям российской глубинки.

Литература

  1. Веселовский Б. История земства за сорок лет. Т. 2.: Экономические мероприятия земств. – СПб., 1909.
  2. Высоков М. С. Электросвязь в Российскойимперии от зарождения до начала XX века. – Южно-Сахалинск, 2003.
  3. Материалы по истории связи в России. XVIII - начало XX вв.: Обзор докумен тальных материалов. – Л., 1966.
  4. Осадчий П. С. Краткий обзор развития земских телефонных сетей в России по 1914 год // Почтово-телеграфный журнал. Отдел неофиц. – 1915. Июль-август.
  5. Осадчий П. Десятилетие земских телефонов в России. 1899—1909. Доклад 2-му съезду лиц, окончивших Электротехнический институт императора Александра III в феврале 1910 г. – СПб., 1910.
  6. Подбельский В. Н. Почта, телеграф и телефон: в связи с социалистическим строительством страны. – М., 1919.
  7. Список телефонных сообщений Российской империи к 1 января 1916 г. Ч . 1: (кроме телефонов Финляндии). – Пг., 1916.
  8. Список телефонных сообщений Российской империи к 1 января 1916 г. Ч . 2: Междугородные телефонные линии (кроме телефонов Финляндии). – Пг., 1916.
  9. Условия устройства и эксплоатации уездных земских телефонных сетей. – 1903.

Статья опубликована в журнале «Электросвязь: история и современность» №1, 2007 г.
Перепечатывается с разрешения редакции.
Статья помещена в музей 28.01.2008