Концепция формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств
Утверждена Решением Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств
о Концепции формирования информационного пространства
Содружества Независимых Государств
от 18 октября 1996 года
Аннотация
Концепция формирования информационного пространства СНГ (далее – Концепция) подготовлена в соответствии с Решением Совета глав правительств от 3 ноября 1995 года и во исполнение Протокольного решения Совета глав правительств от 12 апреля 1996 года.
Концепция базируется на принятых ранее соглашениях государств – участников СНГ по сотрудничеству в различных сферах деятельности и прежде всего в сфере обмена информацией.
При подготовке Концепции были использованы материалы рабочих заседаний и консультативных встреч полномочных представителей государств и органов Содружества, организованных и проведенных Исполнительным Секретариатом СНГ во исполнение Решений Совета глав правительств о проведении согласованной политики по формированию единого информационного пространства СНГ от 26 мая 1995 года и о разработке проекта Концепции формирования информационного пространства государств – участников СНГ от 3 ноября 1995 года.
В Концепции были использованы также предложения по выработке и реализации информационной политики, подготовленные в Межгосударственном экономическом комитете Экономического союза, Межпарламентской Ассамблее СНГ, Межгосударственной телерадиокомпании "Мир", Совете руководителей государственных информационных агентств СНГ, информационных службах других органов Содружества, материалы ИТАР ТАСС, Информационного агентства "Интерфакс", Международной неправительственной организации "Интервидение", Международного центра научной и технической информации, документы ООН, Европейского Союза, национальных и международных научных организаций и объединений, других организаций.
Концепция носит рекомендательный характер, основана на констатации имеющегося информационного сближения государств Содружества и представляет собой систему согласованных взглядов на цели и приоритеты в сферах сотрудничества государств – участников СНГ в развитии межгосударственных информационных обменов.
Основные положения Концепции отражают:
- приоритетные цели и интересы проведения согласованной на межгосударственном уровне политики формирования информационного пространства СНГ;
- принципы и организационные основы сотрудничества государств – участников СНГ в сфере развития информационных и телекоммуникационных услуг;
- механизмы и условия реализации согласованных на межгосударственном уровне мероприятий и программ по развитию межгосударственных информационных обменов.
Концепция составлена с учетом основных положений национальных программ информатизации и развития систем связи, подготовленных в государствах Содружества.
Основные термины и определения
Информационное пространство СНГ – совокупность национальных информационных пространств государств – участников СНГ, взаимодействующих на основе соответствующих межгосударственных договоров по согласованным сферам деятельности.
Формирование информационного пространства СНГ – совокупность согласованных на межгосударственном уровне мероприятий и условий по развитию на взаимовыгодной основе межгосударственных информационных обменов в интересах сотрудничества государств – участников СНГ в согласованных сферах деятельности и в соответствии с международными принципами распространения информации в целях обеспечения и удовлетворения информационных потребностей граждан, предприятий, организаций и органов управления государств Содружества.
Информационная инфраструктура государств – участников СНГ – совокупность имеющихся в государствах Содружества информационных ресурсов, средств теле-, радио-, телефонной, телефаксной, специальной, спутниковой, почтовой, телеграфной связи и условий для их использования в интересах сотрудничества государств – участников СНГ в согласованных сферах деятельности.
Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Документированная информация (документ) – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Информационная технология – система методов и способов использования информационно-вычислительной техники и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения, поиска, обработки и распространения информации.
Информационные ресурсы – документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах), подготовленные и систематизированные в удобной и пригодной для использования форме.
Собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения – субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами.
Владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения – субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных законом.
Пользователь (потребитель) информации – субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации использующийся ею в соответствии с порядком, установленным собственником или владельцем информации.
Введение
Межгосударственные обмены информацией в новых политических и экономических условиях трансформировались для государств СНГ в широкомасштабную задачу формирования информационного пространства.
Для решения этой задачи на основе современных информационных технологий требуются выработка и проведение согласованной политики по формированию информационного пространства государств Содружества.
Концепция предполагает определение необходимых условий для реализации комплекса мероприятий по дальнейшему развитию межгосударственных информационных обменов на принципах независимости и взаимовыгодности, использования международных стандартов при создании и развитии информационных систем, широкого применения техники и технологий государств – участников СНГ.
Концепция ориентирована на решение следующих важнейших задач:
определение приоритетных направлений сотрудничества государств – участников СНГ в развитии межгосударственных информационных обменов;
предложение механизма реализации согласованной деятельности посредством политики независимого и взаимовыгодного сотрудничества со всеми готовыми к этому государствами и с учетом их национальных интересов и приоритетов.
Решение указанных задач является началом процессов создания качественно новой информационной среды и формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств.
1. Общие положения
Возникновение транснациональных экономических структур, информационных и телекоммуникационных систем свидетельствует о переходе от индустриальной к информационной ориентации развития экономики и общества. Глобальные информационные системы связывают мир в единое целое и делают все государства информационно взаимозависимыми, заставляя проявлять максимум внимания к качеству информационного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности общества.
Решение проблем информационного взаимодействия должно опережать по времени каждый очередной шаг в налаживании сотрудничества в той или иной сфере.
Формирование информационного пространства СНГ позволит полнее координировать реформы, создавать благоприятные условия для функционирования рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, обеспечивать равное право на приобретение в собственность имущества, владение, пользование и распоряжение им на территориях государств – участников СНГ, проводить согласованную политику в различных сферах.
Задачи, стоящие перед государствами – участниками СНГ в контексте формирования информационного пространства, не ограничиваются проведением внутренней информационной политики и развитием национального информационного пространства. Эти задачи связаны также с выявлением путей и средств расширения таких возможностей, которые позволили бы государствам – участникам СНГ извлечь максимум выгод из развития мировой информационной инфраструктуры.
В области формирования информационного пространства СНГ существуют закономерности, общие для всех государств Содружества и специфические для каждого государства. Причина этих специфических особенностей кроется в том, что не все элементы информационного пространства, как и общественные структуры отдельных государств находятся в одно и то же время на одной и той же стадии развития. Процесс развития государств – участников СНГ не является линейным и скорости вхождения каждого из государств в мировое информационное пространство могут быть различны.
Исходя из вышеизложенного, Концепция предусматривает:
- этапы формирования и развития информационного пространства СНГ;
- развитие нормативно-правовой базы взаимодействия в информационной сфере;
- повышение эффективности информационного взаимодействия в согласованных сферах;
- развитие социальных и культурных связей;
- защиту национальных интересов в сфере информации и информатизации.
Концепция является основой сотрудничества государств – участников СНГ в сфере информации и информатизации и будет осуществляться через национальные программы информатизации и целевые программы межгосударственного сотрудничества в согласованных сферах деятельности.
2. Цели и задачи формирования и развития
информационного пространства СНГ
Главной целью работ по формированию информационного пространства государств – участников СНГ является обеспечение взаимодействия национальных информационных пространств государств Содружества на взаимовыгодной основе с учетом национальных и общих интересов в деле развития сотрудничества в согласованных сферах деятельности.
В составе общих интересов государств Содружества могут быть названы:
- сохранение и развитие контактов граждан;
- беспрепятственное и нецензурируемое распространение открытой информации о жизнедеятельности государств – участников СНГ и органов Содружества;
- развитие образования, науки, техники и культуры;
- обеспечение доступа граждан, предприятий и организаций, органов государственного управления к национальным и международным информационным ресурсам по различным сферам согласованной деятельности на основе соответствующих межгосударственных договоров;
- обеспечение информационной безопасности;
- координация действий в борьбе с терроризмом, организованной преступностью и наркобизнесом;
- взаимодействие в области чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и катастроф, своевременное информирование по этим вопросам и информационное сопровождение при их ликвидации;
- создание условий взаимовыгодного использования информационных ресурсов государств – участников СНГ.
Имеется ряд важных конкретных задач, эффективное решение которых возможно только путем совместных усилий государств Содружества.
1. Разработка и принятие межгосударственных документов о трансграничном распространении информационной продукции.
2. Разработка и утверждение механизма доступа к национальным информационным ресурсам.
3. Принятие согласованных мер по оказанию информационно-телекоммуникационных услуг, по сохранению и развитию национального промышленного потенциала производства средств информатизации в государствах Содружества на основе кооперации и международного разделения труда.
4. Осуществление совместных мероприятий по использованию созданного ранее научно-технического потенциала и информационной инфраструктуры в государствах Содружества.
Эти цели, интересы и задачи явились определяющими для разработки основных положений Концепции формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств.
3. Основные принципы формирования и развития информационного пространства СНГ
Формирование информационного пространства государств – участников СНГ осуществляется с учетом следующих основных принципов:
- соблюдения прав суверенных государств на независимое формирование своего информационного пространства;
- соблюдения основных принципов всеобщей Декларации прав человека, других международных документов и заключенных договоров Содружества Независимых Государств в области межгосударственного обмена информацией;
- взаимовыгодности межгосударственных информационных обменов;
- обеспечения достаточного уровня информационной безопасности каждым из государств – участников СНГ;
- экономической целесообразности участия каждого государства в реализации межгосударственных мероприятий по развитию информационной инфраструктуры и сферы информационно-коммуникационных услуг;
- сохранения, развития и эффективного использования существующей информационной инфраструктуры государств – участников СНГ;
- соблюдения норм международного права и учета национальных интересов при разработке и согласовании подходов к сотрудничеству государств – участников СНГ в области информации;
- проведения согласованной научно-технической политики, обеспечивающей взаимодействие национальных информационных систем государств Содружества;
- использования наравне с государственными источниками финансирования различных привлеченных средств;
- выработки согласованных подходов в отношении регулирования ценообразования, налогообложения, таможенных пошлин и сборов на информационные услуги и продукцию;
- признания равенства сторон в праве на получение и распространение информации о событиях, происходящих в государствах – участниках СНГ, а также о деятельности органов Содружества;
- взаимной заинтересованности в расширении возможностей налаживания постоянных и оперативных каналов межгосударственного общения, обмена и распространения информации в Содружестве Независимых Государств.
Указанные принципы определяют деятельность по формированию информационного пространства как одну из приоритетных задач межгосударственного уровня, которая должна находиться под постоянным контролем Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества.
4. Нормативно-правовые механизмы формирования и развития информационного пространства СНГ
Интересы формирования и развития информационного пространства государств – участников СНГ обусловливают следующие первоочередные направления деятельности каждого из государств Содружества по развитию национальной нормативно-правовой базы в этой области:
- регулирование отношений собственности на информацию, информационные ресурсы, информационные структуры и технологии;
- регулирование доступа к информации;
- обеспечение безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем;
- защита авторских прав субъектов на основе международного права.
Важнейшими направлениями в области совершенствования законодательства в сфере информации для государств – участников СНГ является участие их представителей в работе международных организаций, а также организация обмена правовой информацией между ними.
Нормативно-правовые аспекты задачи формирования информационного пространства государств Содружества целесообразно обсуждать по отдельным секторам, элементам и формам информационного взаимодействия в соответствии с интересами и приоритетными направлениями формирования информационного пространства государств – участников СНГ.
5. Формирование, поддержка и использование информационных ресурсов в информационном пространстве СНГ
Совместное использование национальных информационных ресурсов осуществляется в соответствии с межгосударственными договорами. Для реализации этой цели следует создать взаимовыгодные условия для местных и зарубежных пользователей на доступ к национальным ресурсам.
При организации доступа к информационным ресурсам органов государственного управления, базам данных по законодательству, а также другим направлениям сотрудничества в социальной сфере будут осуществляться подходы, основанные на взаимовыгодном обмене информацией.
На государственном уровне решаются вопросы:
- законодательного регламентирования процедур доступа к информационным ресурсам;
- прав и обязательств собственников, владельцев и пользователей информационных ресурсов;
- обеспечения устойчивости и надежности информационного обслуживания.
6. Создание и развитие средств поддержки и обеспечения информационных процессов в информационном пространстве СНГ
Государства – участники СНГ осуществляют мероприятия по развитию сектора информационно-телекоммуникационных услуг и обеспечивают благоприятную обстановку для осуществления информационных процессов в тех случаях, когда это имеет важное значение с точки зрения их интересов и создает новые возможности информационных обменов для развития сотрудничества в соответствии с межгосударственными договорами и нормами международного права.
Для повышения оперативности межгосударственного документооборота в государствах Содружества создаются условия, позволяющие решать проблему электронной передачи документов.
Государства – участники СНГ создают экономические, институциональные и правовые условия для формирования механизмов межгосударственного сотрудничества предприятий и организаций, оказывающих информационно-телекоммуникационные услуги, включая способность предприятий и организаций приобретать, осваивать и приспосабливать к своим нуждам новые и новейшие технологии в целях развития общего рынка информационно-телекоммуникационных услуг.
7. Обеспечение информационной безопасности в информационном пространстве СНГ
Одной из важнейших проблем формирования информационного пространства государств – участников СНГ является обеспечение каждым из них собственной информационной безопасности и защиты своего информационного суверенитета. Для своевременного решения этих вопросов каждое государство – участник СНГ осуществляет своевременный мониторинг "противоречий" в информационной политике и угроз своему информационному суверенитету.
Практическое решение проблем обеспечения национальной информационной безопасности, привлечения к ответственности за угрозу или нарушение информационной безопасности в каждом из государств Содружества осуществляется в порядке, предусмотренном их национальным законодательством, нормами международного права, а также соответствующими межгосударственными договорами.
8. Автоматизированная система информационного обмена между государствами – участниками СНГ (АСИО СНГ)
АСИО СНГ является составной частью информационного пространства государств Содружества и предназначена преимущественно для обеспечения информационных обменов органов государственной власти и управления государств Содружества между собой и органами Содружества.
Состав подсистем, создаваемых в рамках АСИО СНГ и автоматизируемых ими функций, определяется на основе принятых государствами – участниками СНГ многосторонних договоров.
Интеграция подсистем государств Содружества, действующих в рамках АСИО СНГ, должна максимально сохранять их информационные и технические основы и обеспечивать преемственность накопленного опыта и научно-технического задела.
Нормативно-правовое обеспечение создания и функционирования АСИО СНГ должно базироваться на национальных законодательных актах государств – участников СНГ, межгосударственных договорах государств Содружества.
9. Организационные основы формирования и развития информационного пространства СНГ
Реализация решений о формировании информационного пространства государств Содружества осуществляется на основе пакета существующих и разрабатываемых межгосударственных договоров, которые обеспечивают организацию и правовое регулирование отношений в сфере информации и информатизации.
Организационное обеспечение взаимодействия организаций, ответственных за формирование информационного пространства в государствах Содружества, осуществляет Исполнительный Секретариат СНГ совместно с другими органами Содружества.
Задача создания межгосударственных информационных систем как составной части информационного пространства СНГ решается соответствующими межгосударственными отраслевыми органами. Свою работу они проводят, руководствуясь принятыми на межгосударственном уровне решениями, в том числе данной Концепцией.
10. Этапы формирования и развития информационного пространства СНГ
Формирование и развитие информационного пространства СНГ является масштабной и сложной задачей, требующей от государств – участников СНГ координации усилий в процессе решения широкого круга нормативно-правовых, технических и финансовых проблем на национальном и межгосударственном уровнях.
В укрепленном виде стратегия деятельности по формированию информационного пространства должна включать следующие два основных этапа.
Первый этап 1996 – 1997 гг. На первом этапе будет осуществлена проработка правовых, технических и организационных вопросов информационного взаимодействия государств – участников СНГ и органов Содружества. Результаты этой работы должны быть представлены в согласованном на межгосударственном уровне Перспективном плане подготовки документов и мероприятий по реализации Концепции формирования информационного пространства СНГ.
Будет согласован механизм информационной поддержки сотрудничества на межгосударственном уровне и на уровне прямых связей субъектов хозяйственной деятельности государств – участников СНГ.
Второй этап 1998 – 2000 гг. На этом этапе предполагается обеспечить широкий доступ граждан государств Содружества, органов государственного управления и субъектов хозяйственной деятельности к национальным информационным ресурсам в согласованных сферах и мировым информационным фондам.
Будет углублено взаимодействие информационных систем, обеспечивающих постоянное развитие межгосударственных информационных обменов по согласованным сферам деятельности.
Будут созданы правовые, политические, экономические и технические условия для межгосударственной кооперации в сфере информации и информатизации.
Будут в основном согласованы механизмы осуществления межгосударственного информационного обмена.
Конкретное содержание совместных межгосударственных мероприятий государств Содружества по формированию информационного пространства будет определяться национальными интересами и приоритетами государств – участников СНГ, решениями Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества и отражаться в межгосударственных программах и проектах, согласовываемых на многосторонней и двусторонней основе.
11. Финансово-экономические принципы формирования и обеспечения развития информационного пространства СНГ
Для достижения целей формирования информационного пространства необходимы значительные объемы финансирования.
Источниками финансирования могут быть:
- средства бюджетов межгосударственных органов, предназначенных на развитие их информационных систем;
- средства, получаемые в рамках программы технического содействия по международным программам;
- средства негосударственных организаций, коммерческих структур, общественных фондов и т.д.
Заключение
Межгосударственное сотрудничество в сфере информации и информатизации достаточно динамично.
Тенденция такова, что наработанный потенциал в принятых ранее договорах в этой сфере именно сейчас начинает работать и служит достаточной нормативно-правовой базой для налаживания сотрудничества и принятия конкретных практических решений в государствах Содружества.
Концепция формирования информационного пространства СНГ явится основой формирования рамочной программы сотрудничества государств Содружества в сфере информации и информатизации и будет осуществляться через национальные программы информатизации и целевые программы международного сотрудничества в сфере информации и информатизации.
Решение о концепции формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств
Москва, 18 октября 1996 года
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решил:
1. Утвердить Концепцию формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств (прилагается).
2. В целях реализации вышеназванной Концепции возложить на Исполнительный Секретариат Содружества Независимых Государств организационное обеспечение взаимодействия органов Содружества и организаций, ответственных за формирование информационного пространства в государствах Содружества.
3. Исполнительному Секретариату Содружества с участием полномочных представителей государств – участников СНГ и органов Содружества, заинтересованных ведомств государств – участников Содружества, национальных и международных научных организаций и объединений завершить разработку проекта Перспективного плана подготовки документов и мероприятий по реализации Концепции формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств и внести его на рассмотрение Совета глав правительств Содружества в 1997 году.
Совершено в г. Москве 18 октября 1996 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)
Примечание.
Перспективный план утвержден Решением от 25.11.1998.