Галерея славы

Штейнберг Виталий Иосифович

В.И. Штейнберг — главный конструктор ФГУП НИИ «Аргон», к.т.н, старший научный сотрудник. С 1964 г. разрабатывает бортовые и др. спецкомпьютеры, автор ЭВМ на первых монолитных интегральных схемах и многокристальных БИС. Его, первый в СССР работающий на ходу, мобильный комплекс «Бета-3М» был принят, как часть АСУ, на вооружение Советской Армии и стран Варшавского договора. Бортовые ЭВМ «Аргон» его конструкции широко используются в наземных, морских, авиационных и космических объектах.

Начало

Штейнберг Виталий Иосифович

Штейнберг Виталий Иосифович

Виталий Иосифович Штейнберг родился 24 декабря 1941 года в городе Шумерля Чувашской АССР, куда его родители были эвакуированы из Москвы в начале Великой Отечественной войны.

Отец Виталия Иосифовича — Иосиф Самойлович Штейнберг (1911-1982 гг.), учёный-инженер по холодной обработке металлов, большую часть жизни отдал оборонной промышленности. Во время войны он работал в специальных бригадах по организации производства необходимой фронту военной продукции на оборонных заводах, эвакуированных с запада. Их передислоцировали, в основном, в Поволжье: Саратов, Куйбышев (Самара), Молотов (Пермь).

После войны отец руководил научно-исследовательской лабораторией упрочнения деталей стрелкового и артиллерийского вооружения, а в 1953 году его направили, как коммуниста-специалиста, на помощь сельскому хозяйству. Проработав несколько лет на Лебедянской машинотракторной станции в Липецкой области, он был назначен на Липецкий тракторный завод — заместителем главного технолога по новой технике. В последние годы перед выходом на пенсию работал в Калининграде (г. Королев), где руководил лабораторией в конструкторском бюро химического машиностроения (КБ ХИММАШ).

родители В.И. Штейнберга

Родители

Мать Виталия — Серафима Васильевна Штейнберг (Катасонова) (1912-1992 гг.), педагог по образованию, до войны работала учительницей в сельской школе в Лебедянском районе Липецкой области, а позднее в одной из Московских школ. Перед самой войной была ответственным секретарем в редакции журнала «Техника молодежи», а в военные и последующие годы занималась воспитанием детей и внуков. Последние годы трудовой биографии снова работала: инспектором Калининградского Конструкторского бюро ХИММАШ, там же где и отец.

В Подмосковный Калининград Штейнберги вернулись из эвакуации в 1943 году где их поселили в одной комнате в коммунальной квартире.

Отец всегда много работал, значительное время проводил в служебных командировках; детьми занималась мама — профессиональный педагог. Она всегда требовала честного и добросовестного отношения к учёбе и любой работе и воспитывала в них ответственность за порученное дело, трудолюбие и уважение к старшим.

Старшая сестра Наталья (1934 г. р.) окончила Калининградскую среднюю школу с золотой медалью. Затем поступила во 2-й Московский медицинский институт, а когда получила диплом, то вместе с мужем и сыном, переехала в г. Дубну Московской области — знаменитый научный центр. Там Наталья проработала врачом-гинекологом, в медсанчасти Объединенного института ядерных исследований, вплоть до самого выхода на пенсию.

Виталий и Наташа Штейнберг

Виталий и Наташа

До 6-го класса Виталий учился в Калининградской мужской средней школе, других тогда не было. Потом в стране прошла реформа образования, было введено совместное обучение: ребята и девочки занимались в общих классах — новинка, по тем временам, впечатляющая.

В свободное время, Виталий посещал кружок фотографии и детский хор городского клуба, вместе со своим классом часто ездил в Москву — на экскурсии и в театры.

Летние каникулы проводил в Подмосковных пионерских лагерях — интересно и весело: походы, кружки, увлечения, спортивные соревнования, а также посильная (бесплатная) помощь колхозам. Последнее хорошо развивало социальные навыки: взаимопомощь, отсутствие эгоизма и т.п.

К сожалению, школу вскоре пришлось сменить. Семья переехала в Лебедянь; Виталий оканчивал там восьмой класс, а 9 и 10-ый — уже в самом Липецке, в городской школе № 10. Учился хорошо, за что и получил серебряную медаль. Будучи рослым юношей (186 см) в 10-ом классе играл в баскетбол за сборную команду Липецкого тракторного завода.

Институт

Виталий Штейнберг – 20-летний студент МЛТИ

Виталий Штейнберг — 20-летний студент МЛТИ

Окончив школу в 1958 году, Виталий вернулся в Москву. Для начала проработал несколько месяцев токарем на опытном заводе ОКБ А.Н. Туполева, а в 1959 году поступил на дневное отделение Московского лесотехнического института — МЛТИ (теперь Московский государственный университет леса), на, тогда новый, Факультет Электроники и Счётно-решающей Техники (ФЭСТ). Он выбрал специальность: «Математические и счётно-решающие приборы и устройства». Создать этот факультет для подготовки работников оборонных предприятий по новым квалификациям предложил сам С.П. Королёв — главный конструктор ракетно-космической техники.

В институте Виталия избрали секретарём комсомольской организации курса; летом он руководил студенческим строительным отрядом. Будучи рослым, крепким, подвижным парнем Виталий продолжал заниматься спортом — с удовольствием играл в гандбол, за сборную команду института.

Подобно многим вузам тех лет МЛТИ имел военную кафедру; Виталий получил ещё одну специальность — «Штурман ВВС» и воинское звание лейтенант (запаса). Студентом стажировался на самолётах АН-12 в полку военно-транспортной авиации, а впоследствии, когда занялся специальными ЭВМ, знакомство с азами военной техники оказалось совсем не лишним. Институт он окончил в 1964 году, с большим успехом, получив квалификацию инженера-электрика.

Распределение

Защитив диплом, Виталий Штейнберг распределился в Научно-исследовательский институт электронных математических машин (НИЭМ) Министерства радиопромышленности СССР. НИЭМ имел солидную историю, поскольку вырос на базе своего предшественника — знаменитого СКБ-245, образованного в декабре 1948 г. Постановлением Совета Министров СССР. Именно здесь создавались первые советские серийные ламповые ЭВМ Стрелаучаствовавшие в работе Центра управления космическими полётами, популярная ЭВМ М-20 , полупроводниковые «высокоскоростные» ЭВМ М-220 и М-222, несколько уникальных специальных вычислительных комплексов и унифицированных ЭВМ для систем ПВО: «Радон», «Клён» и др.

В НИЭМ молодого инженера зачислили в отдел № 9 — одно из ведущих подразделений института. Отдел возглавлял Адольф Фёдорович Кондрашёв, а лабораторию, в которой Штейнберг перед этим проходил преддипломную практику и дипломное проектирование, Владимир Моисеевич Карасик. Оба руководителя — выпускники Московского энергетического института, были одними из ведущих создателей первых отечественных ЭВМ. До Кондрашёва отделом № 9 руководил Михаил Кириллович Сулим, а до него — Башир Искандерович Рамеев, внёсшие выдающийся вклад в становление и развитие вычислительной техники в СССР. Штейнбергу очень повезло с руководителем. Главный конструктор В.М. Карасик оказался не только талантливым учёным и инженером, но и прирождённым педагогом, сыгравшим огромную роль в становлении молодого специалиста. Под его опекой Штейнберг сформировался не только как инженер-разработчик средств ВТ, но и как научный работник.

Именно Карасик рекомендовал его в заочную аспирантуру при НИЭМ и сам же стал его первым научным руководителем. Потом, по его инициативе, Штейнберга назначили заместителем начальника научно-тематического отдела, а позднее, отделения бортовых вычислительных машин, руководимого в то время Кондрашёвым.

Интенсивная работа НИЭМ стала настоящим кладезем новых знаний для вчерашнего выпускника. Передовые проекты были необыкновенно увлекательны, хотя ни о какой «лёгкой жизни» не было и речи. Помимо рабочих нагрузок сложности происходили от всяких бытовых мелочей. Так, немалым испытанием оказалась дорога в институт; для регламентирования загрузки общественного транспорта администрация Моссовета предписывала начинать работу городских организаций согласно специальному графику. Институту предложили на выбор два варианта — 10.00 либо 7.30. Большинство сотрудников выбрало 7.30, чтобы заканчивать пораньше. Не трудно представить начало рабочего дня Виталия Штейнберга, жившего за городом и регулярно добиравшегося «на перекладных»: две электрички, между ними кросс через железнодорожные пути для экономии времени. Любой сбой на транспорте оборачивался опозданием на работу, что в оборонной организации считалось чуть ли не преступлением. К счастью, в 25 лет подобный режим трагедией не кажется.

Бортовые компьютеры

Вскоре после появления первых ЭВМ сформировалась и концепция «Бортового компьютера». Под бортовой ЭВМ, обычно понимается компьютер , размещённый на (любом) движущемся объекте (корабле, самолете, ракете, космической станции, специальном транспортном средстве и т. п.) и функционирующий во время его движения .

По мере миниатюризации и распространения базовых электронных элементов — транзисторов, диодов, затем интегральных схем, микросхем, микропроцессоров («чипов») и т. д., размеры бортовых ЭВМ значительно уменьшаются, а надёжность работы резко возрастает. Также растут и их многообразие, экономичность и «популярность».

С 1964 г. институт стал головным предприятием страны по бортовым ЦВМ (БЦВМ), сосредоточившись на исследованиях по «бортовой тематике». С тех пор разработано и успешно внедрено в серийное производство и штатную эксплуатацию более 30 типов БЦВМ и вычислительных комплексов для ракетно-космических, авиационных и мобильных наземных объектов. Многие из них, изготовленные в больших количествах, находятся в эксплуатации и в наши дни. Предприятие накопило богатый опыт создания высоконадёжных и компактных вычислительных средств, предназначенных для работы в тяжёлых внешних условиях.

Бета-3м – ЭВМ “для работы в тяжёлых условиях”

Бета-3м — ЭВМ «для работы в тяжёлых условиях»

НИЦЭВТ

В 1968 году НИЭМ вошёл в состав вновь организованного Научно-исследовательского центра по электронной вычислительной технике (НИЦЭВТ), ставшего впоследствии головной организацией Научно-производственного объединения «Персей» (НПО «Персей»).

Отсек радиста ЭВК Бета-3м

Отсек радиста ЭВК Бета-3м

Задний отсек ЭВК Бета-3м

Задний отсек ЭВК Бета-3м

БЦВМ А-50

БЦВМ А-50

В.И. Штейнберг лично участвовал в разработках первых отечественных БЦВМ на монолитных интегральных схемах и многокристальных БИС. Он, один из авторов логического проекта серии 216 многокристальных БИС, основной компонентной базы бортового цифрового вычислительного комплекса А-30 ( ЭВМ «А-30» ) — многомашинной вычислительной системы авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения, мобильной АСУ ПВО.

При разработке БЦВМ использовались прогрессивные системы автоматизации проектирования и контроля качества. Широкое практическое применение получили научно-обоснованные методы технической диагностики узлов и блоков, почти полностью исключившие необходимость этапа комплексной наладки при их производстве.

Конструкторы БЦВМ использовали самую современную для того времени отечественную элементную базу и новые материалы, часть из которых была специально создана для этого проекта по заданию института. Заложенные в проектах прогрессивные конструктивно-технологические решения, обеспечивали высокое качество и надёжность базовых моделей, их межвидовое использование в системах вооружения. Специалисты также тщательно изучали зарубежный опыт создания ЦВМ подобного класса по доступной литературе, равно как и опыт отечественных предприятий, работавших в этой области.

В.И. Штейнберг занимал должности заместителя начальника отдела, отделения, начальника Комплексного отделения бортовых цифровых вычислительных машин, заместителя главного инженера НИЦЭВТ и НПО «Персей» по спецтехнике и заместителя главного конструктора БЦВМ комплекса «Аргон». Как учёный и инженер он руководил разработкой нескольких поколений базовых унифицированных бортовых вычислительных машин и комплексов для ракетно-космических, авиационных, мобильных и стационарных объектов. Он также был главным конструктором мобильных Электронных Вычислительных Комплексов (ЭВК) «Бета-2», «Бета-3М» и базовых межвидовых БЦВМ: ЭВМ «А-30» , ЭВМ «А-40» , ЭВМ «А-50» .

Мобильный ЭВК «Бета-2» использовался на первом этапе Государственных испытаний автоматизированной системы управления войсками фронта. ЭВК «Бета-3 М» был первым отечественным мобильным вычислительным комплексом, работавшим во время движения («на ходу»). В составе АСУ, его приняли на вооружение Советской Армии и стран Варшавского договора. Ряд машин: ЭВМ «А-30» , ЭВМ «А-40» , ЭВМ «А-50» стал пионерским проектом создания бортовой вычислительной техники, программно совместимой со стационарными моделями ЭВМ общего назначения серии ЕС ЭВМ.

На БЦВМ этого класса были созданы десятки систем и комплексов авиационного, мобильного и морского базирования объектов, приоритетных для обороны страны.

В.И. Штейнберг руководил внедрением БЦВМ комплекса «Аргон» (Серия «Аргон») в серийное производство на девяти заводах Министерства радиопромышленности. В связи с необходимостью расширения фронта работ по разработке БЦВМ он инициировал и участвовал в создании филиалов в Кишинёве и Владивостоке, взявших на себя часть заданий московского коллектива.

Многократно выезжал он и в Литву, в НПО «Venta» (г. Вильнюс) и на завод «Nuklon» (г. Шяуляй), где разрабатывалась и внедрялась в серийное производство серия 216. Там он принимал необходимые решения по проблемам качества и надёжности серии в конкретных производственных условиях.

На ряд новых изобретений и решений, закладывавшихся в архитектуру и схемотехнику БЦВК ЭВМ «А-30» , были получены авторские свидетельства. При разработке ЭВМ «А-30» , впервые в практике проектирования БЦВМ использовались ячейки (типовые элементы замены), выполненные на многослойных печатных платах, изготовленных по технологии сквозной металлизации. Каждая функциональная ячейка имела разъёмные соединения, межъячеечный монтаж выполнялся методом «накрутки».

Принятые базовые решения по конструкции изделий продемонстрировали высокую технологичность изготовления и, в условиях серийного заводского производства, обеспечивали выпуск этих изделий в необходимых количествах, при приемлемой трудоёмкости.

В.И. Штейнберг также внёс значительный вклад в деятельность Межведомственного координационного совета (МКС) по БЦВМ.

МКС по БЦВМ

МКС по БЦВМ был создан согласно правительственному решению для унификации БЦВМ, создававшихся для оборонных нужд. К этому времени их уже разрабатывал целый ряд научных коллективов страны в различных оборонных министерствах (судостроительной-, авиационной-, радиопромышленности, общего машиностроения и т. д.).

В.И. Штейнберг, в то время заместитель главного конструктора комплекса БЦВМ «Аргон», возглавил разработку государственной программы создания унифицированных семейств БЦВМ (СБ ЭВМ) для перспективных систем управления, базировавшихся на единых подходах к архитектуре, программному обеспечению, унифицированной элементной базе и т. п. Межведомственная программа СБ ЭВМ, включала создание 16 базовых моделей для перспективных систем управления. В 1986 году её разработка завершилась, а после успешной правительственной приёмки вышла директива об исполнении.

В рамках МКС было организовано сотрудничество главных конструкторов по БЦВМ, назначенных в каждом из министерств, имевших отношение к оборонной промышленности. Результатом сотрудничества стала разработка Государственных программ создания унифицированных семейств бортовых ЭВМ, унифицированного периферийного оборудования и электронной компонентной базы.

В 1991 г. Виталий Иосифович, параллельно с основной работой, возглавил Исполнительную дирекцию Ассоциации заказчиков и потребителей унифицированных изделий электронной техники — Фонд «УНИЭТ», объединяющую около 150 предприятий оборонного комплекса и проводящую единую техническую политику в области компонентной базы для радиоэлектронной аппаратуры, он же стал заместителем Председателя Правления Ассоциации.

Аргон

НИИ Аргон

НИИ Аргон

В 1985 году из состава НИЦЭВТ выделился коллектив комплексного отделения по БЦВМ, на его базе образован Научно-исследовательский институт «Аргон», возглавивший и работу с филиалами. С 1986 г. по сентябрь 2000 г. В.И. Штейнберг был первым заместителем директора по научной работе — главным инженером НИИ «Аргон», а с октября 2000 г. по февраль 2006 г. — директором института и главным конструктором БЦВМ комплекса «Аргон». В феврале 2006 г. назначен главным конструктором НИИ «Аргон».

Разразившийся в 1990-е годы общий кризис экономики страны, связанный с распадом СССР, стал тяжёлым испытанием для коллектива института. Численность персонала НИИ «Аргон» в эти годы упала в несколько раз, практически прекратили существование филиалы. Основной задачей В.И. Штейнберга было сохранение ядра коллектива и научно-технического потенциала института, наработанного за многие годы напряжённой работы.

С середины 90-х годов под его руководством выполнен ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по созданию нового поколения средств бортовой вычислительной техники для перспективных систем и объектов специального назначения. Он организовал разработку БЦВМ, программно совместимых с персональными ЭВМ серии IBM PC , а его многомашинный мультипроцессорный многофункциональный бортовой вычислительный комплекс ЕА-2170 стал основой нового поколения воздушно-командных пунктов и ряда других авиационных и мобильных объектов.

ЕА-2170

ЕА-2170

В эти годы институт завершил многолетнюю разработку средств бортовой вычислительной техники нового поколения для ракет и космических объектов, в том числе для российских модулей Международной космической станции (МКС) и телекоммуникационных спутников серии «Ямал». Разработаны и внедрены в производство комплексы встраиваемых вычислительных средств, предназначенных для авиационных и мобильных терминалов связи нового поколения. Проведены опытные конструкторские работы по замене морально устаревших БЦВМ на БЦВМ нового поколения в ряде модернизированных систем вооружения. Началось создание новой техники с использованием технологий «системы-на-кристалле».

С конца 1980-х в Российской инженерной и научной областях началась катастрофическая утечка кадров, а «новые веяния» 1990-х и вовсе «переориентировали» большую часть молодежи на «новые ценности». Популярность научной работы падала, а часто ещё и дискредитировалась. Преднамеренно или по недомыслию — понять трудно. Однако необходимость принимать срочные меры и, прежде всего, не уронить уровень подготовки молодых специалистов не вызывала сомнений.

Учитель

В 1996 г. Штейнберг сам взялся за «спасение научной молодёжи». Он возглавил филиал кафедры «Вычислительные системы и сети» Московского государственного института электроники и математики при НИИ «Аргон», где назначен профессором и председателем Государственной аттестационной комиссии. Под его руководством в филиале кафедры введены в учебную программу курсы лекций: «Сети рабочих станций», «Организация памяти в ВПВС», «Организация и проектирование в ВПВС», «Архитектура высокопроизводительных вычислительных систем (ВПВС)», и др. для студентов 4 — 5 курсов.

Сам В.И. Штейнберг автор свыше 70 научных трудов, изобретений, научно-методических пособий. Он кандидат технических наук, старший научный сотрудник.

Вклад В.И. Штейнберга в создание средств бортовой вычислительной техники отмечен орденами «Знак почёта» и «Трудового Красного Знамени», четырьмя медалями, почётной грамотой Правительства Российской Федерации, юбилейной медалью С.П. Королёва, значком «Почётный радист», ему присвоено почётное звание «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации».

Виталий Иосифович — человек, по характеру, очень надёжный с чувством собственного достоинства и твёрдыми принципами; коммунисты НИЦЭВТ в течение 25 лет избирали В.И. Штейнберга в партийный комитет предприятия.

Семья

дочери Штейнберга

Несмотря на хроническую перегруженность работой, Виталий Иосифович умеет находить время и для домочадцев, ведь ещё в 1965 г. у него появились дочери-близнецы.

Девочки выросли, с успехом окончили Московский институт радиотехники, электроники и автоматики по специальности «Вычислительная техника». У них уже свои семьи. У Виталия Иосифовича растут внуки. Когда находится свободное время — любимые занятия: автомобиль, садовый участок, работа электроинструментом по дереву и металлу. В.И. Штейнберг — большой любитель русской и зарубежной классической литературы, русского романса и народных песен.