Концепция информационной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств в военной сфере
Утверждена Решением Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств
о Концепции информационной безопасности
государств – участников Содружества
Независимых Государств в военной сфере
от 4 июня 1999 года
Концепция информационной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств в военной сфере (далее – Концепция) разработана на основе Соглашения о взаимном обеспечении сохранности межгосударственных секретов от 22 января 1993 года.
Настоящая Концепция представляет собой официально принятую государствами – участниками Содружества систему взглядов на цели, задачи и принципы обеспечения информационной безопасности в военной сфере. В ней определены объекты информационной безопасности в военной сфере, возможные источники угрозы, методы предотвращения и нейтрализации этих угроз, а также основы согласованной политики в области информационной безопасности в военной сфере.
I. Общие положения
1.1. Назначение Концепции:
Концепция является основой для формирования межгосударственной информационной политики, единого информационного пространства, разработки и проведения мероприятий по обеспечению информационной безопасности в военной сфере государств – участников Содружества.
Положения Концепции необходимо учитывать при:
- формировании и реализации собственной государственной политики в области информационной безопасности;
- разработке и совершенствовании методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности, а также целевых программ обеспечения информационной безопасности при решении совместных задач обороны;
- использовании вооружения и военной техники другого государства и совместных научно-технических разработках в области обороны.
1.2. Цель и основные задачи обеспечения информационной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств в военной сфере.
Целью обеспечения информационной безопасности государств – участников Содружества в военной сфере является защита информационной среды, информационного потенциала и информационных технологий, составляющих межгосударственные секреты или конфиденциальную информацию, переданную в совместное пользование.
Цель обеспечения информационной безопасности в военной сфере определяется общими и национальными интересами государств – участников Содружества. При этом государства – участники Содружества берут на себя обязательства:
- соблюдения прав государств – участников Содружества в области информации;
- надежной защиты переданных в совместное пользование сведений, составляющих межгосударственные секреты или конфиденциальную информацию;
- совместного развития производства средств информатизации, телекоммуникации и связи, используемых в интересах коллективной обороны.
К основным задачам обеспечения информационной безопасности государств – участников Содружества в военной сфере относятся:
- определение совместных интересов в информационной сфере;
- совершенствование и согласование нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности при решении совместных задач в интересах коллективной обороны;
- обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как развернутых, так и создаваемых в интересах коллективной безопасности;
- выявление, оценка и прогнозирование угроз информационной безопасности;
- координация деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций (далее – предприятия) независимо от форм собственности в области обеспечения информационной безопасности при решении задач коллективной обороны;
- совместное развитие систем и средств обеспечения информационной безопасности, используемых в интересах коллективной обороны;
- совершенствование методов предотвращения и нейтрализации угроз информационной безопасности;
- организация антивирусной защиты информационного потенциала и сертификация информационных процессов, изделий и программ, предназначенных для решения задач коллективной обороны и безопасности, по требованиям информационной безопасности;
- лицензирование деятельности предприятий по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих межгосударственные секреты, а также с созданием средств защиты информации и осуществлением мероприятий по оказанию услуг по защите межгосударственных секретов в соответствии с законодательством, действующим на территории данного государства;
- защита информации от утечки по каналам связи;
- регламентация порядка и правил использования технических средств передачи и обработки информации, предназначенных для решения задач коллективной обороны и безопасности.
1.3. Основные принципы обеспечения информационной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств в военной сфере.
Для реализации целей и задач обеспечения информационной безопасности в военной сфере государства – участники Содружества руководствуются принципами:
- согласованности приоритетов государственных политик в области обеспечения информационной безопасности в военной сфере;
- координации разработки и реализации государственных нормативно-правовых документов о вопросах информационной безопасности в военной сфере;
- опережающего развития нормативно-правовой базы, регламентирующей информационные отношения, в том числе в области информационной безопасности в военной сфере;
- поддержки отечественных производителей в области информационных технологий и производителей других государств – участников Содружества;
- непрерывности обеспечения меры информационной безопасности при использовании национальных и коллективных систем телекоммуникации, связи и управления войсками и оружием;
- неукоснительности соблюдения единых методов предотвращения и нейтрализации угроз безопасности в информационной сфере;
- полного исключения несанкционированного доступа к информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации или сбои в работе средств информатизации.
II. Источники угрозы информационной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств в военной сфере
Источниками угроз информационной безопасности государств – участников Содружества в военной сфере являются:
- государственная политика ряда зарубежных стран, направленная на осуществление глобального мониторинга политических, экономических, военных, экологических и других процессов в целях получения односторонних преимуществ;
- все виды разведывательной деятельности зарубежных государств, а также радиоэлектронные и технические воздействия со стороны иностранных государств;
- нарушение установленных регламентов сбора, обработки и передачи информации;
- преднамеренные и непреднамеренные ошибки персонала информационных систем, систем и средств управления военного назначения;
- внедрение программ – вирусов и программных закладок в общее и прикладное программное обеспечение и средства защиты информации в военной сфере;
- низкий уровень информационных технологий, ориентация на широкое использование импортного технического и программного обеспечения, а также расширение участия зарубежных компаний в развитии информационной инфраструктуры государств – участников Содружества;
- отсутствие необходимой нормативно-правовой базы, регулирующей межгосударственные отношения в информационной сфере, в том числе в области обеспечения информационной безопасности в военной сфере;
- обострение криминогенной обстановки, возрастание масштабов компьютерной преступности;
- отсутствие единой политики и необходимой инфраструктуры в информационной сфере;
- использование для решения задач коллективной безопасности информационных и телекоммуникационных систем, создающих условия для утечки информации, составляющей межгосударственные секреты, а также конфиденциальной информации;
- использование не сертифицированных по требованиям безопасности информации программных средств и средств защиты информации в военной сфере.
Эти источники угроз будут представлять особую опасность в условиях обострения военно-политической обстановки.
III. Объекты и методы обеспечения информационной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств в военной сфере
3.1. Объекты обеспечения информационной безопасности.
Под объектами обеспечения информационной безопасности понимаются объекты, на которых необходимо предусматривать меры предотвращения или ликвидации угроз в информационной сфере, используя принципы и методы, изложенные в настоящей Концепции, и другие, принятые государством – участником Содружества. К ним относятся:
- информационные системы, системы и средства управления войсками и оружием;
- информационные процессы, информационные ресурсы и информационная инфраструктура, используемые в военной сфере;
- система формирования, распространения и использования информационных процессов, используемых в военной сфере;
- информационные технологии военного и двойного назначения, системы и средства защиты информации, используемые в военной сфере;
- предприятия и научно-исследовательские организации, выполняющие оборонные заказы либо занимающиеся оборонной проблематикой в интересах государств – участников Содружества;
- вооружение, военная техника и военные объекты, имеющие охраняемые параметры (характеристики).
3.2. Методы обеспечения информационной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств в военной сфере.
Для предотвращения и нейтрализации угроз информационной безопасности применяются правовые, организационные и программно-технические методы.
Правовые методы предусматривают разработку согласованных нормативно-правовых актов, регламентирующих информационные отношения между государствами – участниками Содружества по обеспечению их информационной безопасности.
Организационные методы предусматривают:
- согласованное формирование и обеспечение функционирования систем защиты информации в военной сфере;
- сертификацию этих систем по требованиям информационной безопасности в соответствии с законодательством, действующим на территории данного государства;
- лицензирование деятельности предприятий по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих межгосударственные секреты, в соответствии с законодательством, действующим на территории данного государства;
- создание средств защиты информации, а также осуществление мероприятий и оказание услуг по защите межгосударственных секретов;
- стандартизацию способов и средств защиты информации;
- контроль соблюдения предлагаемых мер.
Программно-технические методы включают предотвращение утечки информации путем исключения несанкционированного доступа к ней, предотвращение специальных воздействий, выявление внедренных программных или аппаратных закладных устройств для перехвата, съема или уничтожения информации, а также применение криптографических и иных средств защиты информации.
IV. Основы согласованной политики в области обеспечения информационной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств в военной сфере
4.1. Основные положения согласованной политики в области обеспечения информационной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств в военной сфере.
Единство политики в области обеспечения информационной безопасности основывается на соблюдении интересов безопасности каждого государства – участника Содружества и исходит из принципа безусловного правового равенства всех участников информационного процесса вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса. Политика формируется на основе ограничения доступа к информации, переданной им в рамках выполнения оборонных задач, и ответственности за защиту доверенных межгосударственных секретов.
Государства – участники Содружества по возможности стремятся к отказу от использования зарубежных информационных технологий для информатизации органов военного управления.
4.2. Правовое обеспечение информационной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств в военной сфере.
Правовую основу Концепции составляют соглашения и обязательства, а также международные договоры, заключенные или признанные государствами – участниками Содружества, определяющие права и ответственность граждан и государства в информационной сфере.
Правовое обеспечение информационной безопасности государств – участников Содружества в военной сфере базируется на соблюдении взаимных интересов.
Деятельность по правовому обеспечению информационной безопасности должна строиться на основе принципов законности и баланса интересов каждого государства – участника Содружества.
4.3. Первоочередные мероприятия по реализации Концепции.
Первоочередные мероприятия обеспечения информационной безопасности государств – участников Содружества в военной сфере предусматривают:
- разработку и внедрение механизмов реализации и согласования правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения в информационной сфере;
- развитие правового обеспечения информационной безопасности на основе баланса интересов государств – участников Содружества;
- создание Межгосударственного консультативного совета по информационной безопасности государств – участников Содружества в военной сфере;
- согласованное развитие инфраструктуры единого информационного пространства государств – участников Содружества;
- совместное создание и внедрение безопасных технологий для информационных систем, используемых в военной сфере в интересах коллективной обороны.
V. Используемые термины
Защита информации – деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.
Защита информации от несанкционированного доступа (НСД) – деятельность по предотвращению получения защищаемой информации заинтересованным субъектом с нарушением установленных правовыми документами или собственником (владельцем) информации прав или правил доступа к защищаемой информации.
Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Информатизация – организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Информационная безопасность – состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.
Информационная инфраструктура – совокупность центров обработки и анализа информации, каналов информационного обмена и телекоммуникации, линий связи, систем и средств защиты информации.
Информационный потенциал – информация, зафиксированная на материальных носителях или в любой другой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве потребителям для решения широкого спектра задач, связанных с деятельностью государственных институтов, военно-промышленного комплекса и вооруженных сил, силы и средства, используемые для добывания, передачи, обработки, хранения и отображения информации, а также умонастроения людей, использующих эту информацию и средства и способных запускать и контролировать вещественно-энергетические процессы.
Информационные процессы – процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации.
Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Информационная сфера (среда) – сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.
Информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Информационная технология – организованная совокупность процессов, элементов, устройств и методов, используемых для обработки информации.
Конфиденциальная информация – документированная информация, правовой режим которой установлен специальными нормами действующего законодательства в области государственной, коммерческой, промышленной и другой деятельности.
Система защиты информации – совокупность органов и/или исполнителей, используемая ими техника защиты информации, а также объекты защиты, организованные и функционирующие по правилам, установленным соответствующими правовыми, организационно-распорядительными и нормативными документами о защите информации.
Система обеспечения информационной безопасности – совокупность правовых, организационных и технических мероприятий, органов, сил, средств и норм, направленных на предотвращение или существенное затруднение нанесения ущерба собственнику информации.
Примечание к документу
Республика Беларусь подписала с замечанием: "Решение Совета глав правительств СНГ о Концепции информационной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств в военной сфере для Республики Беларусь будет действовать в следующей редакции:
"Одобрить проект Концепции информационной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств в военной сфере и внести его на рассмотрение Совета глав государств".
14.07.1999 МИД Республики Беларусь уведомил депозитарий о том, что "замечание Республики Беларусь следует рассматривать в качестве заявления, которое не влияет на обязательность вышеупомянутого Решения для Республики Беларусь и действие Концепции в отношении Республики Беларусь".
Решение вступило в силу со дня его подписания.
Решение о концепции информационной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств в военной сфере
Минск, 4 июня 1999 года
Совет глав правительств Содружества,
- руководствуясь Соглашением о взаимном обеспечении сохранности межгосударственных секретов от 22 января 1993 года,
- в соответствии с Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 28 марта 1997 года об Основных мероприятиях интеграционного развития государств – участников Содружества Независимых Государств на 1997 год
решил:
1. Утвердить Концепцию информационной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств в военной сфере (прилагается).
2. Определить Концепцию информационной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств в военной сфере как основу для разработки документов об обеспечении информационной безопасности государств – участников СНГ в военной сфере.
3. Настоящее Решение вступает в силу со дня его подписания.
Совершено в городе Минске 4 июня 1999 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)